рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Функции и принципы налогообложения. Этапы формирования налоговой системы в РФ

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.


Глава 2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Формирование налоговой системы Российской Федерации

В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.


2.2 Краткая характеристика основных налогов

Раздел VIII НК РФ. Федеральные налоги

Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объекты:

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления,

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации,

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

Ставки налога:

0%:

Товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы установленных документов,

Работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров,

Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых под таможенный режим транзита,

Услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределами территории РФ,

Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) непосредственно в космическом пространстве,

Драгоценные металлы, реализуемые Государственному фонду РФ и фондам субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам,

Товары (работы, услуги) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами,

10%: Некоторые продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и услуги, связанные с их производством, медицинские товары

18%: Остальные товары (работы, услуги)

Глава 22. Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налоговые ставки делятся на твёрдые и процентные в зависимости от вида товара.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации[3]


 

I квартал 2007г.

Справочно I квартал 2006г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в% к итогу

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в% к итогу

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего 65,7 100 22,4 43,3 56,4 100 21,9 34,5

из них на:

спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

2,1 3,2 1,1 1,0 1,3 2,4 0,7 0,6
табачную продукцию 9,6 14,7 9,6 - 7,6 13,5 7,6 -
автомобильный бензин 21,0 31,9 8,2 12,8 21,4 38,0 8,5 12,9
легковые автомобили и мотоциклы 0,3 0,4 0,3 - 0,2 0,3 0,2 -
дизельное топливо 8,0 12,1 3,0 4,9 8,3 14,8 3,3 5,0
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 0,4 0,6 0,2 0,2 0,5 0,8 0,2 0,3
вина 1,1 1,7 - 1,1 1,0 1,7 - 1,0
пиво 4,0 6,2 - 4,0 3,0 5,3 - 3,0
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 17,9 27,2 - 17,9 10,3 18,3 - 10,3
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) 0,3 0,5 - 0,3 0,2 0,3 - 0,2
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) 0,8 1,3 - 0,8 0,5 0,9 - 0,5

В I квартале 2007г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 236,4 млрд. рублей, снизившись по сравнению с уровнем соответствующего периода предыдущего года на 12,5%, в марте 2007г. - 75,8 млрд. рублей, что на 1,6% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. При этом доля поступлений по налогу на добычу нефти сократилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,2 процентного пункта и составила 86,5%. Доля налога на добычу газа природного горючего увеличилась на 1,6 процентного пункта, составив 10,2%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.