рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовая система Республики Казахстан

Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.

Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. Во Франции во многих коммунах установлен налог на коммунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наемных рабочих. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги - налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.

В ряде стран устанавливаются дополнительные налоги на вывоз мусора, на потребление энергии и т.п. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах местных бюджетов.

Их удельный вес колеблется в различных странах от 10 до 30% общих доходов.

Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. Субсидии служат особой формой связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления. По своей экономической сущности субсидии близки к налоговым источникам, т.к. в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения.

Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.

Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Во Франции и Великобритании преобладают дотации, в США, Италии, ФРГ, Японии - субвенции. Постоянная нехватка собственных доходов для финансирования текущей деятельности, с одной стороны, и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области экономической и социальной инфрастуктуры, с другой стороны, вынуждают местные органы широко использовать и такой механизм финансирования, как займы. Наибольшее распространение получили местные долгосрочные займы - закладные листы и муниципальные облигационные займы. Срок действия закладных листов 10-15 лет. Выплата процентов по ним обеспечивается всей суммой налогов и доходов местных властей. Эти займы наиболее стабильны и пользуются наибольшим спросом. Муниципальные облигационные займы выпускаются на срок от 10 до 16 лет, но чаще всего - на 40-60 лет. Основной формой краткосрочных займов являются боны. Они выпускаются на срок до года, а в некоторых странах - до 4-х лет.

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ (в Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США - свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50 % бюджетных расходов.

Одной из существенных статей местных бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.

Самостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные предприятия. К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов. Местные предприятия функционируют на принципах самоокупаемости, в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в доходы местных бюджетов включаются валовые доходы местных предприятий, а в расходы - затраты на их текущую деятельность. Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счет займов, размещаемых местными органами управления.

Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы - специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность.

Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

Таким образом, специальные правительственные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета. В развитых зарубежных странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

Специальные фонды создаются двумя путями:

·  выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

·  формированием спецфонда по особому решению законодательного органа конкретным назначением.

В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

·  влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

·  обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

·  оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;

·  предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.

Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.

В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1.Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3.Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний). Государственные предприятия в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.
Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета. Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.


II глава. Финансовая система РК

2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы в РК

Финансовая система состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:

·  Способом производства;

·  Наличием формы собственности на средства производства;

·  Функционированием основных экономических законов государства;

·  Характером производственных отношений;

·  Природой, целями и задачами государства.

·  Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется в том, что он одновременно является:

·  Перераспределения НД;

·  Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;

·  Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

·  Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4
"О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"

Статья 1.

Утвердить республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям  соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

2) затраты - 3 175 298 064 тысяч тенге;

3) чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе:

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч тенге, в том числе:

приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.