рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Статистический анализ фондового рынка региона

Ж. Непривлекательные регионы с практически отсутствующим фондовым рынком. В эту группу попадают регионы, индикаторы развития фондового рынка в которых имеют нулевые или близкие к нулю значения. Роль фондового рынка как фактора инвестиционной привлекательности здесь вряд ли осознана. Основные инвестиции поступают, как правило, из бюджетных ассигнований. Чтобы создать предпосылки формирования фондового рынка здесь, необходимы значительные усилия государственных региональных органов управления.

Выделенные семь типологических групп регионов, различаясь по уровню развития фондового рынка, характеризуются соответствующими значениями интегрального индикатора. Определение границ типологических групп осуществляется по следующей методике.

Сначала рассчитывается среднее значение интегрального индикатора: сумма значений интегральных индикаторов по всем регионам, включая эталонный, делится на количество регионов. Предполагается, что от среднего значения интегрального индикатора до верхней границы и до нижней границы его изменения должно быть одинаковое количество типологических групп. В нашем исследовании выделено семь типологических групп, причем последняя (седьмая) может быть получена путем выделения из шестой типологической группы, поскольку их содержательные характеристики близки. Таким образом, необходимо выделить шесть типологических групп. Одинаковое количество (шесть) типологических групп можно получить:

– путем деления на три разницы между значением верхней границы интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора;

– путем деления на три разницы между средним значением интегрального индикатора и значением нижней границы.

Таким образом, границы первой, второй и третьей типологических групп рассчитываются исходя из величины, определенной как разница между максимальным, эталонным значением интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора, поделенная на три. И, следовательно, границы первой типологической группы устанавливаются от максимального значения индикатора до двух третей разницы, границы второй группы – от одной трети до двух третей разницы, и третьей группы – от среднего значения интегрального индикатора до одной трети разницы между максимальным значением интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора.

Границы четвертой, пятой и шестой типологических групп рассчитываются как разница от среднего значения интегрального индикатора и нижней границы интегрального индикатора, поделенная на три. Так, границы четвертой типологической группы устанавливаются от среднего значения интегрального индикатора до двух третей разницы, пятой группы – от одной трети до двух третей разницы от среднего значения интегрального индикатора и нижней границы интегрального индикатора.

Границы шестой и седьмой типологических групп определяются несколько искусственно. Седьмая группа выделена для регионов, в которых фондового рынка практически нет. Для этой группы граница устанавливается от нижней границы интегрального индикатора до 1. Граница шестой типологической группы устанавливается от 1 до одной трети разницы между средним значением и нижней границей интегрального индикатора.

Каждый из исследуемых регионов по значению интегрального индикатора относится в соответствующую типологическую группу. В каждой из выбранных типологических групп подсчитывается количество регионов. Проводится содержательный анализ типологических групп, и делаются выводы об уровне развития фондового рынка регионов с позиций инвестиционной привлекательности в разрезе каждой типологической группы и отдельных регионов, попавших в эти группы. Цель такого анализа – выявление общих закономерностей в типологических группах и особенностей отдельных регионов, влияния этих особенностей на характеристику типологической группы в целом.


2. Показатели индикаторов фондового рынка

 

2.1 Показатели значимости региональных эмитентов в народном хозяйстве

Значимость региональных эмитентов в народном хозяйстве страны формируют такие показатели, как:

– активы региональных эмитентов;

– объем реализации продукции;

– капитализация региональных компаний;

– количество эмитентов региона, документа для регистрации ценных бумаг которых представлены в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

– количество эмитентов региона в рейтинге крупнейших компаний России по объему реализации продукции и по рыночной стоимости (капитализации).

Чем больше крупных по объему активов эмитентов на территории региона, тем он более привлекателен для инвесторов.

Для оценки инвестиционной привлекательности эмитента используется такой показатель, как объем реализации продукции, характеризующий не только количество произведенной продукции, выраженной в стоимостной оценке, но и полезность продукции, поскольку речь идет о реализованной продукции. Большой объем реализации продукции свидетельствует о том, что эта продукция находит рынки сбыта. Однако если рассматриваемые эмитенты принадлежат к различным отраслям, прямое сравнение объемов производства вряд ли целесообразно: объем производства в сырьевых отраслях практически всегда больше, чем в других.

Важным показателем, характеризующим потенциал эмитентов региона при его оценке, является капитализация эмитента. В общем случае капитализация определяется как сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций. В свою очередь, рыночная стоимость рассчитывается как произведение количества акций, выпушенных эмитентом, на их цену, которая устанавливается на рынке. Таким образом, капитализацию можно посчитать только для тех эмитентов, акции которых продаются и покупаются на фондовом рынке.

Другой важнейшей характеристикой значимости эмитентов, но уже для инвестора, является их капитализация. Высокий уровень капитализации означает, что при относительно небольших первоначальных вложениях в ценные бумаги эмитента инвестор может получить большие доходы, владея ценными бумагами с высокой капитализацией.

Показатель, характеризующий количество эмитентов не отражает роль государства для этих предприятий и служит лишь ориентиром инвесторам для формирования совокупности ценных бумаг эмитентов, инвестиции в которые могут принести значительные доходы в будущем.

2.2 Показатели способности региональных эмитентов привлекать ресурсы на свободном рынке

Способность региональных эмитентов к заимствованию средств на свободном рынке характеризуется следующими показателями:

– количеством зарегистрированных эмиссий ценных бумаг (акций и облигаций), региональных эмитентов;

– объемом зарегистрированных эмиссий ценных бумаг субъектов Российской Федерации и местных органов власти;

– количеством региональных эмитентов, ценные бумаги которых допущены в торговые системы организаторов торгов;

– объемом сделок в Российской торговой системе (РТС) по акциям региональных эмитентов.

Количество эмиссий акций и долговых обязательств корпораций, а также общий объем выпуска ценных бумаг региональных администраций свидетельствует о продвинутости этих эмитентов, об опыте привлечения инвестиций со свободного рынка. Несмотря на трудности в период экономического кризиса, дефолт отдельных субъектов федерации по долговым инструментам, опыт привлечения инвестиций через фондовый рынок и эмиссионная активность будут способствовать привлечению инвестиций и выходу из экономического кризиса.

Допуск ценных бумаг региональных эмитентов в торговые системы очень важен для эмитента за рубежом. Каждый из организаторов торгов – биржа или внебиржевая система – имеет соответствующий рейтинг в финансовом сообществе, показывающий степень надежности того или иного эмитента. В настоящее время лидером среди организаторов торгов по корпоративным ценным бумагам является Российская торговая система (РТС). Поэтому в качестве одного из показателей, формирующих этот индикатор, можно выбрать объем сделок с ценными бумагами региональных эмитентов в РТС.

Показатели количества эмиссий ценных бумаг корпораций, количества эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению в торговые системы, и показатель объема сделок в РТС являются в равной степени значимыми. Действительно, от количества эмиссий зависит общий объем ценных бумаг, потенциально способных обращаться на рынке, а от количества эмитентов, допущенных в торговые системы, – объем бумаг, доступных для инвесторов, предпочитающих цивилизованные способы обращения ценных бумаг, т.е. объем сделок в РТС.

2.3 Показатели потенциала фондовых посредников и управляющих

Потенциал фондовых посредников и управляющих описывается следующими показателями:

– количеством организаций, имеющих лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами;

– количеством банков (самостоятельных региональных и филиалов иногородних);

– количеством управляющих компаний, в качестве которых рассматривали управляющие компании паевых инвестиционных фондов, поскольку только по ним в настоящее время существует развитое законодательство, тогда как законодательство по инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам находится в стадии разработки.

Фондовые посредники являются элементом, связывающим эмитентов и инвесторов ценных бумаг, и без их функционирования вряд ли можно представить полноценный фондовый рынок, поэтому фондовым посредникам – и банкам и небанковским организациям придана большая значимость в индикаторе потенциала фондовых посредников и управляющих. Банки, играя ту же роль фондовых посредников, аккумулируют к тому же финансовые ресурсы. Но для рассматриваемого индикатора небанковские фондовые посредники и банки должны иметь равную значимость. Это утверждение основывается на результатах анализа направлений работы фондовых посредников на рынке ценных бумаг. Так, фондовые посредники, не являющиеся банками, играют большую роль в корпоративном секторе ценных бумаг. Самые крупные из этой категории фондовых посредников работают и в корпоративном, и в государственном секторе ценных бумаг. Многие из фондовых посредников, не являющиеся банками, практически не проводят операций на рынке государственных ценных бумаг. Банки в основном работают на рынке государственных ценных бумаг и только некоторые из них приступили к работе на рынке корпоративных ценных бумаг.


2.4 Показатели уровня развития инфраструктуры фондового рынка

Для оценки индикатора уровня развития инфраструктуры можно использовать показатели количества организаций в регионе, имеющих лицензии на осуществление деятельности:

– по организации торговли на рынке ценных бумаг;

– депозитарной деятельности;

– по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг;

– по определению взаимных обязательств (клиринг). Дополнительно можно привлечь и такие показатели уровня развития инфраструктуры, как наличие телекоммуникационных систем, обеспечивающих связь федерального и регионального фондовых рынков, и специализированных информационных и обучающих институтов, позволяющих формировать среду фондового рынка.

Телекоммуникационные и информационно-обучающие системы мы не рассматриваем из-за трудностей количественной их оценки. Поэтому показатели, характеризующие индикатор уровня развития инфраструктуры фондового рынка представлены лишь количеством лицензированных организаторов торговли, депозитариев и регистраторов.

Соотношение между этими показателями обусловили следующие моменты. Регистраторы и депозитарии являются элементами инфраструктуры, наличие которых обязательно для существования как организованного, так и неорганизованного рынка ценных бумаг. В условиях формирующегося фондового рынка (а именно такую стадию переживает большинство регионов России) наличие регистраторов и депозитариев является необходимым условием для становления и ускоренного формирования фондового рынка. Вот почему этим показателям придается большая значимость в индикаторе уровня развития инфраструктуры.

Что касается соотношения весов между регистраторами и депозитариями, то они должны быть равными. Это утверждение основывается на той роли, которую играют регистраторы и депозитарии в качестве структурных элементов фондового рынка. Регистраторы, главной задачей которых является введение реестра владельцев ценных бумаг, имманентно связаны с эмитентами как субъектами фондового рынка, выпускающими ценные бумаги.

Депозитарии, напротив, решают задачу хранения и учета ценных бумаг инвесторов и тем самым непосредственно связаны с обслуживанием инвесторов. Если эмитенты и инвесторы играют одинаково важную роль на фондовом рынке, то и регистраторы и депозитарии также имеют одинаково важное значение и поэтому должны иметь равные веса в индикаторе уровня развития инфраструктуры фондового рынка. Показатель количества организаторов торгов позволяет судить о потенциальных центрах фондовой активности, которые могут сложиться благодаря наличию в этих регионах организаторов торгов.

Однако в настоящее время организаторы торгов играют, хотя и существенную, но менее значимую роль, чем регистраторы и депозитарии. Это связано с тем, что во многих регионах России фондовый рынок находится только в стадии формирования и значение организованных рынков ценных бумаг будет возрастать в перспективе.

2.5 Показатели уровня регулирования фондового рынка

В общем случае индикатор уровня регулирования фондового рынка региона может быть отражен такими показателями, как:

– наличие регионального отделения ФКЦБ;

– наличие отделений саморегулируемых организаций;

– наличие региональных ассоциативных союзов.

В данной работе эти показатели конкретизированы через следующие показатели:

– количество профессиональных участников, приходящихся на региональное отделение ФКЦБ;

– количество в регионе членов НАУФОР;

– количество в регионе членов ПАРТАД.

Членство в региональных ассоциативных союзах не учитывалось, поскольку большая часть членов Ассоциации фондовых дилеров Сибири находится в Новосибирске, и Новосибирск тем самым получил бы дополнительные преимущества.

Регулирование фондового рынка является важнейшей функцией государственных органов власти, и этот показатель должен иметь больший удельный вес в индикаторе уровня регулирования фондового рынка.


3. Статистическое исследование фондового рынка региона

Имеются данные о количестве профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа.

Таблица 3.1. Количество профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа за период 2001–2005 гг.

2001 2002 2003 2004 2005
Регион СФО Профучастники РЦБ Профучастники РЦБ Профучастники РЦБ Профучастники РЦБ Профучастники РЦБ
Республика Алтай 4 3 1 1 1
Республика Бурятия 3 3 2 2 1
Республика Хакасия 7 5 3 3 3
Алтайский край 8 6 4 2 3
Красноярский край 22 21 17 13 14
Иркутская область 22 22 19 21 21
Кемеровская область 19 17 17 13 14
Новосибирская область 42 43 40 30 31
Омская область 21 21 21 14 15
Томская область 15 12 9 5 4
Читинская область 2 2 2 1 1
СФО, всего 165 155 132 105 108

Число профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа довольно быстро снижается с каждым годом. Для наглядности в приложении 3 приведена гистограмма тенденции развития числа профессиональных участников в регионах Сибири за данные периоды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.