рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Курсовая работа: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Преподаватель

Работа выполнена

Ананьева Е.А.

ФК, 06ффб02781,

Пенза -2007


Содержание

Введение

1. Государственный бюджет, его структура и основные

макроэкономические функции

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор

сбалансированного бюджета.

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России.

Практикум

Заключение

Литература


Введение

Государственный бюджет - центральное звено финансов. Это план денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов.

Цель курсовой работы – изучить государственный бюджет как инструмент государственного регулирования и его особенности в России.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить государственный бюджет, его структуру и основные макроэкономические функции

- ознакомиться с профицитом и дефицитом бюджета, мультипликатором сбалансированного бюджета

- выявить балансирование бюджета и его особенности в России.


1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период. [8]

Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным устройством имеет федеральный (государственный) бюджет составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел) – в зависимости от административного разделения. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства.[5] Это годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

Главная функция государственного бюджета – реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны [7, с.414-416]. Вторая функция государственного бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг. Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. Transferred- переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Расходы бюджета. Будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс пользования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу, позволяет установить назначение государственных расходов, количественная – их величину. [6, с.270].

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориентирующихся на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государства, правительства которых стабилизируют экономику на основе монетарных методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета.

За последние три десятилетия произошли существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов высокоразвитых стран. Во-первых, замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность пожилых людей. В связи с этим растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то и другое. [3, с.485-486].

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве доходы центрального (государственного бюджета) и доходы местных бюджетов.

Бюджетные доходы – понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора. [6, с.270-271].

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, в соответствии с нормативами, которые определяются законодательными актами. Доходы местных бюджетов формируются за счет разных местных налогов и взысканий.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает на покрытие финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется государством различными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. [3, с.483-484].

Структура бюджетных доходов и расходов консолидированного бюджета России в 2003 г

Статьи бюджета Сумма, млрд. руб % к ВВП % к итогу
1. 2. 3. 4.

ДОХОДЫ

Налоговые доходы:

- налог на добавленную стоимость

- налог на прибыль организаций

- налог на доходы физических лиц

- таможенные пошлины

- акцизы

- платежи за пользование природными ресурсами

- налог на имущество

- прочие налоги, пошлины и сборы.

Неналоговые доходы:

3357,7

882,1

526,5

455,6

452,8

342,4

392,9

137,8

167,6

413,3

25,2

6,6

4,0

3,4

3,4

2,6

2,9

1,0

1,3

3,1

89,0

23,4

14,0

12,1

12,0

9,1

10,4

3,6

4,4

11,0

РАСХОДЫ

- государственное управление и местное самоуправление

- судебная власть

- международная деятельность

- национальная оборона

- утилизация и ликвидация вооружений

- мобилизационная подготовка экономики

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

- пополнение государственных запасов и ресурсов фундаментального исследования и содействия научно- техническому процессу

- исследование и использование количественного пространства

- промышленность, энергетика, строительство

с/х и рыболовство

- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

- транспорт, связь и информатика

- дорожное хозяйство

- развитие рыночной инфраструктуры

- жилищно-коммунальное хозяйство

- образование

- культура, искусство и кинематография

- средства массовой информации

- здравоохранение и физическая культура

- социальная политика

- обслуживание государственного и муниципального долга

- целевые бюджетные фонды

- прочие расходы

183,5

28,5

28,1

355,7

10,8

0,9

304,1

42,8

20,8

44,0

9,2

333,5

68,4

19,1

41,9

111,2

2,4

255,1

475,5

60,3

2,6

297,2

319,1

240,8

163,2

135,9

1,4

0,2

0,2

2,7

0,1

0,0

2,3

0,3

0,2

0,3

0,1

2,5

0,5

0,2

0,3

0,8

0,0

1,9

3,6

0,5

0,2

2,2

2,4

1,8

1,2

1,1

5,8

0,8

0,8

9,9

0,3

0,0

8,5

1,2

0,6

1,3

0,3

9,3

1,9

0,5

1,2

3,1

0,0

7,1

13,2

1,7

0,6

8,3

8,9

6,7

4,5

3,8


2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Если экономика находится в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства сбережений S и инвестиций I: I=S. В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S + T = I + G, поскольку к сбережениям домашних хозяйств S прибавляются доходы государства, состоящие в основном из налогов T, а к частным инвестициям добавляются государственные расходы G.

Преобразовав последнее уравнение, получим S – I = G – T. Согласно данной формуле разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, то есть дефициту государственного бюджета, если текущие расходы, или профициту, когда текущие доходы государства превышают его расходы. Превышение сбережений над инвестициями идет на покрытие бюджетного дефицита [7, с. 421].

Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

Следует различать структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Данное разграничение основано на различии его структурной и циклической частей. Размеры структурной части бюджета определяются действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит от колебаний деловой активности.

Если фактический государственный бюджет отражает фактические денежные доходы, расходы и дефицит за год, то структурная часть бюджета охватывает доходы, расходы и дефицит, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска. Циклический бюджет представляет собой разницу между фактическим и структурным бюджетами. [6, с.277-279].

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономике, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызывало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998 г. к глубокому экономическому кризису. В настоящее время ситуация изменилась. В 2000г. профицит консолидированного бюджета Российской Федерации составил 2.9% ВВП. В первом полугодии профицит федерального бюджета был на уровне 4 % ВВП. [7, с.425]. Кроме того, важной новой чертой бюджета 2002г. должно стать отсутствие стремления правительства к получению иностранных кредитов, имеющих государственные гарантии, и кредитов от международных финансовых организаций.

Выводы о дефиците и профиците федерального бюджета ( в % к ВВП ) видны в приведенной ниже таблице [12, с.3-13]:

Год Доходы Расходы Дефицит (-), профицит(+)
1992 15,8 18,9 - 3,1
1993 14,9 20,6 - 5,5
1994 13,4 23,4 - 10,0
1995 15,1 17,9 - 2,8
1996 14,9 18,6 - 3,7
1997 13,9 17,6 - 3,7
1998 11,9 17,2 - 5,3
1999 12,9 14,0 - 1,1
2000 16,0 14,6  1,4
2001 17,6 14,7  2,9
2002 19,4 17,8  1,6
2003 18,5 18,0  0,5
2004 17,9 17,4  0,5
2005 17,8 16,3  1,5

В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2000г. ежегодно предусматривается растущий профицит.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.