рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Управление государственным и муниципальным долгом

В 2008 году расходы на обслуживание внутреннего долга составляют в объеме 106,5 млрд. рублей, или 56,7% процентных выплат по государственному долгу, что на 7,7 процентного пункта больше, чем предусмотрено на 2007 год (49%). Более 90% указанных расходов предусмотрено на процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в российской валюте»[13].

В соответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга на 2008–2010 годы предусмотрены в сумме 236,0 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 81,4 млрд. рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей, на 2010 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение указанных расходов в 2010 году по сравнению с оценкой исполнения 2007 года на 4,8%.

Расходы на обслуживание внешнего долга в 2008 году, предусмотренные в объеме 81,4 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), превысят показатель, ожидаемый по исполнению 2007 года (80 млрд. рублей), на 1,4 млрд. рублей, или на 1,8%, и составят 43,3% расходов на обслуживание государственного долга.


Заключение

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:

– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.


Литература

1.  Конституция РФ.

2.  Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №145-ФЗ от 31.07.98 г.

4.  Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1

5.  Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

6.  Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ.

7.  Приказ Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н.

8.  Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».

9.  Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.

10.  Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

11.  Иванова Е.Е. Управление внешним долгом Российской Федерации. Правовые аспекты.

12.  Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

13.  Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 35.

14.  Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 20.

15.  http://www.cbr.ru сервер Центрального Банка РФ. Проверено 12.02.2009

16.  Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, 319 с

17.  Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 639 с

18.  Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151


Приложение 1

на 1.01.2008 г. закон

на 1.01.2009 г.

проект

на 1.01.2010 г.

проект

на 1.01.2011 г.

проект

млрд. руб.

структура

%

млрд. руб. структура, % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура, %
Государственный внутренний долг, всего, в том числе: 1363,3 100 1824,7 100 2275,8 100 2856,8 100
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 1244,7 91,3 1681,3 92,1 2079,8 91,4 2618,2 91,7
Государственные гарантии 113,6 8,3 137,8 7,6 190,1 8,3 232,5 8,1
Прочая задолженность 5,0 0,4 5,6 0,3 5,9 0,3 6,1 0,2

Приложение 2

(млрд. долл. США)

1 января

2001 г.

1 января

2002 г.

1 января

2004 г.

1 января 2005 г. 1 января 2006 г. 1 января 2007 г.
Органы государственного управления 117,2 104,2 97,9 97,4 71,3 44,7
Федеральные органы управления 116,0 103,2 96,7 95,7 70,1 43,2
Новый российский долг 49,5 41,9 38,6 39,6 35,7 33,8
кредиты международных финансовых организаций 7,0 7,0 6,6 6,2 5,6 5,4
МБРР 6,8 6,7 6,3 5,7 5,1 4,8
прочие 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7
прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) 8,4 6,3 4,9 4,2 3 2,6
ценные бумаги в иностранной валюте 30,7 26,9 26,8 28,9 26,7 25,0
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 8,0 7,1 7,7 7,3 4,9 4,7
еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 1,4 1,4 16,8 18,6 19 19,3
облигации внутреннего государственного валютного займа – VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. 20,5 17,4 2,4 3,0 2,8 1,0
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) 0,7 1,0 0,1 0,0 0 0,5
прочая задолженность 0,0 0,0 0,2 0,2 0,3 0,3
Долг бывшего СССР 66,5 61,2 58,1 56,1 34,5 9,4
кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов 39,0 36,3 42,7 43,3 22,2 0,6
задолженность перед бывшими социалистическими странами 0,0 0,0 3,6 2,7 2,2 1,9
облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши 14,6 11,5 1,4 1,9 2 3,3
прочая задолженность 1,2 1,7 10,4 8,2 8,2 3,7
Субъекты Российской Федерации 1,2 1,0 1,2 1,6 1,2 1,5
Органы денежно-кредитного регулирования 12,0 9,7 7,8 8,2 11,0 3,9
кредиты 11,8 9,5 7,5 7,5 10,2 3,0
наличная национальная валюта и депозиты 0,2 0,2 0,3 0,7 0,8 0,9
Банки (без участия в капитале) 9,0 11,3 24,9 32,5 50,2 101,2
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,4
кредиты 2,6 2,9 12,9 19,8 34,5 67,8
текущие счета и депозиты 4,2 5,5 9,6 9,7 12,4 27,8
долговые ценные бумаги 0,8 1,5 1,2 1,8 1,8 3,3
прочая задолженность 1,3 1,3 1,0 1,1 1,2 1,9
Прочие сектора (без участия в капитале) 22,3 23,8 55,1 77,0 126 159,9
Всего 160,5 149,0 185,7 215,1 258,5 309,7

Приложение 3

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.