рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Система органов государственной власти и местного самоуправления в области использования и охраны земель РФ

 В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

В 12 главе Земельного кодекса отражены положения по контролю за соблюдением земельного законодательства и использованию земель. Существует государственный, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.

 Государственный земельный контроль

1.Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

2. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Муниципальный и общественный земельный контроль

1.Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

2.Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3.Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль

1.Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

2.Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Земли по новому кодексу разделены на семь категорий, каждой из которых соответствует свой правовой режим, целевое использование и охрана (статья 7):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.[5]


II. Система органов власти в области охраны и использования земель

2.1 Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений

Действующее земельное законодательство (гл. XII ЗК РФ) ввело понятие «земельный контроль», дифференцировав его по видам на государственный, муници­пальный, общественный и производственный, уточнив предмет ведения каждого из них.

Государственный земельный контроль возложен на специально упол­номоченные государственные органы. Они контролируют соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель всеми организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о порядке осуществления государственного контроля за ис­пользованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1382 с изме­нениями от 12 марта 1996 г.

Муниципальный земельный контроль в области использования земель на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Этот вид земельного контроля проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными пра­вовыми актами органов местного самоуправления.

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами. Этим он отличается от государственного земельного контроля, в предмет ведения которого входит также контроль за надлежащим исполнением предписаний земельного законодательства и охраной земель.

Общественный земельный контроль законом возложен на органы территориального самоуправления, другие общественные организации (объединения) и граждан. Они контролируют порядок подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, предусмотренные земельным законодательством, и соблюдение установленных правил использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Предметом производственного контроля является проверка правильности использования и охраны земли в пределах территории земельного участка, принадлежащего правообладателю на любом вещном праве.

Лица, использующие земельный участок, обязаны представлять сведения об организации производственного земельного контроля специально уполномоченному органу государственного земельного контроля. Порядок предоставления таких сведений устанавливает Правительство Российской Федерации.

В советское время земля и другие природные ресурсы функционировали как государственная (общенародная) собственность. Управление и распоряжение земельными и другими природными объектами и ресурсами в тот период было возложено на исполнительные органы государственной власти, в том числе различные министерства и ведомства. Граждане и юридические лица располагали лишь правами землепользователей.

Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Действующее законодательство Российской Федерации формулирует три группы полномочий (правотворческие, управленческие и распорядительные), которыми располагают государственные и муниципальные образования в области земельных отношений.

К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:

Ø  Федеральное земельное законодательство (ст. 72 Конституции РФ);

Ø   установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Ø   установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участ­ков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Ø  утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Ø   разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

Ø  иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, федеральными законами (п.1 ст. 9 ЗК РФ).

Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации в области земельных отношений являются:

Ø  издание региональных законодательных и иных правовых актов о земле;

Ø  разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

Ø  иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или полномочиям органов местного самоуправления (п.1 ст. 10 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления в области земельных отношений наделены правом:

Ø  издания в пределах своих полномочий актов, содержащих нормы земельного права;

Ø  установления правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

Ø  разработки и реализации местных программ использования и охраны земель;

Ø  решения иных вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1 ст. 11 ЗК РФ).

Законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы земельного права, являются юридической основой разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками. В этой связи целесообразно осмыслить содержание управленческих и распорядительных полномочий названных субъектов.[6]

Управление — это функция и форма деятельности всех организованных систем. Государственное и муниципальное управление в области земельных отношений имеет своей задачей формирование с учетом законодательных и иных правовых предписаний земельного правопорядка, реализацию через соответствующие органы управления программ рационального использования и охраны земель, осуществления земельного контроля за целевым и разрешенным использованием земельных участков, соблюдением правового режима земельных территорий, осуществлением прав и обязанностей участников земельных отношений, соблюдением земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

Управленческая деятельность государственных и муниципальных органов существенно отличается от распорядительных решений собственников земельных участков. Осуществляя свои полномочия, органы управления не вправе подменять собственников в их распоряжении своими земельными участками. Они лишь контролируют законность деятельности собственников земельных участков, которые совершают сделки и иные распорядительные действия по поводу принадлежащих им земельных участков.

Управляя государственными и муниципальными землями, уполномоченные органы обязаны принимать во внимание не только предписания закона о приравнении земельных участков к недвижимому имуществу, но и рассматривать землю как природный объект и ресурс, функционирующий по естественным законам развития природы. Государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица-собственники и пользователи земли обязаны как можно полнее учитывать природные свойства и черты земли, чтобы с большей эффективностью удовлетворять потребности людей, не нарушая законов природы[7].

Земельный кодекс Российской Федерации не случайно называет первым принципом земельного законодательства учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации (ст. 1).

Определяя правовой режим территории, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, земельное законодательство подразделяет все земельные фонды по их природной ценности и хозяйственному назначению на категории и разрешенные виды использования. Одновременно оно законодательно предписывает пределы распорядительных и иных действий собственников земли, формулирует правила и нормы о рациональном хозяйствовании землевладельцев, землепользователей и арендаторов, закрепляя принцип деления земель по целевому назначению на категории и определяя правовой режим земель, исходя из их принад­лежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Функции государства по управлению земельными ресурсами имеют разную природу. В одном случае государство является собственником государственного земельного фонда. Здесь оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои предписания пользователям, владельцам и арендаторам государственных земель. Правда, и в этом случае оно должно проявлять известный демократизм, предоставляя пользователям государственных земель известную свободу хозяйствования на земле, чтобы они были заинтересованы в ее сбережении и рациональном использовании,

Применительно к землям, которые находятся в частной и муниципальной собственности, государство выступает как орган политической власти, полномочный осуществлять суверенитет независимо от форм собственности. Новое законодательство расширяет права всех обладателей земли, запрещает необоснованное вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от метода административного управления, который государство применяет, когда оно является собственником земель и вправе определять пределы своего хозяйствования, для иных форм земельной собственности оно должно применять метод свободного дозволения собственникам в принятии решений по хозяйственному использованию земельной недвижимости. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с предписаниями земельного законодательства.

Действующее земельное законодательство закрепляет принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством (ст. 1 ЗК РФ).

Этот принцип подчеркивает важность и необходимость участия в управлении земельными фондами как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всех собственников и иных правообладателей земельных участков. Их управленческие функции, например, четко обозначены в области земельного контроля, который теперь подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный (гл. ХП ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ к полномочиям Российской Федерации относит государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 9 ЗК РФ). Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление земельными участками, находящимися в их собственности (п.2 ст. 10 , п.2 ст. 11 ЗК РФ).

Земельное законодательство не предусматривает особо полномочий граждан и юридических лиц по управлению земельными участками, находящимися в их собственности. Они прямо вытекают из предписаний Конституции РФ (ст.36) о праве граждан и их объединений иметь в частой собственности землю, свободно ею владеть, пользоваться и распоряжаться. Их управленческие полномочия по управлению своими земельными участками проявляются в самостоятельности планирования использования и обустройства своего земельного участка с учетом законодательно предписанных нормативов и иных требований законодательства.

Распорядительными полномочиями в области земельных отношений наделены все собственники земельных участков. Об этом имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ. Так, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Осуществляя распорядительные полномочия, названные субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами, передавать или продавать их гражданам и юридическим лицам.

В перечень распорядительных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления включается их право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных  участков для государственных и муниципальных нужд[8].

2.2 Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений

Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня. Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Иными видами государственной земельной собственности и других природных ресурсов управляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Муниципальной земельной собственностью управляют органы местного самоуправления. Частная земельная собственность находится в хозяйственном управлении собственников земельных участков.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.