рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Упрощенная система налогообложения

Курсовая работа: Упрощенная система налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Порядок перехода на УСНО и обратный переход на общий режим учета и налогообложения

1.1 Сущность и условия перехода с общего режима на упрощенную систему налогообложения

1.2 Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения

2. Причины и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения ООО «Ритуал»

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ритуал»

2.2 Причины и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения ООО «Ритуал»

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

В России еще со времен перехода к рыночной экономике государство провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса. В частности, этот курс нашел свое воплощение в создании благоприятных налоговых условий, адресованных, в первую очередь, представителям малого бизнеса. И самым главным результатом всего этого стало появление в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

«Упрощенка» изначально задумывалась, как льготный режим налогообложения для малого бизнеса – такую же роль она выполняет и сейчас.

Являясь одним из специальных налоговых режимов, упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу налогоплательщиков – субъектам малого предпринимательства (хотя законом прямо не установлено, что упрощенку могут применять только такие лица).

Особенности предпринимательской деятельности, которая осуществляется малым бизнесом, как раз и предопределили основные «вехи» УСН.

Учитывая незначительный экономический масштаб такой деятельности, государство, с одной стороны, согласилось уменьшить совокупное налоговое бремя для осуществляющих ее лиц, а с другой – облегчить осуществление процедур, необходимых для контроля над «упрощенцами».

Переход на УСН, который осуществляется на добровольной основе, дает налогоплательщику три основных привилегии:

- целый ряд налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения, заменяется единым налогом, исчисляемым по правилам, закрепленным в главе 26.2 НК РФ. К числу таких налогов для организаций относятся: налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций, ЕСН. Для индивидуальных предпринимателей это НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц и ЕСН.

При этом ставки единого налога относительно невысоки – 6 % при выборе объекта налогообложения «доходы», 15 % - «доходы минус расходы»;

- облегчается ведение налогового учета, поскольку он ведется в особом порядке – посредством заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей;

- в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (кроме бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов).

Заметим, что вопрос об обязанности по ведению бухгалтерского учета при применении «упрощенки» окончательно еще не разрешен, поскольку из положений ряда других законодательных актов следует, что вести его все-таки надо, при этом никаких исключений для «упрощенцев» не делается. Не будем сейчас углубляться в подробности, скажем только, что на практике большинство лиц, применяющих УСН, бухгалтерский учет не ведут, что также существенно облегчает их положение.

Таким образом, среди причин, по которым предприятия и предприниматели выбирают УСН можно выделить: 1) более «мягкие» условия налогообложения по сравнению с общей системой, к которым относятся: отсутствие НДС; отсутствие ЕСН с выплат физическим лицам по трудовым договорам; отсутствие налога на имущества у предприятий (предпринимателей) владельцев основных средств; 2) упрощенный режим налогового учета и отчетности, а так же отсутствие обязанности по ведению бухгалтерского учета; 3) сложившееся убеждение, что на «упрощенцев» меньше внимания со стороны налоговых служб; 4) удобство применение в сферах с заведомо малой расходной частью (для УСН с объектом налогообложения «доходы» и ставкой в 6%).

Эти факторы в совокупности определяют еще одну мотивацию, а именно популярность участия предприятий и предпринимателей, применяющих УСН в различных схемах, имеющих целью «разбавить» налоговую нагрузку основного вида деятельности.

Как видно, положение у «упрощенцев» действительно привилегированное. Невысокие налоговые ставки и упрощенные процедуры ведения учета по логике законодателя должны были позволить малому бизнесу в большей мере сконцентрироваться на коммерческой деятельности.

Но на вопрос «оправдались ли надежды российской власти?» однозначного ответа до сих пор не существует. Уже сегодня со стороны малого бизнеса очень часто можно услышать упреки в адрес государства о том, что введенных послаблений недостаточно, и о том, что они носят половинчатый характер… И поэтому многие организации, имеющие право применять УСН, не всегда пользуются данной привилегией.

Все вышесказанное указывает на актуальность исследуемой темы.

Цель исследования: рассмотреть порядок перехода на УСНО и обратный переход на общий режим учета и налогообложения.

Цель определила решение следующих задач:

- порядок перехода на УСНО и обратный переход на общий режим учета и налогообложения;

- причины и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения ООО «Ритуал».


1. ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УСНО И ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД НА ОБЩИЙ РЕЖИМ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Сущность и условия перехода с общего режима на упрощенную систему налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Начать применять УСН фирма может в двух случаях: с начала своей деятельности (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ); перейти на упрощенку с других режимов налогообложения (п. 1 ст. 346.13 и абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). По НК РФ в установленные сроки перед началом применения УСН фирма должна подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 и абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Если фирма вновь создана, то заявление о переходе на УСН подается в течение пяти рабочих дней с момента постановки на налоговый учет. С этого же момента начинается применение спецрежима. Такие правила установлены в абзаце 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если фирма переходит на упрощенку с другого режима налогообложения, то заявление о смене режима налогообложения подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году применения УСН (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В нем указывается, какой объект налогообложения выбран: доходы или доходы, уменьшенные на расходы (приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495, п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Если после подачи заявления фирма решила поменять объект налогообложения, она должна уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее 20 декабря этого же года (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление о смене объекта налогообложения составляется в произвольной форме. О том, что фирма обязана дождаться согласия налоговой инспекции на применение спецрежима, в кодексе не сказано. В то же время приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 утверждены формы уведомления о возможности (невозможности) применения УСН, которые рекомендуется применять налоговым инспекциям. Учитывая, что Налоговый кодекс РФ такого условия не содержит (ст. 346.13 НК РФ), переход на УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. Поэтому, подав заявление, можно начинать применять спецрежим с момента, указанного в заявлении, при условии, что соблюдены все требования к его применению (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 и абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Необходимо отметить, что возможность применения этого спецрежима зависит от двух главных факторов: а) от характера деятельности фирмы; б) от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Кроме того, фирма может применять УСН, если она соблюдает следующие количественные и стоимостные ограничения:

- размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

- средняя численность сотрудников фирмы за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Названные условия должны соблюдать как фирмы, применяющие УСН, так и фирмы, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4 ст. 346.13, п. 2, 3 ст. 346.12 НК РФ).

Ограничения, касающиеся размера полученного дохода, зависят от того, применяет фирма УСН в настоящее время или только собирается перейти на нее.

Фирма может перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, предшествующего переходу, доход фирмы не превысил 15 000 000 руб. с учетом коэффициента-дефлятора (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В 2008 году значение этого коэффициента равно 1,34 (приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357). Поэтому предельный доход за девять месяцев 2008 года, который нельзя превысить при переходе на УСН с 2009 года - 20 100 000 руб. (15 000 000 руб. * 1,34).

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет необходимо включить выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ). Если фирма совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет включать не нужно (п. 4 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина от 16 октября 2007 г. № 03-11-04/2/259).

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в периоде применения УСН. Фирма может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода и по итогам года ее доходы не превысили 20 000 000 руб. Величину предельного объема доходов тоже следует индексировать с учетом коэффициента-дефлятора. В 2008 году фирма теряет право на применение УСН, если по итогам любого отчетного периода или по итогам года ее доходы превысят 26 800 000 руб. (20 000 000 руб. * 1,34). Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

При расчете суммы предельного дохода необходимо учитывать:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346. 15 НК РФ);

- авансы, полученные фирмами, которые до перехода на УСН рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение УСП, не нужно включать:

- доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД;

- доходы, фактически полученные в момент применения УСН, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на этот спецрежим (для фирм, перешедших на УСН с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);

- доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (абз. 4 п. 1 ст. 346. 15 НК РФ);

- дивиденды, полученные от российских фирм, налог на прибыль с которых удержан налоговым агентом в соответствии со статьями 214 и 275 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/47).

При определении доходов необходимо исключить из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ) в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

При переходе на УСН с других режимов налогообложения необходимо рассчитать среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Правила расчета средней численности сотрудников закреплены в Порядке, утвержденном постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 (форма № П-4). В среднюю численность сотрудников фирмы включается: среднесписочную численность сотрудников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. При расчете средней численности не учитываются граждане, работающие на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199). Показатель средней численности берется из форм статистической отчетности, которые фирма сдает в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная постановлением Росстата от 5 августа 2005 г. № 58. Другие фирмы (за исключением малых) сдают форму П-4, утвержденную постановлением Росстата от 28 июня 2006 г. № 28.

Подробно порядок определения средней численности сотрудников изложен в пунктах 87-93 Порядка, утвержденного постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, необходимо использовать следующий алгоритм:

- определить, какое имущество на фирме признается амортизируемым по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;

- рассчитать остаточную стоимость такого имущества по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если фирма планирует перейти на УСН, то остаточную стоимость рассчитывают на 1 октября года, в котором фирма планирует подать заявление о переходе на спецрежим. Если фирма уже применяет упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывают по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета амортизируемого имущества используются лишь для проверки права перехода на УСН (применения УСН).

После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов фиксируется остаточная стоимость амортизируемого имущества, рассчитанная по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). При нарушении хотя бы одного из условий применения УСН фирма утрачивает право пользоваться спецрежимом. Если эти условия не соблюдаются на фирме, которая только планирует перейти на упрощенку, то она не имеет права на такой переход.

1.2 Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения

Прекратить применение упрощенной системы налогообложения фирма может добровольно или принудительно (п. 3, 4 и 6 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Добровольно перейти с УСН на общую систему налогообложения фирма может не раньше, чем с начала следующего года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). При этом вновь применять УСН фирма сможет только через год после такого перехода (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Если фирма решила отказаться от применения УСН, она должна уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором фирма предполагает перейти на общий режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления об отказе от применения упрощенки утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Но можно составить уведомление и в произвольной форме, Налоговый кодекс РФ это не запрещает (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Если фирма не уведомит налоговую инспекцию или нарушит сроки предоставления уведомления, она не сможет отказаться от УСН в планируемый срок. В этом случае ей придется применять спецрежим еще один год (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

Отказаться от УСН фирма обязана, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения, а именно следующие:

- по итогам отчетного (налогового) периода ее доходы, умноженные на коэффициент-дефлятор, превысят 26 800 000 руб. (20 000 000 руб. * 1,34). В 2007 году «упрощенец» лишался права применять «упрощенку», если его доход превышал 24 млн. 820 тыс. руб.;

- в случаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что фирмы, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, не вправе перейти на «упрощенку». Не могут применять этот режим и те предприятия, на которых средняя численность работников превышает 100 человек;

- остаточная стоимость амортизируемого имущества превысит 100 000 000 руб. В данном случае речь идет об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которые принадлежат организации на праве частной собственности. При этом не нужно учитывать стоимость лизингового имущества, которое числится на ее балансе;

- у фирмы появятся филиалы и представительства или другие обстоятельства, которые ограничивают применение УСН;

- фирма, которая платит единый налог с доходов, станет участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Подробный перечень фирм, которые не соответствуют требованиям к применению УСН, приведен в пунктах 3 и 4 статьи 346.12 и пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03 11-02/272.

Предельная величина, при превышении которой фирма теряет право на применение УСН, установлена только в отношении доходов, получаемых от деятельности фирмы на этом спецрежиме (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД, в расчет предельного размера дохода по УСН не включаются. Такую же позицию высказывает и Минфин России (письмо Минфина России от 5 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/184).

Таким образом, если в 2008 году доходы от деятельности фирмы на УСН не превышают 26 800 000 руб. (20 000 000 руб. * 1,34), она может применять этот спецрежим независимо от суммы доходов, которые получены в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД (приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357). Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272.

Агенты (комиссионеры, поверенные), применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов для определения лимита учитывают только свои вознаграждения (письмо Минфина России от 26 мая 2004 г. № 04-02-05/2/24).

Отказаться от применения УСН нужно с начала того квартала, в котором произошло событие, не допускающее дальнейшее применение этого спецрежима. С начала этого квартала рассчитываются и платятся в бюджет налоги в соответствии с общей системой налогообложения в соответствии с правилами, установленными в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Если фирма утратила право применять УСН, ей необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма сообщения об утрате права применять упрощенку утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Но можно составить сообщение и в произвольной форме (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Если фирма не сообщит в налоговую инспекцию об утрате своего права применять УСН или нарушит сроки предоставления сообщения, она может быть оштрафована. Размер штрафа за непредставление документа составляет 50 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ).

Кроме того, за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность, по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать руководителя фирмы или главного бухгалтера на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Фирма вынуждена отказаться от упрощенки и тогда, когда деятельность, которой она занимается: переводится на уплату ЕНВД; стала соответствовать условиям, при которых применение ЕНВД обязательно. Такие требования установлены в статье 346.26 Налогового кодекса РФ.

При переходе с УСН на общую систему налогообложения необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, каким методом фирма будет рассчитывать налог на прибыль: кассовым методом (как вновь созданная фирма); методом начисления.

Для фирм, которые после перехода на общую систему налогообложения будут применять кассовый метод расчета налога на прибыль, особого порядка формирования доходов и расходов не разработано. Поэтому для них при смене режима налогообложения принципиально ничего не изменится.

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для фирм, которые будут определять доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.