рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается как низкая, что в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.

Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2009 году. Лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%).

Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

Всего, в течение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% участников – итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слияния фондов – сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года.

Результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.

Таким образом, можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов:

Риски НПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств. Другими словами, для фонда появляется риск стать финансово неустойчивым.

Риски актуарных пассивов. Это риски неправильной оценки и формирования обязательств фонда.

Риски актуарных активов. Это риски того, что активы будут меньше расчетных величин.

К рискам первой группы относится, прежде всего, риск ошибок оценки (расчетов) имеющихся пенсионных обязательств. Он появляется вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчета, ошибок при разработке компьютерных расчетных программ, ошибок в исходных данных (на пример, в представленной информации по дате рождения и полу участников), неправильного задания актуарных предположений (актуарной доходности и таблиц смертности) при проведении расчетов и т.д.

В этих случаях можно получить неверное представление (как заниженное, так и завышенное) об имеющихся обязательствах фонда.

К этой же группе можно отнести также риск ошибок формирования новых обязательств при начислении инвестиционного дохода на пенсионные счета, при индексации пенсий и т.д.

В этих случаях может произойти, например, необоснованное завышение обязательств фонда, нарушающее актуарный баланс. Неверное вычисление имеющихся обязательств в дальнейшем, как правило, приводит к ошибкам формирования новых обязательств.

К рискам второй группы относятся, прежде всего, инвестиционные риски. В первую очередь к ним относится риск неполучения заданной (желаемой) доходности инвестирования.

При неблагоприятном стечении обстоятельств возможны даже риски убытков при инвестировании.

Могут быть не выполнены прямые обязательства фонда по доходности начисления на пенсионные счета.

Во-вторых, даже если прямых обязательств по доходности начисления у фонда нет, желательно обеспечить эту доходность не ниже уровня инфляции, так как только в этом случае не будет снижаться покупательная способность пенсий.

В-третьих, доходность может оказаться ниже актуарной доходности, принятой при расчетах обязательств. Во всех этих случаях финансовое равновесие фонда может нарушиться.

Кроме риска неполучения заданной доходности имеются риски снижения текущей ликвидности инвестиционного портфеля, что может сказаться на платежеспособности фонда при выплате пенсий и выкупных сумм.

К рискам второй группы, кроме инвестиционных рисков, можно отнести также риски не поступления пенсионных взносов вкладчика. С точки зрения финансовой устойчивости это особенно опасно при использовании не полностью фондированных пенсионных схем.

Поскольку имеются риски задания доходности (риски первой группы) и риски неполучения заданной доходности (второй группы), можно говорить об относительном риске отклонения доходности инвестирования от принятого в актуарных расчетах значения. В общем случае особое значение имеет относительный риск изменения активов по сравнению с пассивами.

В следующем параграфе курсовой работы будут рассмотрены методы управления рисками в деятельности негосударственных пенсионных фондов.

2.3 Методы управления рисками негосударственных пенсионных фондов

Рассмотрим основные методы управления рисками в привязке к особенностям работы НПФ.

1. По возможности избежать риска. Это наиболее простой и естественный метод.

В применении к риску пассивов его можно реализовать при выборе пенсионных схем. При использовании пенсионной схемы до исчерпания средств на счете фонд может избежать риска смертности и риска доходности. Риск инвестирования в принципе отсутствует в распределительных пенсионных схемах. Избежать риска не поступления взносов можно, применяя схемы с полным фондированием.

2. Перенос риска с одного субъекта на другой при использовании разных пенсионных схем. Так, например, как показано выше в отношении инвестиционного риска, при использовании схем с фиксированными взносами рискует участник, а в схемах с фиксированными выплатами рискует фонд. Надо отметить, что это противоречие довольно условно и никакого противоречия между этими субъектами на практике не существует (во всяком случае, его не должно быть).

Дело в том, что материальное благополучие участника, особенно пенсионера, связано с фондом на долгие годы, и ему совершенно невыгодны финансовые потери фонда. В свою очередь, фонду важно надежное обеспечение финансового благополучия участника, так как в противном случае целесообразность существования фонда будет под вопросом.

3. Диверсификация, то есть распределение рисков по нескольким направлениям. Классическим примером диверсификации активов, используемым в НПФ (и не только в НПФ), является диверсификация инвестиций. Это на практике означает размещение пенсионных резервов в различные виды ценных бумаг, распределение их между несколькими управляющими компаниями. Диверсификация пассивов используется при использовании фондом нескольких пенсионных схем, имеющих разные риски. При реализации пожизненной пенсионной схемы риск смертности значительно снижается при увеличении числа участников пенсионной схемы. Для НПФ важна также диверсификация по вкладчикам, так как увеличение числа вкладчиков снижает риск одновременного расторжения договоров.

4. Создание страхового резерва, покрывающего риски. Наличие страхового резерва позволяет при неблагоприятном развитии событий выполнить обязательства фонда по выплатам. При этом размер страхового резерва должен быть увязан с величиной и характером рисков.

5. Перестрахование риска. Существуют специальные перестраховочные компании, которые страхуют риски НПФ. Разумеется, здесь важно оценить соотношение риска и стоимости такого перестрахования. Пока в практике российских НПФ этот метод используется не очень часто.

6. Увеличение средств на обеспечение уставной деятельности, в том числе частично, за счет привлечения новых учредителей фонда. Даже если пенсионные обязательства превысят пенсионные резервы, наличие средств на ОУД в необходимом размере позволит фонду выполнить свои обязательства.

7. Постоянный контроль рисков и принятие необходимых мер. Одним из основных источников информации для этого является отчет об актуарном оценивании. В отчете делается важный вывод о финансовой устойчивости фонда, анализируются причины нарушения актуарного баланса. Актуарий фонда не только представляет необходимую информацию руководству и специалистам фонда в актуарном отчете, но и постоянно контролирует все события в фонде, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость.

Далее в курсовой работе, необходимо отметить методы государственного регулирования рисков негосударственных пенсионных фондов. Законодательством, регулирующим накопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизации этих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений.

Из всех ныне действующих социально-финансовых институтов негосударственные пенсионные фонды имеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований к финансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких требований относятся:

-обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;

-разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;

-законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублей после этой даты;

-законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления;

-открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;

-развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;

-система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;

-наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.

Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом (Минтруд России), и специализированным депозитарием, который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, обязан извещать об этом министерств, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями.

Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных выше обязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:

-иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

-в течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;

-не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;

-не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в министерство труда России и быть там зарегистрирован.

Порядок и условия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Негосударственный пенсионный фонд может внести в страховые правила фонда положения, улучшающие обслуживание застрахованного лица, но не может ограничить права застрахованного лица по сравнению с типовыми страховыми правилами. Страховые правила каждого фонда и все изменения к ним вступают в действие только после их регистрации в Минтруде России.

Соблюдение этих требований обеспечивает то, что деятельность по обязательному пенсионному страхованию могут осуществлять только фонды, имеющие достаточный опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению, и обладающие необходимой финансовой устойчивостью.

На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами.

Пенсионные накопления застрахованного лица учитываются как в негосударственном пенсионном фонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

При ликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законом, и проводится комиссией, состав которой согласован с Минтрудом России, средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фонд России. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда.

В случае аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средства пенсионных накоплений принудительно передаются в Пенсионный фонд России.

В соответствии с вышесказанным в работе негосударственного пенсионного фонда необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

-Недостаточное внимание руководства при организации и поддержании системы риск-менеджмента. Неверная оценка риска.

-Отсутствие внутренних подразделений и процедур контроля при осуществлении процессов деятельности, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация, согласование и надзор.

-Неэффективная система передачи информации между различными уровнями управления, особенно при информировании вышестоящего руководства о возникающих трудностях.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо понимать, что невозможно достичь полного контроля над риском, так как риск является неопределенностью. Поэтому можно говорить об установлении приемлемого уровня риска. Приемлемый уровень риска можно определить, как соотношение негативных воздействий на деятельность и позитивных результатов этой деятельности. Приемлемый риск для работы негосударственных пенсионных фондов как социальных институтов можно определить в 5-25%, т.е. в рамках величины страхового резерва, который в рамках законодательства формируется в негосударственном пенсионном фонде в размере 2-25% от средств пенсионного резерва.

 

Заключение

Подводя итоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.

Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение – это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. C 2004 года НПФ получили право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования — привлекать накопительную часть трудовой пенсии граждан и работать с ней. После выхода граждан на пенсию, НПФ будет выплачивать пенсии как по договорам добровольного пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению.

Говоря о проблемах и рисках негосударственных пенсионных фондов, следует отметить то, что в начале 2009 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 до 170 на конец года.

Также следует отметить то, что по состоянию на 01.03.10 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимального уровня; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии – все ресурсы направлены на поддержание предприятий. Таким образом, в течение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% НФП.

Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все перечисленные трудности и проблемы, будут жить и развиваться, - поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам НПФ – вопрос времени и доверия.


Список литературы

1)  Батяева ТА., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.

2)  Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

3)  Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М.: Научно-техническое общество имени академика С. И. Вавилова, 2009. – 418 с.

4)  Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.

5)  Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг. –М.: КноРус, 2010. – 272 с.

6)  Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовые биржи: вводный курс. – М.: Финансы и статистика, - 2009. – 200 с.

7)  Ковалёв В.В. Основы теории финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 544 с.

8)  Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. Спб.: изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 336 с.

9)  Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 496 с.

10)  Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. – М.: ЕАОИ, 2008. – 176 с.

11)  Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Дело и сервис, 2007. – 512 с.

12)  Ломатидзе О.В., Львов М.И., Болотин А.В. и др. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.

13)  Лялин В.А., Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. - М.: Проспект, 2007. – 384 с.

14)  Маренков Н.Л. Ценные бумаги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 602 с.

15)  Маховикова Г.А., Селищев А.С., Мирзажанов С.К. Рынок ценных бумаг. – М. Эксмо, 2010. – 208 с.

16)  Митин В.М. Ценные бумаги: учет, налоги, право. – М.: Налог Инфо, 2006. – 240 с.

17)  Николаева И.П. Рынок ценных бумаг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 224 с.

18)  Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.

19)  Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. - М.: Финансы и статистика. 2006. - 448 с.

20)  Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Под ред. Дегтяревой О.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 501 с.

21)  Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2009. – 288 с.

22)  Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 176 с.

23)  Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ

24)  Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" РФ № 75-ФЗ

25)  Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ

26)  Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М. Эксмо, 2009. – 240 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.