рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовые инструменты и их развитие в Украине

Курсовая работа: Финансовые инструменты и их развитие в Украине

Содержание

Введение                                                                                                    3

Глава 1. понятие, функции и эмиссия финансовых инструментов.                                                                                                5

Определение понятия «Финансовые инструменты» и их функции            5

Источники правового регулирования выпуска и обращения финансовых инструментов                                                                                             6

Эмиссия и размещение финансовых инструментов                                     7

Глава 2. Разновидности финансовых инструментов и 

их характеристика                                                                           15

2.1. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг                                 15

2.2. Финансовые инструменты денежного рынка                                       21

2.3. Производные финансовые инструменты                                            26

Глава 3. Рынок финансовых инструментов на

современном этапе и перспективы развития в

Украине                                                                                                33

3.1. Роль, место и значение рынка финансовых инструментов               33

3.2. Проблемы становления рынка финансовых инструментов             34

3.3. Пути и перспективы развития рынка финансовых инструментов  в

Украине                                                                                                      36

Заключение                                                                                           38

Список используемой литературы                                        40


ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой работы является «Финансовые инструменты, их назначение и формы выпуска». Актуальность темы заключается в том, что в нашей стране многие виды финансовых инструментов не  используются. Понятие «финансовые инструменты» очень ёмкое. Оно включается в себя разнообразные виды рыночного продукта. Поэтому детальное рассмотрение каждого вида финансовых инструментов представляется  достаточно сложным в подобного рода работе. Поэтому в курсовой работе особое внимание уделено ценным бумагам, как более развитому финансовому инструменту в нашей стране.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать применение основных финансовых инструментов, эмиссии и размещению финансовых инструментов, определить их назначения, а также виды и формы выпуска.

Несомненно, среди финансовых инструментов рынка сложно выявить приоритетные и нуждающиеся в более полной характеристике, каждый вид играет важное значение в экономике.

В настоящее время перед Украиной остро стоит проблема привлечения иностранных инвестиций, без которых сложно себе представить полноценное развитие промышленности и осуществление крупных проектов, из-за отсутствия достаточных средств внутри страны или нежелания потенциальных инвесторов-резидентов рисковать своим капиталом.  В то же время о привлечение иностранных инвестиций нечего и говорить без развитого фондового рынка. Рынок же производных финансовых инструментов является неотъемлемой частью фондового рынка, который позволяет не только получать спекулятивную прибыль, но и, что особенно важно для прямых инвесторов, проводить хеджирование от рисков.  Срочный рынок очень важен, так как без него  законченного финансового рынка в стране никогда не будет. Для меня же эта тема еще интересна и тем, что, в отличие от рынка ценных бумаг, совершенно не была нами затронута в ходе лекций.

Первая глава курсовой работы посвящена рассмотрению общего  понятия финансовых инструментов, определения их основных  функций. В этой главе также рассматриваются такие вопросы как правовое регулирование выпуска и обращения финансовых инструментов, эмиссия и размещение финансовых инструментов.

Вторая глава посвящена  видам финансовых инструментов. Здесь будет дана характеристика и особенности финансовых инструментов. Рассмотрение данного вопроса построено на рассмотрении применения различных видов финансовых инструментов на различных финансовых рынках.

Третья глава посвящена рассмотрению рынка финансовых инструментов на современном этапе в Украине. В данной главе освещаются такие вопросы как роль, место и значение рынка финансовых инструментов, проблемы его становления на Украине, а также пути и перспективы его развития.

При написании курсовой работы был переработан ряд учебной и научно-познавательской литературы, список  используемой литературы приведен в конце работы. 


Глава 1. понятие, функции и эмиссия финансовых инструментов

1.1.  Определение понятия «Финансовые инструменты» и их функции

Финансовые инструменты понятие емкое.  Финансовые инструменты включают в себя различные виды ценных бумаг, денежных обязательств.

Финансовые инструменты -  это разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы; ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, фьючерсы, опционы и др.

Финансовый рынок имеет решающее значение для развития экономики. На нем избыток накоплений в одних секторах уравновешивается их недостатком в других, при этом устанавливается уровень процента, существенно влияющий на стоимость инвестиций.

Выделяют следующие виды финансовых инструментов, и соответствующие их функции [6, 126]:

·  инструменты займа (облигаций), государственных казначейских обязательств, векселей;

·  инструменты недвижимости (акции открытых АО, созданных в процессе приватизации);

·  инструменты инвестиций (акции; инвестиционные, сберегательные, депозитные сертификаты);

·  производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы, варранты, дериваты).

Финансовый рынок – это рынок финансовых ресурсов в первую очередь. Он состоит из взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынков, на которых для осуществления поставленных задач используются различного вида финансовые инструменты (рис. 1) [4, 23].

Рис.  1 Инструменты  финансового рынка

1.2.  Источники правого регулирования выпуска и обращения

финансовых инструментов

Фондовый рынок в Украине  начал свое формирование по существу с начала 90-х годов. Ранее оборот ценных бумаг в СССР был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными ценными бумагами. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка как рынок акций и облигаций приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов, рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации. На новую ступень начинает выходить рынок государственных  ценных бумаг, постепенно приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере.

На сегодняшний день действует более 500 нормативных актов. Это Законы Украины, Указы Президента Украины, Постановления Правительства Украины, инструкции и иные нормативные документы Национального  банка Украины, Министерства Финансов Украины, Государственной налоговой службы Украины, Государственного комитета Украины по статистике и других министерств и ведомств Украины. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов, приватизационных и иных ценных бумаг.

Нельзя не выделить ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс Украины, Закон Украины  «О рынке ценных бумаг», Закон  Украины «Об акционерным обществах»., и др.  В них раскрываются такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными бумагами.

Условия выпуска и обращения сертификатов определяются Правилами по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденными НБУ. Особое место среди органов, уполномоченных регулировать отношения в рассматриваемой сфере занимает Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Украины, образованная Указом Президента «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Украине», на которую возлагается контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования зачастую носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными «болезнями роста», к числу которых можно отнести недостаточную последовательность и системность. В результате в регулирующей базе существуют значительные пробелы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана удовлетворительной.

Особенностью источников правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг можно назвать большое количество содержащихся в них процедурных норм. Рассматриваемые источники  как правило, не воспроизводят в своих статьях нормы Гражданского Кодекса Украины, а развивают и детализируют их. В то же время нельзя не обратить внимание и на присущие им недостатки, многие из которых являются весьма существенными, что приводит к возникновению правовых коллизий. Сюда можно отнести неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень юридической техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует использованию правовых источников лицами, которым они, казалось бы, адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало положений, не являющихся бесспорными,  в связи с чем по ряду вопросов, которые не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много споров. К сожалению, и в настоящее время имеется настоятельная потребность в четком правовом регулировании  сферы отношений связанных с обращением ценных бумаг.

1.3. Эмиссия и размещение финансовых инструментов

Эмиссия финансовых инструментов  – это  выпуск в обращение акций, сертификатов, облигаций и других ценных бумаг любыми эмитентами, включая государство, кредитные учреждения, акционерные компании.

Современным законодательством Украины выработаны определенные правила эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, а также дополнительных акций и облигаций. Одновременно разработана и законодательно закреплена процедура подготовки их проспектов эмиссии. В связи с этим основным документом является стандарт эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций и их проспектов эмиссии.

Главное предназначение стандартов состоит в регламентации процедуры эмиссии ценных бумаг. С помощью стандартов регулируется выпуск акций акционерного общества при его учреждении, эмиссия дополнительных акций акционерного общества, распределяемых среди акционеров, эмиссия дополнительных акций акционерного общества. Кроме того, устанавливаются правила эмиссии облигаций, размещаемых путем подписки, а также эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации.

Стандарты эмиссии устанавливают порядок принятия решения о выпуске ценных бумаг, правила государственной регистрации, составления проспекта эмиссии ценных бумаг, процедуру их размещения, регистрации отчета об итогах выпуска.

Размещение акций осуществляется путем распределения среди учредителей акционерного общества при его создании, а также путем подписки и конвертации.

 Эмиссия акций акционерного общества при его образовании, так называемая первичная эмиссия, осуществляется по общепринятому правилу. При этом акции должны быть распределены среди учредителей общества в соответствии с договором о создании акционерного общества.

Процедура эмиссии ценных бумаг регулируется национальным законодательством и включает ряд обязательных этапов. Так, основными этапами эмиссии являются:

•        принятие решения о выпуске бумаг,

•        подготовка проспекта эмиссии,

•        регистрация проспекта эмиссии в государственном органе,

•        регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг,

•        размещение ценных бумаг.

В США и большинстве других стран государство осуществляет контроль за тем, чтобы проспекты эмиссии содержали достаточно подробные сведения о положении дел выпускающих ценные бумаги акционерных обществ, но не отвечает за правильность сообщаемых сведений. Проспект включает все финансовые данные компании за последние пять лет, информацию о менеджерах, описание целевого рынка, конкурентов и стратегии компании.

После регистрации проспекта Комиссия по ценным бумагам и биржам, Национальная ассоциация биржевых дилеров и другие государственные органы США по ценным бумагам изучают документ для выявления упущений. Все отмеченные этими ведомствами упущения должны быть исправлены.

Для инвесторов не существует проблем в ознакомлении с новыми проспектами. Во-первых, их можно получить в электронном виде на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам или на сайте Hoover’s IPO Central, а также за определенную плату из онлайновой службы финансовой сети Интернет. Во-вторых, печатную копию проспекта можно получить в инвестиционных банках, входящих в синдикат по размещению, либо в компании, выпускающей акции. Чтение проспектов является довольно трудным делом, поскольку они написаны преимущественно юристами, перегружены специальными терминами и носят в большинстве своем негативный оттенок. Этот оттенок объясняется тем, что компания должна быть предельно честна в описании своих недостатков и проблем, чтобы в будущем избежать судебных исков инвесторов.

В Украине существует такой же порядок. Вместе с тем государство периодически проверяет достоверность проспектов эмиссии и в случае обнаружения злоупотреблений применяет штрафные санкции.

Так, в Украине запрещено совершение сделок с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации. При этом конфиденциальной считается информация об эмитенте или его ценных бумагах, которая не является равнодоступной (т.е. полученной не из средств массовой информации, проспекта эмиссии ценных бумаг, периодических отчетов и информационных материалов, публикуемых эмитентом) и ее использование способно нанести ущерб материальным интересам эмитента или инвестора [4, 68].

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной. Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой).

Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны государственных органов. Все выпуски должны пройти регистрацию в Мини-стерстве финансов Украины  и получить государственный регистрационный номер.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы:

•        заявление на регистрацию;

•        решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

•        проспект эмиссии, если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии;

•        копии учредительных документов, если осуществляется эмиссия акций при создании акционерного общества.

В результате при регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

Министерство финансов вправе объявить выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостановить их, отказать в регистрации в случаях, когда эмитенты или инвестиционные компании, производящие продажу ценных бумаг, указывают в проспектах недостоверные сведения либо сведения, нуждающиеся в разъяснениях, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства.

Ограничения государственной регистрации выпуска касаются не только ак-ций, но и других видов ценных бумаг, прежде всего облигаций. Так, по дейст-вующему украинскому законодательству выпуск облигаций не проходит государственную регистрацию в следующих случаях: до полной оплаты уставного капитала организации-эмитента; до регистрации отчета об итогах зарегистрированного ранее выпуска облигаций той же серии организации-эмитента; до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента; сумма номинальных стоимостей которых в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему третьим лицом.

Однако ограничения в осуществлении государственной регистрации на этом не заканчиваются. Их сила распространяется и на другие ситуации. Например, не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация выпуска акций и выпуска облигаций (за исключением выпуска акций и конвертируемых в них облигаций), выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций(за исключением выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций, размещаемых путем распределения среди учредителей акционерного общества при его учреждении, путем распределения среди акционеров акционерного общества, а также путем конвертации двух и более выпусков обыкновенных акций или двух и более выпусков привилегированных акций одного типа, двух и более выпусков облигаций одной серии).

Законодательством установлено, что совершение сделок с ценными бумага-ми и их рекламирование до государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг запрещается. Вместе с тем в этом правиле есть исключение: реклама ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых не сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии.

Размещение финансовых инструментов на первичном рынке может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации. При распределении речь идет о распределении дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров. При  конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью.

Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании. Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, «посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал.

В этом случае после представления исправленного проспекта эмиссии инвестиционная компания, являющаяся ведущим андеррайтером, приступает к формированию консорциума из других инвестиционных компаний и банков. Каждый банк, вошедший в консорциум, получает определенную долю акций IPO для продажи своим клиентам. Далее консорциум собирает рак называемые выражения интереса от своих клиентов, чтобы определить первичный спрос на сделку.

Для стимулирования спроса среди клиентов руководство компаний эмитента проводит целую серию мероприятий-презентаций под общим названием (на жаргоне фондового рынка) «гастроли». Во время «гастролей» менеджеры компании стараются произвести положительное впечатление на институциональных инвесторов, открыто обсуждая с ними перспективы бизнеса. Такие заявления менеджеров являются законными, пока они делаются в устной форме.

Окончательный объем выпуска акций первичного размещения и его цена определяются компанией и ведущим андеррайтером после завершения «гастролей». При новом выпуске акций компаниями, чьи акции уже существуют на рынке, имеется ориентир в виде их биржевого либо внебиржевого курса, который позволяет довольно точно определить цену подписки. При первой открытой подписке такого ориентира нет. Естественно, что компания, выпустившая акции, хочет продать их по высокой цене, инвестор же, наоборот, заинтересован в низкой цене.  В обычных условиях исходная цена определяется с участием дилеров, организаций-гарантов, которые основываются на ожидаемом спросе на сделку и на других рыночных условиях. Инвестиционный посредник должен учесть интересы и компании, выпускающей акции и желающей заработать как  можно больше денег, и инвесторов, покупающих акции и ожидающих увидеть хоть какое-то немедленное увеличение своих инвестиций. Как считают специалисты, инвестиционные банки стараются назначить за сделку такую цену, чтобы превышение цены открытия составило примерно 15% [4, 69].

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.