рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Бюджетный дефицит и государственный долг

В целом за январь-август 2007 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.

Профицит государственных финансовых ресурсов, аккумулируемых в республиканском бюджете, за период январь - август 2006 года составил около 590 млрд. рублей за счет опережающих темпов поступающих доходов целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения по сравнению с производимыми расходами.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за аналогичный период 2007 года составило 2,0 трлн. рублей в основном за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения и инновационных фондов над их расходами.

Млрд. руб.

Показатели Уточненный план на 2007 год Исполнено за январь-август В% к плану 2007 года
Всего доходов 31976,1 22781,1 71,2
из них:
 - налог на прибыль 2206,1 1344,7 61,0
 - налог на добавленную стоимость 5800,2 3785,9 65,3
 - акцизы 2825,1 1745,6 61,8
Всего расходов 33848,3 20769,6 61,4
Из них:
 - общегосударственные расходы 9058,6 6142,9 67,8
 - национальная экономика и ЖКХ 7214,6 3662,3 50,8
 - расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) 14149,9 8968 63,4

Превышение доходов над расходами (+),

Дефицит (-)

-1872,2 2011,5

В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 21 897,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН), или 51,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года - 50,3% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходится 37,8%. При этом 18,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, что составляет 45,1% годового плана. В реальном выражении это на 12,2% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 17%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 1808,6 млрд. рублей, или 4,3% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит - 2,2% к ВВП).

Данные анализа доходов свидетельствуют о том, что централизация доходов консолидированного бюджета к ВВП в первом полугодии 2007 года составила 51,7%.

Расходы консолидированного бюджета в I полугодии 2007 года профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 4 818,9млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 303,6 млрд. рублей (в первом полугодии 2006 года - 257,1 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,1% на 1.07.2006 г. до 0,87% на 1.07.2007 г. (на 0,2 п. п).

В январе-июне текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 12,2% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы - 43,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги увеличились на 12%, социальную политику - 13,9%. Финансирование национальной экономики сократилось на 4,6% в реальном выражении.

В I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года на 2,9 процентных пункта сократилась доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при росте удельного веса общегосударственных расходов на социальную политику на 0,4, на жилищные и коммунальные услуги - на 0,2 процентных пункта.

2.2 Государственный долг

К началу 21 века финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран - экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Исходной причиной образования государственного долга выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию.

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему "доходы - расходы". Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов.

В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделим:

кредит, полученный правительством в центральном банке страны (монетизация дефицита);

кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т.п.);

объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и т.п.), распространяемых среди юридических лиц;

облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т.п.);

просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий - банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Еще раз подчеркнем, что главная причина в образовании внутреннего государственного долга - это дефицит государственного бюджета. При более детальном анализе динамики государственного долга следует обратить внимание на:

снижение экономической эффективности национальной экономики;

завышенные государственные расходы ("жизнь не по средствам");

неэффективную налоговую систему страны;

отсутствие полноценных и доступных источников финансирования (особо актуально в переходный период).

Следует отметить: возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.

Появлению внешнего государственного долга предшествует принятия правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т.п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т.п.

Обратим внимание на то, что внешний государственный долг способно создавать не только правительство. Этим часто грешит Центральный банк страны, который вынужден заимствовать валютные средства с целью стабилизации обменного курса национальной денежной единицы.

Вместе с тем наращивание внешней задолженности страны может происходить и автоматически, если ценные бумаги государства начинают распространяться на внешних финансовых рынках.

Всегда должна настораживать такая ситуация, когда прирост внешнего долга превышает дефицит счета текущих операций (дефицит торгового баланса). Это означает, что мобилизуемые на внешних рынках валютные средства обслуживают вывоз капитала из страны, а также непроизводительные расходы правительства.

Последнее опасно тем, что к непроизводительным расходам в стране быстро привыкают, а отказываются весьма неохотно. Бюджетный кризис резко усиливается, когда прекращается внешнее кредитование, а сами непроизводительные расходы, финансируемые из государственного бюджета, не могут быть произвольно сокращены.

Подчеркнем, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т.п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса все же нарастают. Например, под давлением кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов в национальной банковской системе усиливается дефицит иностранной валюты. Правительство решается возможности при необходимости получит внутренний валютный кредит. При увеличении спроса и недостатке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная валюта становится дороже, что ведет к эскалации государственных расходов.

Наоборот, в условиях завышенного обменного курса национальной валюты всегда ожидается рост импорта и сокращение экспорта. Высокие ожидания предстоящей девальвации национальной денежной единицы ускоряют всевозможные валютные спекуляции.

Дело не только в том, что при недостатке внутренних источников государству приходиться прибегать к внешним источникам финансирования своей деятельности. Прежде всего изменение национальных экономических условий хозяйствования не оставляет сегодня внешний мир безразличным.

Сокращение национального производства, а затем уменьшение экспорта ведет к ухудшению торгового баланса страны. Вначале это снижает валютные резервы национальной банковской системы, а затем сопровождается ростом внешней задолженности страны. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению процентных ставок, что вновь тормозит развитие национального производства, так как ведет к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для притока иностранного капитала, что увеличивает внешнюю задолженность страны со всеми вытекающими последствиями.

По международным стандартам Республика Беларусь имеет скромный внешний долг. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей республики 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан - 1%, Латвия -4%, Эстония - 4%, Литва - 5%, Туркменистан - 5%, Узбекистан - 5%, Молдова - 6%, Украина - 6%, Киргизия - 7%, Армения - 7%, Казахстан - 7%). К 1998 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Данный показатель у большинства транзитных стран вырос весьма значительно (для уже названных стран он составил: Азербайджан - 18%, Латвия - 12%, Эстония - 15%, Литва - 19%, Туркменистан - 88%, Узбекистан - 16%, Молдова - 63%, Украина - 30%, Киргизия - 69%, Армения - 42%, Казахстан - 26%). Рост внешнего долга отдельных государств был настолько быстрым и значительным, что Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время рассматривают возможность допуска Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы и Таджикистана к участию в глобальной инициативе по облегчению долгового бремени беднейших государств планеты. [15] Казалось бы, долговых проблем у республики не существует. Однако формально незначительный внешний долг республики (около 80 долларов США на человека, для сравнения в России - около 1000 долларов) уже не один год требует значительных усилий государства по его обслуживанию и погашению. С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо отметим, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно.

Законом "О бюджете" Республики Беларусь на 2005 год планировалось выделить на обслуживание государственного долга 218 778 159,0 руб., в том числе на обслуживание внутреннего государственного долга - 168 026 990,0 руб., на обслуживание внешнего государственного долга - 50 751 169,0руб. В 2006 году сумма, предусмотренная Законом "О бюджете" для обслуживания государственного долга, возросла на 49 393 093,0 руб. и составила 268 171 272,0 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.