рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Расходы федерального бюджета (2007–2009 гг.)

- Другие вопросы в области национальной обороны.

Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.

Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2007 г. они составляли всего 822 млрд. руб, в 2008 г. – уже 1040,8 млрд руб, а в 2009 г. – 1188,2 млрд руб.

Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности - вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян - прямая обязанность государства.

2.3 Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на:

- Органы прокуратуры.

- Органы внутренних дел.

- Внутренние войска.

- Органы юстиции.

- Система исполнения наказаний.

- Органы безопасности.

- Органы пограничной службы.

- Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

- Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона.

- Обеспечение пожарной безопасности.

- Миграционная политика.

- Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

- Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Деньги по данной статье идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2007 году составило 667 млрд. руб, в 2008 г. – 835,5 млрд руб, в 2009 г. – 1004,5 млрд руб (рис.4).

Рис.4 Динамика расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд руб

Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.


2.4 Расходы бюджета на национальную экономику

Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.

Статья «Национальная экономика» включает расходы на:

- Общеэкономические вопросы.

- Топливно-энергетический комплекс.

- Исследование и использование космического пространства.

- Воспроизводство минерально-сырьевой базы.

- Сельское хозяйство и рыболовство.

- Водное хозяйство.

- Лесное хозяйство.

- Транспорт.

- Дорожное хозяйство.

- Связь и информатика.

- Прикладные научные исследования в области национальной экономики.

- Другие вопросы в области национальной экономики.

По сравнению с 2007 и 2008 гг. в 2009 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе - расходы по ней увеличились более чем на 600 млрд руб, что объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования в прошлом году (рис.5).

В 2009 г. по сравнению с 2007 и 2008 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики.

Рис.5 Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику, млрд руб

Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. По сравнению с 2007 и 2008 гг. расходы на топливно-энергетический комплекс возросли практически в 4,5 раза: 8,3 млрд руб в 2007 г., 9,8 млрд руб в 2008 г. и 35,2 млрд руб в 2009 г. (рис.6). Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

Рис.6 Динамика расходов федерального бюджета на топливо и энергетику, млрд руб


Для того чтобы не допустить сдерживания экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций. При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику.

Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. В 2007 г. расходы на развитие транспортной инфраструктуры составили 172,6 млрд руб, в 2008 г. – 116,3 млрд руб, в 2009 г. – 220,6 млрд руб.

Как мы видим, по сравнению с 2007 г. расходы на транспорт в 2008 г. были существенно сокращены, однако в связи с необходимостью проведения существенной модернизации и строительством разветвленной транспортной системы в 2009 г. расходы бюджеты были увеличены почти в 2 раза (рис.7). Большая часть этих средств была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям, развитие дорожной сети внутри крупных городов.

Рис.7 Динамика расходов Федерального бюджета на транспорт в 2007 – 2009 гг.

В бюджете также предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам, на развитие морского транспорта с целью поддержания конкурентоспособности торгового флота и морских портов, на развитие железнодорожного транспорта с целью обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.

В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям.

В 2007 г. на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 27,8 млрд руб, в 2008 г. – уже 58 млрд руб, а в 2009 г. – 83,1 млрд руб., т.е ежегодно расходы увеличивались почти на 30 млрд руб (рис.8).

Рис.8 Динамика расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство, млрд руб

Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2007 - 2009 гг. было потрачено 168,9 млрд руб Федерального бюджета.

В течение трех лет можно отметить стабильное уменьшение расходов по такой статье национальной экономики, как водное хозяйство (расходы по нему в 2007 г. составляли 14 млрд руб, в 2008 г. – 13,3 млрд руб, в 2009 г. – 10,5 млрд руб), и уменьшение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесное хозяйство (рис.9).

Рис.9 Динамика расходов федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водного и лесного хозяйства, млрд руб

2.5 Расходы бюджета на ЖКХ

Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования ФЦП «Жилище».

Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 294,9 млрд руб., в 2008 г. — 129,4 млрд руб., а в 2009 г. 151,6 млрд руб (рис.10).

Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2008 и 2009 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ (приложение 1). За счет этого были увеличены расходы на жилищное (в 2007 г. было выделено 44 млрд руб, в 2008 г. – уже 59,5 млрд руб, в 2009 г. – 125,7 млрд руб) и коммунальное хозяйство (в 2007 г. – 2.6 млрд руб, в 2008 г. – 1,2 млрд руб, в 2009 г. – 5,8 млрд руб).

Рис.10 Динамика расходов Федерального бюджета на ЖКХ, млрд руб

Начиная с 2001 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации.

В 2007 г. были выделены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан в размере 81 712 621,0 тыс руб, в 2008 г. – 89 638 351,7 тыс руб, в 2009 г. – 97 430 762,9 тыс руб.

В целях обеспечения малообеспеченным слоям населения гарантий получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с 2002 г. был внедрен механизм частичного возмещения данных затрат из федерального бюджета бюджетам регионов через созданный в составе федерального бюджета Фонд софинансирования социальных расходов.

Механизм софинансирования социальных расходов стимулировал развитие темпов реформы ЖКХ. Однако в 2007 г. в соответствии с новыми положениями Бюджетного кодекса РФ данный механизм претерпел ряд изменений. Согласно ст. 132 БК РФ Федеральный фонд софинансирования расходов образует совокупность межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На основании статьи 132 БК РФ Правительство России утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г. развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.

2.6 Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.

Статья «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусматривает расходы на:

- Стационарную медицинскую помощь.

- Амбулаторную помощь.

- Скорую медицинскую помощь.

- Санаторно-оздоровительную помощь.

- Заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.

- Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

- Физическую культуру и спорт.

- Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

- Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается.

В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования.

В 2007 г. по данной статье было использовано 196,5 млрд руб, в 2008 г. – 278,2 млрд руб, в 2009 г. – 352,3 млрд руб (рис.11). Из этих средств:

- на здравоохранение было потрачено в 2007 г. – 169,8 млрд руб, в 2008 г. – 231,4 млрд руб, в 2009 г. – 290,7 млрд руб;

- на физическую культуру и спорт: в 2007 г. – 11 млрд руб, в 2008 г. – 14,5 млрд руб, в 2009 г. – 14,8 млрд руб;

- на прикладные научные исследования: в 2007 г. – 3,3 млрд руб, в 2008 г. – 4,6 млрд руб, в 2009 г. – 5,6 млрд руб;

- на другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта: в 2007 г. – 12,2 млрд руб, в 2008 г. – 27,7 млрд руб, в 2009 г. – 42,2 млрд руб.

Рис.11 Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт, млрд руб


Расходы на образование.

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях.

Статья «Образование» предусматривает расходы на:

- Дошкольное образование.

- Общее образование.

- Начальное профессиональное образование.

- Среднее профессиональное образование.

- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

- Высшее и послевузовское профессиональное образование.

- Молодежная политика и оздоровление детей.

- Прикладные научные исследования в области образования.

- Другие вопросы в области образования.

Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере.

В 2007 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд руб, в 2008 г. – 355 млрд руб, в 2009 г. – 418 млрд руб. По сравнению с 2007 г. расходы в 2009 г. увеличились почти в 2 раза (рис.12).

По всем статьям «Образование» отмечается ежегодное увеличение расходов Федерального бюджета (приложение 1). Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно, увеличение бюджетных мест.

Рис.12 Динамика расходов федерального бюджета на образование, млрд руб

Единственная статья, по которой отмечается динамика уменьшения расходов – это другие вопросы в области образования. Расходы по данной статье были уменьшены с 17,7 млрд руб в 2007 г. до 11,6 млрд руб в 2009 г.

Расходы на культуру, кинематографию и СМИ.

Данная статья включает расходы на:

- Культуру.

- Кинематографию.

- Телевидение и радиовещание.

- Периодическую печать и издательства.

- Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

- Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ.

Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.

В 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 71 млрд. руб, в 2008 г. – 88,8 млрд руб, в 2009 г. – 111,6 млрд руб (рис.13). Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.

Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».

За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры - государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Рис.13 Динамика расходов федерального бюджета на культуру, кинематографию и СМИ, млрд руб

Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

В 2007 году на культуру из федерального бюджета было выделено 38,8 млрд руб, в 2008 г. – 50,1 млрд руб, в 2009 г. – 56,5 млрд руб.

Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.

Социальная политика.

По данной статье предусмотрены расходы на:

- Пенсионное обеспечение.

- Социальное обслуживание населения.

- Социальное обеспечение населения.

- Охрану семьи и детства.

- Прикладные научные исследования в области социальной политики.

- Другие вопросы в области социальной политики.

В 2007 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд руб, в 2008 г. – 293,6 млрд руб, в 2009 г. – 323,5 млрд руб.

Наибольшие расходы отмечаются по статье «Пенсионное обеспечение» (приложение 1). В 2007 г. расходы составили 160,5 млрд руб, в 2008 г. – 212 млрд руб, в 2009 г. – 218,6 млрд руб. По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов.

2.7 Охрана окружающей среды

Статья «Охрана окружающей среды» предусматривает расходы на:

- Сбор, удаление отходов и очистку сточных вод.

- Охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания.

- Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды.

- Другие вопросы в области охраны окружающей среды.

Рис.15 Динамика расходов федерального бюджета на социальную политику, млрд руб

В 2007 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд руб, в 2008 г. – 10,1 млрд руб, в 2009 г. – 13 млрд руб (рис.15).

Необходимо отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2009 г. увеличились за счет статьи «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс руб федерального бюджета). В 2007 и 2008 гг. данная статья не была предусмотрена.

2.8 Расходы бюджета на межбюджетные трансферты

Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

Статья «Межбюджетные транферты» включает расходы на:

- Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

- Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии).

- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

- Иные межбюджетные трансферты.

- Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Из рисунка видно, что расходы по статье «Межбюджетные транферты» в ежегодно увеличивались практически в 1,5 раза. В 2007 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд руб, в 2008 г. – 2674,6, в 2009 г. – 3593,5 млрд руб (рис.16). По сравнению с 2007 и 2008 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты» (приложение 1), за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского (около 69 регионов).

Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения.

Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов на федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.

Однако необходимо признать, что в значительной части эти проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений.


Глава III. Выводы и предложения

Таким образом, исходя их вышесказанного, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2009 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2010 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

Второе место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г. - 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составит только 14%.

Основное место в структуре статьи «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.

Еще один лидер в распределении бюджетных средств – это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд руб в 2007 г. до 1 188,1 млрд руб в 2009 г. В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.

Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ являяются расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.

На основе проведенного анализа определены основные задачами в области бюджетных расходов. Это:

- сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

- снижение расходов на содержание государственного аппарата;

- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

- снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

- усиление контроля за использованием бюджетных средств;

- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.


Заключение

В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть и проанализировать расходы федерального бюджета РФ за 2007 – 2009 гг.

В работе были даны и раскрыты понятия федерального бюджета и Расходов федерального бюджета, охарактеризована структура расходов, дана их их классификация, состав и распределение, а также было уделено внимание динамике и анализу изменений расходных частей федеральных бюджетов в течение 2007, 2008 и 2009 гг.

По результатам анализа было выявлено, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимают такие статьи, как «Межбюджетные транферты», «Национальная экономика» и «Национальная оборона».

Для решения задач в области расходов федерального бюджета были предложены такие мероприятия, как:

- сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

- снижение расходов на содержание государственного аппарата;

- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

- снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

- усиление контроля за использованием бюджетных средств;

- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.


Список литературы

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от 29 декабря 2009 г.). - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. – 656 с.

3.  Федеральный закон от 03.12.2008 № 228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

4.  Федеральный закон от 28.12.2009 N 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

5.  Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К., 2007. – 486 с.

6.  Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Прогресс-Академия, 2007. – 324 с.

7.  Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – 448 с.

8.  Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

9.  Кукол Е. Тратьте на здоровье // Российская газета. – 2008. - № 4740.

10.  Саакян Т.В. Комментарий к новому порядку санкционирования расходов федерального бюджета // Бюджетный учет. – 2008. - №1.

11.  Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www. minfin.ru

12.  Официальный сайт Федерального казначейства РФ: http://www.roskazna.ru

13.  Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.