рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансирование образования

  Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности  и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать для планирования расходов на очередной финансовый год.

  Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти затраты дл дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарём.

  Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.

  Аналогично школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников  квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определённой работы. Виды учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное) профессиональное училище. Профессиональна подготовка граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.

  Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии  осуществляется не только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.

  Учреждения высшего профессионального образования призваны обеспечить потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие виды: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путём проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.

  За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение.

  Одним из важных показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов на одного преподавателя.

  При определении расходов на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по дошкольной и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов. Однако при расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

  Они устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт бюджетных средств. Отличительной чертой структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами на общее образование является выделение средств на обеспечение студентов стипендиями. В соответствии с законодательством учреждения среднего и высшего профессионального образования самостоятельно формируют объём стипендиального фонда и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

  Реформа образования и введение новых принципов его финансирования в большей степени касаются высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время намечено проведение эксперимента по отработке финансового обеспечения системы образования на основе финансовых именных финансовых обязательств (ГИФО). С помощью системы ГИФО предполагается уравнять в правах на получение бюджетного финансирования учебные заведения любой формы собственности. Считается, что новая система финансирования позволит обеспечить доступ абитуриентов к наиболее качественным и разнообразным услугам образования и повысить его доходность. Если бы государственные финансовые нормативы покрывали реальные затраты стандартного обучения, такая модель позволила бы увеличить общий объём ресурсов, направляемых на подготовку кадров.

  Внедрение ГИФО является значительным шагом на пути к нормированию средств, выделяемых на профессиональное обеспечение. Однако в современных условиях трудно обеспечить реальный выбор места учёбы, поскольку номинальная стоимость данной ценной бумаги будет значительно ниже реальных затрат на обучение одного студента. Новый способ финансирования предполагает отказ от системы постатейного планирования расходов на содержание вузов. Стоимость ГИФО будет дифференцироваться в зависимости от категории сертификата, выдаваемого выпускникам школ по результатам аттестации. В программных документах говорится, что указанная система нормативов найдёт отражение в федеральном бюджете. При этом объём расходов бюджета, предусмотренных на цели высшего и среднего профессионального образования останется без изменения.

  Рассмотрение отдельных элементов расходов по трём типам учреждений  образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению.

2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на

образование в 2005 году.

  Далее представлен анализ финансирования расходов на образование в 2005 году и его сравнение с финансированием образования в 2004 году. Поводом для детального сравнительного анализа послужило изменение бюджетной классификации ввиду разграничения полномочий бюджетов разных уровней. При этом из сферы бюджетного регулирования собирались исключить ряд статей и видов расходов, а именно: стипендии студентов, аспирантов и докторантов, зарплата работников бюджетных учреждений, в системе образования и науки, затраты на питание.

  Расходы на образование из федерального бюджета в 2005 году  составили 154 456,6 млн. рублей. По консолидированному бюджету эти расходы составили 762,1 млрд. рублей (в 2004 году – 531,2 млрд. рублей). Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составила 5,1% против 5,9% в 2004 году. Снижение этого показателя коренится в передаче финансирования большей части учреждений начального и среднего профессионального образования (в объёме 24,8 млрд. рублей) в регионы. Проект бюджета-2005 увеличение зарплат работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 января в 1,2 раза. На реализацию этих проектов было выделено 19,8 млрд. рублей.

  Бюджет 2005 года по отрасли образования (консолидированные расходы и бюджетов региональных, и бюджета федерального) весьма серьёзно отличались от того, что было в 2004 году. По расчётом Минфина и правительства общие расходы на образование возросли до 40%. То есть с 531 млрд. до 762 млрд. рублей. Если брать только федеральный бюджет, то там есть две величины, которые тоже можно сравнить: общие расходы бюджета и расходы на образование. Так, общие расходы в федеральном бюджете возросли на 14,6% по сравнению с расходами в 2004 году, и расчёты показали, что расходы на образование из федерального бюджета были увеличены на 20%. Сравнив эти две величины можно заметить, что рост расходов на образование обогнал рост расходов по всем отраслям в целом.

  Из внутренней структуры бюджета видно, что по ряду направлений рост финансирования значительно превысил рост в среднем по отрасли и федерального бюджета вообще. В качестве положительной черты можно отметить, что с 1 2004 года сентября был увеличен почти в пять раз стипендиальный фонд, рассчитанный на поддержку студентов (с 5% до 25 %), и та же сумма была заложена в бюджет-2005.

2.3. Расходы на образование в 2006 году.

Соответствующие расходы сформированы в размере 201408,9 млн. рублей с приростом против 2005 года, в том числе на оплату работающих в системе образования – 98853,5 млн. рублей (приложение 1).

  Расходы на национальные проекты в области образования в размере 4,9 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты». В январе 2006 года расходы по разделу «Образование» дополнительно увеличены за счёт перераспределения некоторых доходов бюджета в 2005 году.

  В 2006 увеличен размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений  начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей, а стипендий аспирантов и докторантов государственных образовательный учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – соответственно до 1500 рублей и 3000 рублей. Также повышены стипендии правительства РФ для аспирантов до 3000 рублей, для студентов высших учебных заведений – до 1200 рублей, для студентов среднеспециальных учебных заведений – до 700 рублей. Дополнительно из средств федерального бюджета для выплаты указанных специальных стипендий потребовалось 19 млн. рублей в год. Из средств федерального бюджета для выплаты стипендий президента РФ потребовалось 14,2 млн. рублей, чтобы повысить соответствующие стипендии для студентов – до 1600 рублей, для аспирантов – до 3000 рублей.

На обеспечение деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, предусмотрено 43263,8 млн. рублей (прирост против 2005 г. – на 6311,9 млн. рублей, или 17,1%), в том числе на оплату труда работников с учётом индексации денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц и государственных служащих – 32174,9 млн. рублей (включая начисление)).

В составе расходов на образование ассигнования на содержание работников центральных аппаратов отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования учтены в размере 539 млн. рублей, что больше, чем в 2005 году, на 23,6%.

Эти расходы определены с учётом дополнительных ассигнований, необходимых на финансирование проектируемого увеличения численности работников центрального аппарата Федерального агентства по образованию, в связи с передачей в их ведение от федеральных органов исполнительной власти 650 учебных заведений.

  Индексация (повышение) оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в 2006 году будет осуществляется в рамках решения задачи, поставленной в Послании президента РФ Федеральному собранию РФ на 2005 год (приложение 2).

  В целом фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрос по сравнению с 2005 г. На 43,3 млрд. рублей и составил 242,1 млрд. рублей. На повышение оплаты труда федеральных государственных учреждений в 2006 году потребовалось дополнительно 29,1 млрд. рублей, без учёта досчёта условий, сопоставимых с 2005 годом. Уровень реальной заработной платы в 2006 году увеличивается на 11,1%, что позволяет удвоить за 2005-2007 гг. заработную плату в номинальном выражении. В реальном выражении заработная плата за указанный период возрастает в 1,52 раза.


Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования.

3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования

образования.

1. Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

  - оплата труда;

  - стипендия;

  - трансферты;

  - оплата коммунальных услуг;

  - остальные виды расходов.

  Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

  - выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;

  - установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

  - введение социальных доплат, надбавок для работников образования.

  Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

  2. Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

  3. Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

  4. В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

  5. Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

  Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

3.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках

основных проблем.

1. В настоящее время практически отсутствует современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования:

  - не принят закон о минимальных социальных стандартах;

  - не разработаны нормативы государственных затрат на оказание государственных образовательных услуг;

  - не существует единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности;

  - не разработаны необходимые методические материалы по расчёту и обоснованию потребности в бюджетном финансировании;

  - отсутствуют единые по России и ведомственные методики распределения финансовых ресурсов между бюджетополучателями.

  Вместе с тем государство несмотря на утверждённый закон – Бюджетный кодекс РФ, решает в каждые данный момент времени (финансовый год), какой именно механизм бюджетного финансирования применять в текущем году.

  2. Организация бюджетного процесса основана на установленных Бюджетным кодексом РФ таких временных рамках подготовки, согласования, утверждения, представления документов, которые не учитывают следующие объективные факторы:

  - образовательные учреждения расположены на всей территории России, при этом далеко не все из них имеют доступ к современным средствам связи и коммуникации (факс, электронная почта, Интернет); почтовая связь не обеспечивает получение и предоставление необходимой информации в установленные сроки. В связи с этим часто возникают ситуации, когда на исполнение поступают документы, датированные прошедшим периодом;

  - главный распорядитель бюджетных средств не только доводит уведомления о бюджетных обязательствах, но и формирует и утверждает их, что делает весьма проблематичным получение уведомлений на местах в установленные сроки;

  - главный распорядитель бюджетных средств (министерство в Москве) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. В течение одного рабочего дня с момента утверждения их сметы должны быть представлены в казначейство, что нереально, учитывая территорию России;

  - финансирование начислений на оплату труда (ЕСН) представляет собой дополнительную «петлю» в движении бюджетных средств: по существу деньги следуют из бюджета через бюджетные учреждения обратно в бюджет. Единственное достоинство такого процесса состоит в том, что при использовании регрессивной шкалы часть ЕСН можно направить на другие виды расходов и тем самым как бы дополнить собственный бюджет учреждения по статьям, не предусмотренным сметой доходов и расходов.

  3. Серьёзную проблему представляет собой действующий механизм использования внебюджетных средств:

  - внебюджетные доходы в образовательное учреждение поступают неравномерно в течение года, что затрудняет не только их годовое планирование, но и планирование их расходов. Средства, поступившие в конце отчётного периода (квартала), могут остаться на счёте и будут рассматриваться как прибыль (и соответственно облагаться налогами). При этом расходы по этим средствам могут быть произведены только в следующем квартале. Это снижает эффективность использования средств, выдвигая на первый план не рационализацию расходов и экономию средств, а скорость их расходования часто в ущерб эффективности и результативности;

  - необходимость расходования поступающих доходов немедленно по их получении не позволяет накапливать средства для решения проблем, например, ремонта;

  - доплаты за счёт внебюджетных средств сотрудникам, зачисленным на бюджетные ставки, можно выплачивать только из прибыли, в противном случае в соответствии с Налоговым кодексом РФ учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании теперь уже внебюджетных средств. Существует только один выход: оформлять трудовые договоры с работниками и в них указывать объём работы сотрудника во внебюджетной сфере учреждения. В этом случае считается, что оформлены трудовые отношения, и понятие нецелевого использования применено не будет.

  4. Бюджетный кодекс, предусматривая правила учёта остатков бюджетных средств на лицевых счетах бюджетополучателей и изъятие их без возврата в доход соответствующего уровня бюджета, не учитывает реального положения дел:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.