рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансирование театров

Формирование и исполнение бюджета культуры на всех уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципов, установленных Бюджетным кодексом РФ. Реализация этих принципов возможна лишь при условии единой для бюджетной системы группировки доходов и расходов, используемой для составления и выполнения бюджетов, названной в бюджетном законодательстве бюджетной классификацией. Состав бюджетной классификации изложен в Бюджетном кодексе и подробно расшифрован в ФЗ «О бюджетной классификации РФ». Группировка расходов бюджетов всех уровней включает их функциональную экономическую и ведомственную классификацию.

В соответствии с бюджетной классификацией, введенной с 2005 г., расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации объединены в один раздел бюджета, которому установлен код 03. в качестве подразделов выделены расходы на: культуру - код 0801, кинематографию - код 0802, телевидение и радиовещание - код 0803, периодическую печать и издательство - код 0804, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации - код 0805, другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации - код 0806. Последние по времени изменения и дополнения в бюджетную классификацию были внесены в декабре 2004 г Характер и число внесенных поправок свидетельствуют, что законодатель принял новую идеологию построения экономической классификации расходов бюджета. В ней предусмотрено не только существенное сокращение групп, статей и подстатей расходов, но и иное содержание четырех групп, одиннадцати статей и девятнадцати подстатей расходов.

При планировании расходов бюджета, смет доходов и расходов учреждений культуры и соответственно отчетов об их исполнении используются не все элементы классификации, а только те из них, которые связаны с особенностями сферы культуры, кинематографии и средств массовой информации.

Предоставление бюджетных средств на финансирование культурной деятельности может осуществляться в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений, выделения средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам, а также в форме субвенций и субсидий. В форме государственного или муниципального контракта, т.е. договора, заключаемого органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими уполномоченными ими органами и организациями, а также бюджетными учреждениями, осуществляется финансирование мероприятий, предусмотренных:

- в федеральных и региональных целевых программах в области культуры;

- в планах централизованных мероприятий федеральных, региональных и муниципальных органов культуры на: создание и постановку произведений театрального, музыкального искусства, киноискусства, заказ произведений изобразительного искусства и выставочную деятельность, проведение фестивалей, конкурсов, смотров, организацию гастролей театральных и концертных коллективов и другие цели, учтенные в бюджете.

В форме субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов, могут финансироваться организации культуры, не являющиеся по организационно-правовому статусу учреждениями. Эти же организации могут финансироваться и в форме субсидий, т.е. бюджетных средств, выделяемых на условиях долевого финансирования целевых расходов. В сфере культуры на основе субсидий финансируются организации кинематографии и цирки, а также предоставляются гранты на реализацию конкретных проектов.

В соответствии с Бюджетным кодексом все получатели бюджетных средств, т.е. бюджетные учреждения или иные учреждения, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, свои отношения с бюджетом осуществляют через главного распорядителя бюджетных средств. В сфере культуры на федеральном уровне в этом качестве действовали Министерство культуры Российской Федерации, другие федеральные органы, имеющие в своем ведении федеральные учреждения культуры.

В связи с осуществленной в 2004 г, административной реформой в качестве главных распорядителей бюджетных средств в сфере культуры выступают находящиеся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В состав главных распорядителей средств федерального бюджета включаются также отдельные наиболее значимые учреждения культуры и средств массовых коммуникаций - Государственный академический Большой театр России, Государственный Эрмитаж, Госфильмофонд, ИТАР-ТАСС[17]. На региональном и муниципальном уровнях главный распорядитель бюджетных средств в сфере культуры определяется при утверждении бюджета на соответствующий год. Бюджетным кодексом предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств:

- устанавливает задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

- утверждает сметы подведомственных бюджетных учреждений;

- составляет бюджетную роспись, устанавливающую распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части целевого использования средств бюджета и своевременного их возврата, выполнения заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

- представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Права и обязанности получателей бюджетных средств также установлены Бюджетным кодексом. В частности, они обязаны своевременно подавать заявки и иные документы на получение бюджетных средств, эффективно их расходовать по целевому назначению, своевременно представлять отчет об итогах своей финансовой деятельности. Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей и оформлять соответствующие документы в пределах утвержденной сметы доходов и расходов и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

1.3 Бюджетное и проектное финансирование, федеральные и региональные целевые программы учреждений культуры

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры.

В соответствии с Бюджетным кодексом деятельность учреждения культуры финансируется из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. В этом финансовом документе должны быть отражены все доходы учреждения культуры, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности на праве оперативного управления. Утверждается смета доходов и расходов главным распорядителем средств после представления бюджетной заявки учреждения, составленной на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг, установленных финансовых нормативов на их предоставление и с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. В бюджетную заявку, а затем и в смету могут быть включены статьи, предусмотренные экономической классификацией на текущие и капитальные расходы, включая:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- социальные трансферты, которые выплачиваются населению в соответствии с федеральными за конами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда по государственным или муниципальным контрактам, а при оплате товаров, работ и услуг на меньшую сумму - без заключения контрактов в соответствии с утверждёнными сметами.

Одновременно со сметой доходов и расходов по бюджетным средствам учреждения культуры составляют смету доходов и расходов по внебюджетным источникам. В доходной части этой сметы указываются виды (источники) средств, планируемые к получению от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевые, добровольные взносы и иные поступления. В расходной части - расходование внебюджетных средств в структуре статей и подстатей экономической классификации расходов Российской Федерации.

Полученные бюджетные средства учреждение культуры имеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Но при этом оно самостоятельно в использовании внебюджетных средств. Расходование бюджетных и внебюджетных средств федеральными учреждениями культуры осуществляется исключительно через лицевые счета учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством, а учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями - в порядке, установленном соответствующими органами власти и органами местного самоуправления. Бюджетные средства, не использованные на 31 декабря, закрываются, а остатки средств, полученных из внебюджетных источников на ту же дату, зачисляются на вновь открываемый учреждению лицевой счет.

Направленность услуг и система показателей их измерения представлена в таблице 2. Центральным звеном реструктуризации бюджетного сектора является уточнение правоспособности бюджетных учреждений и/или их реорганизация на основе разделения этих учреждений на две группы - учреждения, способные функционировать в рыночной среде и учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе.

Таблица 2 – Услуги учреждений культуры и показатели их измерения

Вид учреждений Услуги населению Услуги государству
Вид Показатель измерения Вид Показатель измерения
Библиотеки Удовлетворение потребностей населения в библиотечном и информационном обслуживании Число книговыдач, информационных услуг Сохранение и преумножение культурного наследия Норматив затрат на библиотеку
Музеи Осуществление просветительской и образовательной деятельности музейными средствами Число выставок, массовых мероприятий, объем услуг Выявление, собирание, изучение и хранение музейных предметов и коллекций Норматив затрат на музей
Учреждения исполнительских искусств Удовлетворение потребностей населения в театральном, цирковом, музыкальном и др. видах искусств Число спектаклей, концертов, представлений. Объем услуг (число билетов, поступивших в продажу) Развитие театрального, музыкального, циркового и др. видов исполнительских искусств Норматив затрат на создание нового и прокат текущего репертуара на учреждение
Культурно-досуговые учреждения Удовлетворение потребностей населения в проведении культурного досуга и самодеятельном творчесвте Число массовых мероприятий, любительских объединений и кружков Организация общественно полезных форм культурного досуга. Сохранение и популяризация народного творчества Норматив затрат на учреждение

Учреждения, отнесенные к первой группе, предлагается преобразовать в некоммерческие организации иных организационно-правовых форм, существенно расширить их права в части распоряжения финансовыми ресурсами, осуществления предпринимательской деятельности и распоряжения доходами от нее. Но при этом государство снимает с себя обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основании сметы доходов и расходов и субсидиарную ответственность за принятые ими обязательства. Участие государства в финансировании услуг, ранее предоставляемых бюджетным учреждениям, планируется осуществлять в формах нормативно-подушевого финансирования, государственного (муниципального) заказа и других бюджетных инструментов.

Учреждения, отнесенные ко второй группе, останутся в составе бюджетной сферы и будут гарантированно финансироваться государством на основе сметы доходов и расходов. Но при этом предлагается существенно ограничить их правоспособность и лишить права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Таковы жесткие условия выбора стратегии жизнедеятельности, поставленные перед учредителями бюджетных учреждений и их коллективами.

Проектное финансирование культурной деятельности.

Финансирование культуры может направляться как на текущую деятельность организаций, так и на отдельные культурные проекты. Проект -это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок[18]. В приведенном лаконичном определении подчеркнуты основные характеристики проектов вообще и культурных в частности: ориентация на определенные цели; наличие временных рамок; фиксирование точно обозначенного начала и завершения работ; наличие системы взаимосвязанных действий.

Строго говоря, проекты в культуре существовали и реализовывались всегда. Проектами являлись и являются выпуск кинофильмов, создание спектаклей, организация выставок, проведение гастролей и т.п. Однако XXI в. отличается повышенным интересом к проектной деятельности. Его можно называть веком проектов вообще и культурных в частности. Такой интерес к проектам связан с многообразием культурной жизни, возродившемся в стране в 1990-е гг., когда в России стали постепенно создаваться условия для свободы творчества, развития всех видов искусства, любых инноваций в культуре, а значит - для самоурегулирования творческой жизни. В этих условиях определенные подвижки происходят и в экономической стратегии государства по отношению к культуре. Постепенно уходят в прошлое запреты на «многоукладность», свободное развитие инициатив, новаторских проектов, организаций различных видов собственности. Это позволяет наиболее полно удовлетворить многообразные потребности населения в сфере культуры, поддержать духовное «многоголосие» общества - залог его цивилизованного развития.

По целям деятельности проекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие проекты нацелены на получение прибыли. Поэтому чаще всего они ориентированы на массовый зрительский спрос или на спрос высокоплатежных групп потребителей. Естественно, что ценовая политика организаторов таких проектов связана не с идеей общедоступности, а со стремлением увеличить доходы от реализации данного проекта. Некоммерческие проекты, наоборот, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют ее между участниками. Они направлены на реализацию социально-культурных целей, удовлетворение соответствующих потребностей общества.

По характеру деятельности проекты можно разделить на инновационные и традиционные. Без первых, не всегда принимаемых широкой публикой, невозможны эксперимент, поиск в искусстве, освоение новых технологий в кинематографии и сценографии, библиотечном деле и экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Без вторых, направленных на сохранение и преумножение культурного наследия -  невозможно сохранить национальную самобытность народов России. Удачные проекты сами часто становятся основой для создания новых организаций, как правило, негосударственных. Примеров организаций, рожденных в недрах проектов, можно привести немало. Это и ассоциация «Золотая Маска», созданная в связи с проведением одноименного фестиваля и награждением высшей национальной театральной премией, и Пушкинский театральный центр в С.Петербурге, созданный на базе проекта В.Э. Рецептера[19].

Существуют также проекты, реализуемые постоянно действующими организациями. Их примером является выпуск инновационных спектаклей старейшим коллективом России - Большим театром. Один из последних проектов подобного рода - подготовка оперы «Дети Розенталя» по либретто В. Сорокина на музыку современного композитора Л. Десятникова. Для осуществления новых идей, реализации инновационной проектной деятельности, поисков дополнительных источников ее финансирования в Большом театре создан специальный проектно-продюсерский отдел. К проектам такого рода, безусловно, можно отнести и постановку на сцене Московского театра оперетты ряда мюзиклов, открывших этот жанр искусства для отечественной публики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.