рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Реализация финансовой политики в субъекте РФ на примере Самарской области

Курсовая работа: Реализация финансовой политики в субъекте РФ на примере Самарской области


Курсовая работа по дисциплине «Финансовая политика»

на тему «Реализация финансовой политики в субъекте РФ »



Содержание

Введение.......................................................................................................... 6

1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики развития субъекта РФ        8

1.1 Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе.......................................................................................................................... 8

1.2 Механизм реализации финансовой политики развития........................ 11

1.3 Система показателей уровня экономического развития регионов....... 16

2. Реализация финансовой политики развития Самарской области за 2000-2008 гг.       22

2.1 Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг........ 22

2.2 Бюджетная политика, планируемая к реализации на территории Самарской области на 2009-2011 гг............................................................................................. 31

Заключение.................................................................................................... 35



Введение

В настоящее время среди экономистов России существуют различные взгляды на пути экономического развития государства. Эти различия в значительной степени связаны с разными подходами в решении проблем федерального устройства государства, роли субъектов Федерации и их взаимосвязи в условиях рыночной экономики.

Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния. Социально-экономическое развитие территории – это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Большинство своих функций государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики.

В связи с этим особый интерес для понимания коренных процессов развития экономики Российской Федерации и разработки на этой основе вопросов повышения ее эффективности представляет изучение финансовой политики на уровне субъекта Федерации. Именно в рамках республик, краев и областей происходит создание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, собственно, экономическое и социальное развитие, которое в своей совокупности и определяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место в мировом разделении труда, а также степень ее политического авторитета в международных отношениях. На этом же уровне фактически проверяется степень рациональности финансовой политики федерального центра. Успех финансовой политики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общей экономической ситуации в регионе.

Исследование механизма реализации финансовой политики и ее составных частей, как инструмента воздействия на экономическую ситуацию, легло в основу предмета курсовой работы. В качестве объекта исследования выбраны финансово-экономические индикаторы развития региона.

В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-  определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;

-  исследовать вопросы теории регионального роста и развития;

 

 


1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики развития субъекта РФ

 

1.1 Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.

Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики[1].

В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

-  выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

-  определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

-  разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу[2].

Целью финансовой политики субъекта РФ на современном этапе является увеличение бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в данном регионе. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия социальных нормативов. Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов на уровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны, централизованно их невозможно определить. Потому что не могут быть одинаковыми стандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительность зимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение на душу населения, будут отличаться в несколько раз. С другой стороны, разработка социальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к их значительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могут установить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая их реализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет[3].

Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Осуществление финансовой политики субъектом РФ предполагает наличие нескольких ее составляющих:

-  обеспечение достаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенции разумной налоговой политики;

-  рациональной использование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;

-  формирование политики в сфере страхования,

-  разработка региональной политики на рынке ценных бумаг[4].

Существуют, конечно, еще в качестве самостоятельных направлений политики: инвестиционная, социальная.

Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Бюджетная политика – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности[5].

Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

1.2 Механизм реализации финансовой политики развития

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения[6].

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты различных уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов[7]:

1)  финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);

2)  метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3)  налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4)  страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы[8]:

1)  научный подход;

2)  прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;

3)  учет накопленного опыта;

4)  четкое определение макроэкономических показателей;

5)  учет национальных и географических особенностей;

6)  комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.

7)  учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

1.3 Система показателей уровня экономического развития регионов

Исследование процессов, происходящих в региональной экономике, основано на использовании, определенной системы показателей. Научная ценность и достоверность выводов из статистических материалов определяются тем, насколько правильно установлены эти статистические показатели, насколько они полны по своему составу для отображения общественной жизни в важнейших ее проявлениях. Для разработки методики определения региональных уровней экономического развития необходимо определить методические основы оценки уровней экономического развития в регионах, установить систему показателей для характеристики регионов, определить требования, предъявляемые к этим показателям.

В основу комплексной оценки экономической ситуации в регионах России положен следующий методологический подход. Уровень экономического развития в регионе характеризуется определенным сочетанием индикаторов, которые отражают, во-первых, влияние объективных, устойчивых факторов регионального развития и, во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационных механизмов, характеризующих особенности и возможности его адаптации к условиям рыночных отношений. В качестве основного использован такой индикатор как уровень экономического потенциала[9].

В систему экономического потенциала входят элементы, отражающие развитие производительных сил, производственных отношений и надстройки современного этапа развития общества. Возможности, заложенные в этих слагаемых общественного развития с учетом их региональных особенностей, составляют экономический потенциал регионов. Представляется необходимым дать системную поэлементную характеристику экономического потенциала.

Для оценки уровня экономического развития регионов используются абсолютные и относительные индикаторы экономического потенциала регионов, включающего наряду с характеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной и социальной инфраструктур.

Обобщающую количественную оценку экономического развития регионов целесообразно начать с рассмотрения показателей их экономического потенциала, материальной подоплеки формирования всех прочих экономических и социальных индикаторов.

Под экономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способных принимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг при определенном уровне развития производительных сил. По видам ресурсов экономический потенциал подразделяется на следующие категории: трудовой потенциал, материально-технический и природно-ресурсный потенциалы. По назначению ресурсов экономический потенциал подразделяется на производственно-ресурсный и непроизводственный (социально-экономический) потенциалы[10].

Ведущая роль в экономическом потенциале регионов принадлежит трудовому потенциалу, поскольку в результате интенсификации производства роль субъективного фактора возрастает. Под трудовым потенциалом, как правило, понимаются трудовые ресурсы, которыми располагает регион. Следовательно, понятие «трудовой потенциал» является более широким понятием, чем численность занятых. Вместе с тем понятие «трудовой потенциал» является более глубоким, чем численность потенциальных трудовых ресурсов, поскольку наряду с количественной характеристикой последних он включает также качественные характеристики: образовательный уровень, специализацию, профессиональный опыт и т.д., которые при прочих равных условиях определяют различие заключенного в рабочей силе потенциала, т.е. способности выполнять некоторые функции. На величину трудового потенциала влияет также организационно-структурный фактор: рациональное распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики, территориальное распределение труда, производственная специализация регионов. Трудовой потенциал определяется также уровнем автоматизации и механизации труда, представляющим наряду с сокращением удельного веса работников ручного труда резерв увеличения трудового потенциала регионов.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.