рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом

Курсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Кафедра финансов и банковского дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом”

Санкт-Петербург 2007г.


Содержание

Введение

1. Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг

1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом

1.6 Работа рынка ценных бумаг в США

1.7 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России

Заключение

Список литературы


Введение

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

В данной курсовой работе была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как рынок ценных бумаг.


1. Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15]

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам. [11]

Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10]

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

v  эмитентов;

v  инвесторов;

v  профессиональных фондовых посредников;

v  организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть:

1.  Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

2.  Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:

o  эмиссионные;

o  посреднические;

o  инвестиционные;

o  спекулятивные;

o  залоговые;

o  трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

1)  государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

2)  регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.

3)  общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [15]

В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [10]

1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

1.  Ценная бумага с позиций:

a)  юридического статуса;

b)  размещения (выпуска);

c)  обращения;

d)  использования в качестве основы для производных инструментов;

e)  налогообложения и др.

2.  Участники рынка в отношении их:

a)  отбора для работы на рынке в том или ином качестве;

b)  защиты в качестве инвесторов от мошенничества;

c)  налогообложения и т.п.

3.  Операции с ценными бумагами с позиций:

a)  разрешенных видов рыночных операций;

b)  совмещения разных видов операций с ценными бумагами;

c)  разрешения имущественных споров;

d)  налогообложения и т.п.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

-   создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

-   создание органов регулирования рынка;

-   организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

-   контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

-   разрешение споров между участниками рынка. [11]

Задачами государственного регулирования являются:

-   реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

-   обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

-   создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [10]

Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

1.  Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

a.  нормативно-законодательную деятельность;

b.  регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

c.  разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

d.  поддержание правопорядка на рынке;

e.  выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.

2.  Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:

a.  определенной денежной политики;

b.  политики налогообложения;

c.  политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

d.  политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга. [11]

 

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. [15]

Задачи саморегулируемой организации:

A.  Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B.  Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C.  Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D.  Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E.  Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением. [11]

Права саморегулируемой организации:

1)  разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2)  осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3)  контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4)  информационная деятельность на рынке;

5)  обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников. [15]

Положительные стороны саморегулирования:

1.  Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2.  Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3.  Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4.  Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ. [13]

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I.  Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II.  Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III.  Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV.  Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V.  При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI.  Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII.  Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII.  Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления. [15]

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1.  Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2.  Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3.  Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4.  Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

®  организация движения финансовых ресурсов;

®  обеспечение качества ценных бумаг;

®  информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

®  координация;

®  регулирование;

®  прогнозирование;

®  стимулирование;

®  организация

®  контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). [10] В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг. [11]

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A.  установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q  эмитентов ценных бумаг;

Q  профессиональных участников;

Q  саморегулируемых организаций

B.  установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C.  государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D.  государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E.  лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F.  запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G.  создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H.  установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [6]

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü  эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü  инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü  профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü  регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü  верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I.  Высшие органы государственной власти:

1.  Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2.  Президент издает указы.

3.  Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. [15]

II.  Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1.  Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ  Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ  координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ  утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ  утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.