| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежомКурсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежомМинистерство образования Российской ФедерацииСанкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университетКафедра финансов и банковского делаКУРСОВАЯ РАБОТАна тему: “Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом”Санкт-Петербург 2007г.СодержаниеВведение 1. Система регулирования рынка ценных бумаг 1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг 1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг 1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России 1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом 1.6 Работа рынка ценных бумаг в США 1.7 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России Заключение Список литературы Введение Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка. В данной курсовой работе была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как рынок ценных бумаг. 1. Система регулирования рынка ценных бумаг 1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15] Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам. [11] Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка. В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10] Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников: v эмитентов; v инвесторов; v профессиональных фондовых посредников; v организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть: 1. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. 2. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: o эмиссионные; o посреднические; o инвестиционные; o спекулятивные; o залоговые; o трастовые и т.п. Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: 1) государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; 2) регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации. 3) общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [15] В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация. Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [10] 1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности: 1. Ценная бумага с позиций: a) юридического статуса; b) размещения (выпуска); c) обращения; d) использования в качестве основы для производных инструментов; e) налогообложения и др. 2. Участники рынка в отношении их: a) отбора для работы на рынке в том или ином качестве; b) защиты в качестве инвесторов от мошенничества; c) налогообложения и т.п. 3. Операции с ценными бумагами с позиций: a) разрешенных видов рыночных операций; b) совмещения разных видов операций с ценными бумагами; c) разрешения имущественных споров; d) налогообложения и т.п. Государственное регулирование РЦБ включает в себя: - создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы; - создание органов регулирования рынка; - организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг; - контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы; - разрешение споров между участниками рынка. [11] Задачами государственного регулирования являются: - реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; - обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов; - создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [10] Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования): 1. Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает: a. нормативно-законодательную деятельность; b. регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.); c. разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию); d. поддержание правопорядка на рынке; e. выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др. 2. Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством: a. определенной денежной политики; b. политики налогообложения; c. политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов; d. политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др. В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок. На практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга. [11] 1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. [15] Задачи саморегулируемой организации: A. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке. B. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке. C. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования. D. Защита интересов клиентов профессиональных участников. E. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением. [11] Права саморегулируемой организации: 1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке; 2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке; 3) контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов; 4) информационная деятельность на рынке; 5) обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников. [15] Положительные стороны саморегулирования: 1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности. 2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг. 3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников. 4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ. [13] 1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы: I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками. II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка. III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке. IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия. V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом. VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность. VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка. VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления. [15] Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает: 1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность. 2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты). 3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями). 4. Традиции и обычаи. Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: ® организация движения финансовых ресурсов; ® обеспечение качества ценных бумаг; ® информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет такие функции: ® координация; ® регулирование; ® прогнозирование; ® стимулирование; ® организация ® контроль процессов, происходящих на рынке. Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). [10] В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг. [11] В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе: A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ: Q эмитентов ценных бумаг; Q профессиональных участников; Q саморегулируемых организаций B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [6] Государство на российском РЦБ выступает в качестве: ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов Структура органов государственного регулирования российского РЦБ: I. Высшие органы государственной власти: 1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг. 2. Президент издает указы. 3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. [15] II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня: 1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России. Основные функции ФСФР: Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России; Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка; Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг; Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах; Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|