рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине

Итак, осуществляя монетарную политику, НБУ устанавливает целевые ориентиры относительно регулирования денежной массы, которая определяется Национальным банком. Сегодня поиск новых конкретных механизмов регулирования денежной массы в обращении является чрезвычайно актуальным для Украины. Старые монетарные инструменты (кассовый и кредитный план) не пригодны в условиях рыночной экономики. Система управления совокупным денежным оборотом должна отвечать международным стандартам и требованиям, содействовать стабилизации национальной денежной единицы - украинской гривны.

1.3 Понятие и структура денежного рынка страны

Как известно, рынок в простейшем понятии – это система экономических отношений со связями купли-продажи товаров и услуг. Он есть совокупностью товарного и денежного оборота.

Современный рынок-понятие более глубокое, и многофункциональное, комплексное и представляет собой систему рынков, среди которых главная роль принадлежит денежному (финансовому) рынку.

Денежный рынок- это совокупность всех денежных ресурсов страны, которые постоянно перемещаются (распределяются и перераспределяются) под влиянием спроса и предложения со стороны разных субъектов экономики.

Денежный рынок состоит из множества потоков, по которым денежные средства перемещаются от владельцев сбережений к заёмщикам и инвесторам.

Итак, если у домашних хозяйств существуют излишки денежных средств (сбережения), а фирмам наоборот, крайне необходимы денежные средства для инвестиций, то необходим механизм их передачи. Именно такой механизм образуется благодаря функционированию финансовых рынков.[25,С.107]

Каналы финансового рынка, о которым денежные средства переходят от владельцев сбережения к заёмщикам, делятся на две основные группы.

1)  каналы прямого финансирования;

2)  каналы непрямого финансирования;

Каналы прямого финансирования – это каналы, по которым денежные средства двигаются непосредственно от собственников к заёмщикам.

Прямое финансирование может происходить двумя способами:

а) Передачей средств заёмщику (фирме) для осуществления инвестиций в обмен на право участия в собственности на эту фирму (капитальное финансирование).

Примером такого финансирования является продажа фирмами акций.(см.рис 3.1)


Рис.3.1. Капитальное финансирование

б) Передачей средств фирме для осуществления инвестиций в обмен на обязательство вернуть эти средства в будущем с процентом (финансирование через получение займов). Примером такого финансирования является продажа облигаций(см.рис. 3.2)




Каналы непрямого финансирования - это каналы. По которым денежные средства двигаются от собственников сбережения к заёмщикам через финансовых посредников.

Финансовые посредники – это финансовые учреждения, которые аккумулируют денежные средства населения (а также временно свободные средства предприятий, фирм, образующихся в них в процессе хозяйствования) и предоставляют их во временное пользование фирмам на коммерческой основе.

К финансовым посредникам относятся всевозможные кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды и другие.)[25,C.112]

Структура денежного рынка. Денежный рынок имеет сложный механизм функционирования. На нём применяются различные инструменты и методы управления денежными потоками.

По видам инструментов денежный рынок состоим из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынков:

1)  рынок ссудных капиталов;

2)  рынок ценных бумаг;

Рынок ссудных капиталов охватывает отношения, которые возникают по поводу аккумуляции кредитными учреждениями денежных средств физических и юридических лиц и их предоставление в виде займов на условиях возвратности, срочности и платности. Итак, объектом операции является не сами деньги, а лишь право на временное пользование денежными средствами .

Рынок ценных бумаг - охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, которые оформляются специальными документами (ценными бумагами), которые могут продаваться, покупаться, погашаться.

Следовательно, денежный рынок с присущей ему системой финансовых институтов (банки, фондовые биржи) - это та среда, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются ресурсы. Именно рынки ценных бумаг и ссудных капиталов обеспечивают перераспределение трудовых, материальных ресурсов между различными отраслями экономики, способствуют структурной перестройке общественного производства.

В зависимости от назначения и ликвидности финансовых активов, обращающихся на денежном рынке, можно выделить два основных его сегмента: рынок денег и рынок капиталов. На первом из них продаются и покупаются денежные средства в виде краткосрочных ссуд и финансовых активов (долговые обязательства до 1 года), на втором - денежные средства в виде средне-и долгосрочных кредитов и финансовых активов сроком более года.

Рынок денег (монетарный рынок)- сеть специальных институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения на деньги как специфический товар.

Следует подчеркнуть, что деньги не «продаются» и не «покупаются» в том смысле, как продаются и покупаются обычные товары по соответствующим ценам. Эти понятия здесь имеют иной смысл - деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая измеряется через норму ссудного процента. Поэтому рынок денег является составной, соответствующим сегментом финансового рынка, где осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции (на срок до 1 года).[25,С.115]

Объектом купли-продажи на рынке есть временно свободные денежные средства. Экономические агенты покупают деньги как капитал, то есть берут в долг с выплатой процента. Итак, ценой «товара», который продается и покупается на рынке, является ссудный процент.

Рынок денег состоит из двух секторов:

1)  межбанковский рынок;

2)  открытый рынок;

Межбанковский рынок стихийно возникает в каждой стране для того, чтобы обеспечить осуществление банковских операций и предоставления кредитов для выравнивания межбанковского платежного оборота. Межбанковский рынок обслуживает сделки по поводу краткосрочных (необеспеченных) кредитов, с помощью которых коммерческие банки могут балансировать текущую ликвидность. Кроме этого, операции на межбанковском рынке позволяют банкам получать дополнительные прибыли, управлять процентами и банковскими рисками.

Открытый рынок. На открытом рынке происходит покупка и продажа ценных бумаг (краткосрочных обязательств государства) центральным банком.[22,С.602]

Центральный банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг непосредственно коммерческим банкам или посредникам рынка, а через них - населению и фирмам. В обоих случаях у коммерческих банков уменьшатся их свободные резервы и их кредитный потенциал. И наоборот, если центральный банк будет покупать ценные бумаги у коммерческих банков, фирм и населения, то в коммерческих банках соответственно возрастет размер свободных резервов и их кредитный потенциал. Операции с ценными бумагами на открытом рынке считаются самым гибким инструментом денежно-кредитной политики центрального банка.

У денежного рынка нет определенной локализации, его участниками (субъектами) являются банки, государство, специальные финансово-кредитные институты и другие посреднические организации, которые продают и покупают, как правило, краткосрочные долговые обязательства. Инструментами рынка денег служат: коммерческие векселя, облигации, боны, депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д.

Бесспорно, главные участники - коммерческие банки, которые постоянно или переменно могут выступать продавцами, покупателями или посредниками. На денежном рынке между банками ведется оперативная, оживленная торговля, где отдельные банки испытывают временную потребность в денежных средствах, а другие имеют временный избыток ликвидных средств и пытаются их прибыльно разместить.

Коммерческие банки мобилизируют временно свободные денежные средства клиентов (депозиты), доля привлеченных средств составляет фонд обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке в определенных пропорциях к стоимости своих обязательств (пассивов). Остальные средства может быть использована для осуществления операций на межбанковском и открытом рынках.[12,С.105]

Государство также выходит на денежный рынок в качестве заемщика, размещая и реализуя государственные ценные бумаги. Эти функции государство возлагает на своего агента - центральный банк.

По своим признакам такие ценные бумаги характеризуются высокой номинальной стоимостью, эмиссией в форме торгов (аукционов) с обязательной записью на отдельный счет в центральном банке.

Для обеспечения ликвидности ценных бумаг и капитализации государственного долга вводится механизм использования государственного имущества, т.е. основных фондов, земли, рудников, золота, валюты и т.д.

Центральный банк на рынке денег почти всегда выступает в роли заимодавца. Его задача - предоставлять коммерческим банкам займы, чтобы последние, в свою очередь, могли занимать деньги другим экономическим агентам. Национальный банк кредитует коммерческие банки через выкуп ценных бумаг, кредитные аукционы и дисконтные операции с векселями.

Кроме традиционных участников, на рынке денег функционируют посреднические организации. Это внебиржевые маклеры, которые возводят кредиторов и заемщиков и получают за это комиссионные, которые им выплачивают заемщики; дилинговые конторы, учетные дома, имеющие статус банков и осуществляют денежные операции, занимая в одних участников рынка, чтобы дать в долг другим, они получают доход в виде разницы процентных ставок.[25,С.118]

Таким образом в Украине создаётся сеть региональных дилинговых центров для осуществления операций с государственными ценными бумагами, кредитными ресурсами как на внутреннем. Так и на внешнем рынках. Появляются новые участники рынка, такие как: финансовые и страховые компании, пенсионные фонды.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главной функцией денежного рынка является сбалансирование спроса и предложения денег, а также формирование рыночного уровня процента как цены денег. Поэтому особое значение приобретает познание механизмов формирования спроса и предложения денег.


Раздел 2. Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине

2.1 Понятие денежной системы и её становление в Украине

Под денежной системой принято понимать форму организации денежного обращения, закрепленную в законодательном порядке и предусматривающую приведение различных элементов денежного обращения страны к определенному единству. Иными словами, денежная система – это регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения страны.

Каждое государство формирует свою денежную систему, определяя ее элементы соответствующими нормами [1,С.2]:

·  дает наименование денежной единицы;

·  определяет виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу и порядок их выпуска в обращение;

·  устанавливает курсовое отношение валюты страны к иностранным валютам;

·  регулирует условия денежного оборота в стране, т.е. устанавливает, какие платежи должны совершаться в порядке безналичных расчетов, а какие – с помощью наличных денег;

·  устанавливает порядок и методы планирования денежного обращения и государственного контроля за денежным оборотом.

Исторически формирование денежной системы как таковой началось в докапиталистических формациях, хотя отдельные ее элементы появились значительно раньше. Окончательно структура денежной системы сложилась в ХVI-ХVII веках с возникновением и утверждением капиталистического способа производства.

В зависимости от того, в какой форме обращаются деньги как товар (в форме всеобщего эквивалента или как знаки стоимости) различают следующие типы денежных систем:

·  биметаллизм;

·  монометаллизм;

·  обращение кредитных и бумажных денег.

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами: золотом и серебром. Параллельное существование двух систем пропорцией для определения стоимости товаров противоречило природе денег и обусловило на определенном этапе переход к монометаллизму, который представляет собой денежную систему, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом. При этом имел место как золотой, так и серебряный монометаллизм. Наибольший расцвет золотого монометаллизма приходится на конец ХІХ – начало ХХ века. С тридцатых годов прошлого столетия господствующей становится система неразменных на золото кредитных денег, так называемая бумажно-денежная система – система обращения номинальных знаков стоимости.[18,С.3]

Действующая в настоящее время в Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою независимость, Украина была вынуждена отказаться от хождения на своей территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России – Москве и Ленинграде.

Первая попытка строительства самостоятельной денежной системы была предпринята в январе 1992 г., когда в обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1 наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни. Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания «Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5 млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием, произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [17,С.135].

Однако введена в оборот гривна была лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная национальная денежная система.[21,С.30]

Тем не мене можно сделать вывод, что Украина прошла долгий и нелёгкий путь, прежде чем стала независимым единым государством имеющим на данный момент свою национальную валюту – гривну.

Название национальной валюты, выбрана не случайно. Во времена Киевской Руси наши предки создали первую собственную денежную систему, в которой денежной единицей была гривна, отлитая из серебра или золота. Поэтому наша современница знатного рода одна из старейших на планете денежных единиц.

2.2 Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития

Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.[21,С.36]

Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.

Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне государственного долга, не превышающего 60% ВВП).

Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлена в приложении № 3.[23,С.3]

Как видно из данных таблицы, наличная денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017 млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к 1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно, что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.

Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.

Уместно отметить, что безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.[4,С.6]

Практически вся номинальная стоимость выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, в соответствии со ст. 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2.1).[4,С.8]

Таблица 2.1 Динамика покупательной способности гривны за период 1997-2008 гг.

Показатели 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Розничный товарооборот (млрд. грн.) 17,3 18,9 19,3 22,2 28,8 34,4 39,7 50,0 67,6 94,3 130,0 175,1

Налично-денежная масса

(млрд. грн.)

4,0 6,1 7,2 9,6 12,8 29,5 26,4 33,1 42,3 60,2 75,0 111,1
Покупательная способность гривны 4,32 3,1 2,7 2,3 2,25 1,17 1,5 1,51 1,6 1,57 1,73 1,57

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.