рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах

Курсовая работа: Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах

Федеральное агентство по образованию

Томский политехнический университет


 Кафедра Экономики

Курсовая работа по макроэкономике
на тему:
 «Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах».


Выполнил:

студент группы

.

Проверил:

преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..............................3

1.  СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1.  Сущность бюджетного  дефицита и причины его  возникновения….…5

1.2.  Виды  бюджетного  дефицита…………………………………………….9

1.3.  Социально-экономические последствия бюджетного дефицита……..10

1.4.  Сущность понятия управления бюджетным дефицитом……………...12

2.  ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита…………………….....15

2.1.1. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет монетизации дефицита……………………………………………………….…15

2.1.2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа……………………………………………………………....16

2.1.3. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего займа………………………………………………………………….18

2.2. Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах……19

2.3. Осуществление финансирования бюджетного дефицита в России……..21

Заключение……………………………………………………….......................23

Список литературы……………………………………………………………25

Приложение 1………………………………………………………………...…26

Приложение 2………………………………………………………………...…26

Приложение 3………………………………………………………………...…27

Приложение 4………………………………………………………………...…27

Приложение 5………………………………………………………………...…28

Приложение 6………………………………………………………………...…29

Приложение 7………………………………………………………………...…30

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного. Большинство же стран являются дефицитными и стоят перед проблемой выбора оптимального пути финансирования и устранения бюджетного дефицита. 

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для этого необходим более детальный подход к изучению проблемы бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также  рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности  (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы  его регулирования

Как ни печально, идеального решения проблемы «доходы – расходы – дефицит» не существует нигде в мире, даже в наиболее развитых странах.  Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Целью работы является оценка методов финансирование дефицита бюджета в развивающихся странах. Поставлены следующие задачи исследования: сформировать понятие бюджетного дефицита  в современной экономике; определить виды дефицита бюджета, причины и последствия его существования; проанализировать способы финансирования бюджетного дефицита и исследовать источники его покрытия в развивающихся странах.


СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1.  Сущность бюджетного  дефицита и причины его  возникновения.

Состояние общегосударственных  финансов  является одним  из  важнейших  экономических  показателей  любой  страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношение доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей  экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет. [1]

Здесь мы сталкиваемся с бюджетным  дефицитом - превышением расходов  над  доходами государственного  бюджетного фонда, характереным   сегодня  для  большинства  стран. Страны  развитого  рынка признали  объективность  бюджетного  дефицита  и  приняли  принципиально  новую политику - политику  бюджетного  дефицита.

Признание объективности  бюджетного  дефицита  в  условиях  рыночной  экономики  требует  рассмотрения  его как объективной  экономической  категории  и  изучения  законов  его  развития.

Являясь  финансовой  категорией,  бюджетный  дефицит выступает  производным  от  государственного бюджета  и  выражает  его  состояние,  при  котором  доходы  не  покрывают  всех  расходов  в  силу  роста  предельных  общественных  издержек  производства,  что  приводит  к  отрицательному  сальдо бюджета.  С  этих  позиций  дадим  его  определение.  Бюджетный  дефицит  представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [2]

Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов. Это  требует  от  правительства   разработки  мероприятий  по  сокращению  бюджетного  дефицита,  поиска  эффективных  источников  покрытия.

Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики, и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

Однако  чаще  всего  дефицит  отражает  кризисные  явления  в  экономике,  ухудшение  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д.  В  этом  случае  требуется  принятие  срочных  мер  со  стороны  правительства по  стабилизации  экономики,  реформированию  кредитно-финансовой  системы,  корректировке  бюджетной  политики.

В  исключительных  случаях  превышение  расходов  над  доходами  становиться  результатом  чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину  бюджетного дефицита.    Для  разных  стран  и  в  разные  периоды  развития  каждая  из  них могла  быть  основной,  но  чаще  всего  они  воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных  расходов,  не  подкрепленный  увеличением  доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой - причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

В  ситуации  спада  производства, других  негативных  явлений бюджетные  поступления уменьшаются. Если  при этом  не  обеспечено  адекватное  сокращение   расходов,  возникает отрицательное  бюджетное  сальдо.

Конечно, к  важнейшим факторам,  влияющим  на  бюджетный  дефицит и  определяющим  его  размер,  относится  колебание  объема  ВВП  в  течение бюджетного  периода. Практика  показала,  что  в  периоды  депрессии,  когда  ВВП  низок,  бюджет, как  правило,  сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема  наблюдается  положительное бюджетное  сальдо. Причиной  таких  изменений  являются  метаморфозы,  происходящие  как  в  доходной, так  и  в расходной  частях  бюджета. Здесь  имеется  в  виду, что  во  время  спадов  резко  сокращаются  поступления  прямых налогов  (подоходного  налога, налога  на  прибыль  и  др.) в  связи  с  уменьшением  базы  налогообложения.  В  то  же  время  возрастают  отдельные  виды  государственных  расходов,  что  заставляет  их  находиться в  противофазе  с  циклом.  Как  правило,  в  периоды  спада  правительства  принимают  меры  по  увеличению  расходов  по  социальной  защите  населения,  что  вызывает  рост  выплат  трансфертов отраслям, производящим товары  и  оказывающим  услуги  населению,   но   также  пособий  по  безработице  и  других  социальных расходов. Принято  считать, что  в  условиях  динамично  развивающейся  экономики  бюджетный  дефицит  в  количественно  допустимых размерах не  страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП (сейчас 3%). В  долг жили  и  живут  многие  экономически  развитые  государства. Однако  сумма  полученных  государством  в  долг  финансовых  ресурсов  не должна  обременять  экономику  страны,  налогоплательщиков,  сопровождаться  значительным  увеличением  расходов  по  обслуживанию   долга,  сокращением  социальных  программ. [3]

С  начала  XX в. общие  государственные  расходы  по  отношению  к ВВП  во  всем  мире  значительно  увеличились.  Правительства  государств  в  этих  условиях  принимают  различные  бюджетные  решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это  может  выразиться   в  ужесточении  налоговых  режимов,  замораживании  финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

Отношение  экономистов  к  вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько  позиций, сколько  вариантов  составления  бюджета:  с  отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно  возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его  научной  базой, что  бюджетный  дефицит - это  совершенно  нормальное  и  даже  желательное для  растущей  экономики  явление,  которое  способствует  ее росту, снижению  безработицы.

Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции.

Существуют  много  факторов,  которые  в  разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного  фонда:

·  Увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);

·  увеличение  государственных расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);

·  увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;

·  увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;

·  увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;

·  сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;

·  уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;

·  сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др. [2]

Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут  направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли они  вообще  направлены  в  сферу  материального  производства не  представляется  возможным. Как  правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие  бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей  перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита -  наращивание  государственного  долга  и  инфляция.

Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов.


1.2. Виды бюджетного дефицита.

В  мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

·  циклический дефицит госбюджета;

·  структурный дефицит госбюджета;

·  операционный дефицит госбюджета;

·  первичный дефицит госбюджета;

·  квазифискальный дефицит госбюджета. [4]

Циклический дефицит госбюджета

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит госбюджета

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит госбюджета

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит госбюджета

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный дефицит госбюджета.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

·  финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

·  накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

·  отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.). [4]

      

1.3. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.

Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.   

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.