рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Система налогообложения операций с ценными бумагами

Для того чтобы перекрыть подобные схемы, в гл. 21 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ) предусмотрена возможность обложения НДС отдельных видов процентов и дисконтов по векселям. Для этого должны выполняться два условия.

Во-первых, вексель должен быть выдан в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Во-вторых, ставка процента (дисконта) по векселю должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Однако ст. 162 НК РФ в ее нынешней редакции «работает» только тогда, когда покупатель товара будет сам предъявлять к погашению этот вексель. Если продавец передаст вексель по индоссаменту третьему лицу (добросовестному приобретателю), обложить процентный доход НДС гораздо сложнее. Для этого надо доказать взаимозависимость участников схемы и факт занижения рыночных цен.

Вексельные авансы

В гл. 21 НК РФ нет норм, согласно которым авансы, выданные векселями, должны облагаться НДС. Нет требований облагать налогом вексельные авансы и в Методических рекомендациях по применению этой главы.

Если производственный цикл на предприятии достаточно длительный, то нередко поставщик предпочитает получить аванс не деньгами, а векселем и потом расплатиться этим векселем за сырье и материалы. Такая схема позволяет приобрести сырье для длительного производства без отвлечения оборотных средств на уплату НДС с авансов.

При вексельных авансах следует обратить внимание на два момента.

Первый: если получение авансом векселя третьего лица не облагается НДС, то последующий расчет таким векселем с поставщиком не дает права на зачет НДС, пока товар не будет отгружен (так как данный вексель не оплачен). Ведь согласно п. 45 Методических рекомендаций оплата товара векселем третьего лица позволяет взять НДС к зачету «при условии, что указанный вексель покупателем-индоссантом ранее был получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги».

Второй: если вексель, полученный авансом за товары (работы, услуги), будет продан за деньги, то вексельный аванс тем самым превратится в денежный и будет облагаться НДС.

Если же вексель был приобретен по договору купли-продажи ценных бумаг со сроком оплаты (то есть сначала был передан вексель, а оплата за него должна быть произведена позже) и потом перепродан за деньги, то денежные средства не облагаются НДС. Таким образом, не всякий вексель, полученный авансом, в случае его продажи за деньги облагается НДС. Это происходит только тогда, когда аванс векселем делается по договору реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС.

«Уплата» налогов через проблемный банк

Суть этой схемы в следующем. Коммерческий банк, не имеющий денег на корреспондентском счете, выдает свой простой вексель подставной фирме с отсрочкой оплаты. В пассиве банка возникает долг по векселю, в активе – долг фирмы по его оплате.

Затем фирма продает упомянутый вексель организации, имеющей задолженность перед бюджетом. На счет фирмы переводятся реальные деньги, которые затем обналичиваются.

Затем недоимщик бюджета предъявляет вексель банку к погашению. Банк не может погасить данный вексель, так как не имеет денег. Однако в банке делается внутренняя проводка:

Дебет счета задолженности по векселю Кредит расчетного счета фирмы-недоимщика.

Фирма-недоимщик, получив на свой счет «виртуальные» деньги, подает платежное поручение на списание со счета суммы задолженности перед бюджетом и таким образом «исполняет» свои обязанности налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 октября 1998 г. №24-П указал, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. То есть подача платежного поручения в банк – это исполнение обязанности по уплате налога при условии, что налогоплательщик является добросовестным. Таким образом, налоговым органам необходимо доказать недобросовестность налогоплательщика, ссылаясь, например, на то, что у него несколько счетов в банках, но налоги он платит именно из проблемного банка.

Обналичивание денежных средств через банковские векселя

Суть данной схемы такова. Фирма А переводит подставной фирме Б деньги по фиктивному договору на покупку товаров либо оказание услуг, относимых на себестоимость для целей налогообложения. На эти деньги фирма Б покупает у банка (финансовой компании при банке) его (ее) вексель.

Затем фирма Б передает полученный вексель по индоссаменту такому же подставному физическому лицу, которое предъявляет его к погашению в банк (финансовую компанию). Физическое лицо получает номинал векселя наличными (на физические лица никакие ограничения на расчеты наличными не распространяются). Наличные за вычетом определенного процента возвращаются руководству фирмы А. Реально само физическое лицо в данной операции не участвует, используются только его паспортные данные.

Для того чтобы привлечь участников схемы к ответственности, необходимо доказать их сговор между собой и фиктивность всех сопутствующих документов. Другие варианты действий налоговых органов малоэффективны.

Во второй половине 1990-х гг., в период действия Закона РФ от 7 декабря 1991 г. №1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц», налоговая полиция неоднократно пыталась привлечь банки к ответственности за неудержание подоходного налога у источника с доходов физических лиц от продажи векселей (вексель – это ценная бумага и такой же вид движимого имущества, как, например, автомобиль).

Однако согласно п. 11 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. №42), «в целях налогообложения получение исполнения по векселю не может быть приравнено к продаже физическим лицом имущества». Причина этого в том, что погашение векселя – это возврат займа, а не продажа ценной бумаги. При этом физическое лицо может получить доход в виде процента и дисконта. Плательщик по векселю всегда может удержать налог с процентов, но далеко не всегда с дисконта. Это возможно только тогда, когда физическое лицо было первым владельцем векселя и плательщик знает сумму дисконта, с которым вексель был приобретен.

Как указано в п. 10 упомянутого Обзора, «лицо, осуществляющее платежи по векселю, удерживает подоходный налог в тех случаях, когда оно могло определить размер дохода».

Векселя в зарплатных схемах

Векселя используются в схемах по выплате зарплаты через страховые компании. При такой схеме предприятие или его работники заключают со страховой компанией договор страхования на дожитие. То есть дожитие работника до определенного возраста считается страховым случаем, и ему выплачивается компенсация. Как правило, в зарплатных схемах договор заключался на каждый месяц, то есть страховым случаем считается дожитие работника до дня зарплаты.

Страховой взнос может уплачиваться разными путями. Фирма-работодатель может внести его деньгами или собственным векселем. В более сложном варианте взнос платит сам работник, который приходит в страховую компанию как бы «с улицы». В последнем случае фирма-работодатель может выдать работнику ссуду, а тот заключит от своего имени договор страхования и заплатит взнос страховой компании.

Страховая компания, получив эти деньги и пополнив тем самым свой страховой резерв, разместит его… в вексель фирмы-работодателя. Тем самым круг замыкается: деньги возвращаются на счет работодателя. Работодатель дал, скажем, 10 000 руб. работнику, тот заплатил их страховщику, а последний на эти 10 000 руб. купил у работодателя его вексель.

В день зарплаты работодатель гасит вексель с процентами: например, платит страховщику номинал векселя 10000 руб. плюс еще 5000 руб. процентов. Получив в общей сложности 15000 руб., страховщик вычитает из них свою комиссию, а остальное отдает работнику – «страхователю». Работник возвращает 10000 руб., взятые им в качестве «ссуды» у работодателя, а 5000 руб. за минусом комиссии страховщика – это его доход от договора страхования, который является замаскированной формой зарплаты.

«Вексельные кредиты»

Вексельные кредиты – это кредиты банков, при которых заемщику даются не деньги, а простой вексель этого же банка. Как правило, эта сделка оформляется следующим образом. Банк переводит заемщику денежные средства на счет и тем же днем списывает их обратно в оплату векселя. То есть заемщик берет кредит и тут же тратит его на покупку векселя у этого же банка. Затем данный вексель используется для оплаты товаров (работ, услуг) и принятия НДС к вычету.

Формально в этой схеме нет нарушений законодательства – вексель, которым рассчитываются за товары (работы, услуги), приобретен за деньги и полностью оплачен. Для того чтобы оспорить принятие НДС к вычету по такой схеме, налоговый орган должен доказать фиктивность денежного кредита, полученного заемщиком. Иными словами, необходимо будет убедить суд в том, что реально это был не кредит на покупку векселя, а сговор сторон с целью необоснованного возмещения НДС.

При операциях вексельного кредитования заемщик может приобретать собственный вексель либо вексель третьей организации. Следует отметить, что выдача собственного векселя на основе договора купли-продажи этого векселя является юридически некорректной.

Согласно ст. 815 ГК РФ, вексель – это форма договора займа. Поэтому основанием выдачи векселя может быть только договор займа или договор, содержащий какие-то заемные отношения (отсрочка платежа за товар и т.п.).

Кроме того, существенным условием сделки купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Между тем при выдаче своего собственного векселя организация-векселедатель не передает право собственности на него. Это право возникает только у первого векселедержателя в момент получения им векселя.

Пока вексель не передан третьему лицу, должник и кредитор выступают в качестве одного лица, а обязательства, удостоверенные векселем, еще не возникли. Поэтому можно говорить, что ценной бумаги, то есть объекта права собственности до момента передачи векселя первому держателю, пока не существует.


2.4 Налогообложение доходов иностранных юридических лиц при операциях с ценными бумагами

Особенности работы нерезидентов на российском фондовом рынке

Нерезиденты активно работают с российскими ценными бумагами, заключая сделки как внутри страны (в рублях), так и на офшорном рынке акций (сделки между офшорными фирмами с расчетами в валюте за рубежом).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», валюта, ценные бумаги с номиналом в валюте, а также драгоценные металлы и камни (кроме ювелирных изделий) являются валютными ценностями.

К валютным относятся операции, «связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности», а также перемещение через границу Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 1 упомянутого Закона).

Как известно, валютные операции делятся на две группы: текущие и связанные с движением капитала. Приобретение ценных бумаг с номиналом в валюте – это операция, связанная с движением капитала. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России (п. 2 ст. 6 указанного Закона).

Другими словами, для покупки ценных бумаг с номиналом в валюте резиденту необходимо разрешение Банка России, которое должны получить оба участника сделки.

Исключение составляют сделки с ОВВЗ. Это валютные ценности, на совершение любых сделок с которыми ЦБ РФ дал всем юридическим и физическим лицам разрешение еще в 1994 г. Правда, с 1999 г. оплата сделок с ОВВЗ может производиться только в иностранной валюте.

Центробанк в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установил также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации (пп. «г» п. 2 ст. 9). То есть все операции нерезидентов с акциями российских организаций и вообще с рублевыми ценными бумагами на территории России регулируются Центробанком.

Офшорный рынок акций лежит за пределами России и поэтому вне сферы действия нормативных актов Центробанка.

До 2001 г. нерезиденты использовали для рублевых расчетов за ценные бумаги рублевые счета типа «И» (через них шли расчеты по акциям и ценным бумагам со сроком обращения более года) и «С» (специальные счета для приобретения ГКО и ОФЗ).

С введением в действие Инструкции Банка России от 12 октября 2000 г. №93-И нерезиденты – юридические лица могут открывать в российских банках счета типа «К» и «Н». Со счетов типа «К» возможна конвертация руб. в валюту без ограничений (и соответственно вывоз этой валюты за рубеж), со счетов типа «Н» покупка валюты производится с большой отсрочкой (с момента подачи поручения банку на покупку валюты и до его исполнения должно пройти не менее 365 дней).

Рублевые расчеты по операциям нерезидентов на фондовом рынке осуществляются следующим образом:

– сделки купли-продажи акций с резидентами, а также получение дивидендов по акциям российских организаций – через счет типа «К»;

– покупка ценных бумаг (кроме акций) у резидентов, внесение гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа ценных бумаг (кроме акций) резидентам, возврат гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н»;

– предоставление резидентами займов нерезидентам – через счет типа «Н», возврат займов и уплата процентов – через счет «Н» или «К» по выбору;

– покупка нерезидентами товаров, работ и услуг (кроме ценных бумаг и недвижимости) у резидентов – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа нерезидентами товаров, работ и услуг резидентам за рубли – через счет типа «К», если отсрочка поставки менее 90 дней, и счет типа «Н», если этот срок больше;

– расчеты по операциям с недвижимостью на территории Российской Федерации (купля-продажа, аренда) между резидентами и нерезидентами – через счет типа «Н» или «К» по выбору.

Довольно важным является вопрос: должны ли иностранные инвесторы регистрировать свои сделки с российскими ценными бумагами в ФКЦБ России?

Согласно ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, сторонам по сделке надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. О совершенных сделках по приобретению российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, сторонам по сделке также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг». Другими словами, о покупке нерезидентами российских акций обе стороны сделки должны уведомить ФКЦБ России.

В ст. 29 Закона «О рынке ценных бумаг» не указан срок, в течение которого сторонам сделки надо уведомить ФКЦБ. Согласно Постановлению ФКЦБ России от 11 декабря 2001 г. №33, уведомления следует направлять в СРО, куда входит данный профучастник, или непосредственно в ФКЦБ.

По сделкам на организованных рынках уведомление по форме №020 направляется в течение пяти дней после ее совершения, а по сделкам на организованных рынках – в течение пяти дней после окончания месяца (в данном случае уведомление направляет профессиональный участник рынка ценных бумаг, через которого эта сделка совершалась).

Понятие постоянного представительства

Как это принято в международной практике, гл. 25 НК РФ разделяет иностранных налогоплательщиков на две группы: иностранные юридические лица, имеющие в РФ постоянное представительство, и не имеющие такового.

Понятие «постоянное представительство» применяется только в налоговом праве. Иностранная фирма может иметь в России представительство в гражданско-правовом смысле слова, получить аккредитацию Торгово-промышленной палаты или ГРП Минюста России, но при этом не иметь налогового статуса постоянного представительства.

Постоянным представительством согласно п. 2 ст. 306 НК РФ является любое обособленное подразделение (представительство, бюро, контора, агентство и т.п.) либо «иное место деятельности», через которое иностранная организация «регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации».

Таким образом, постоянным представительством для целей налогообложения может быть как структурное подразделение иностранной фирмы в России, так и иное лицо, в том числе российская организация-посредник, если через нее регулярно осуществляется предпринимательская деятельность.

Посредник, являющийся постоянным представительством иностранной организации в РФ, называется зависимым агентом. Не всякий агент или иной посредник, действующий в интересах иностранной фирмы, является зависимым агентом. Определение зависимого агента дано в п. 9 ст. 306 НК РФ, где, в частности, предусмотрены следующие признаки этого налогового статуса:

1) наличие полномочий на заключение контрактов на территории РФ;

2) наличие полномочий на согласование существенных условий сделок на территории РФ (даже если сами сделки подписываются руководством инофирмы за рубежом);

3) оказание посреднических услуг, выходящих за рамки обычных услуг брокера (комиссионера, агента) на данном рынке.

Последнее условие очень важное. Российский посредник, например брокер на фондовом рынке, может работать как комиссионер по поручению иностранного клиента, заключать в его интересах сделки, вести переговоры, но при этом не иметь статуса постоянного представительства, поскольку все действия такого брокера не будут выходить за рамки обычного обслуживания клиентов со стороны профессионального посредника.

Определить, где кончаются обычные услуги посредника и начинается деятельность зависимого агента, подчас довольно сложно. По этому вопросу накоплен довольно большой международный опыт. Например, существует такая международная организация, как ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития (www.oecdmoscow.org). Она объединяет почти все промышленно развитые страны. Членами ОЭСР была принята так называемая типовая конвенция (типовой договор) об избежании двойного налогообложения. К ней экспертами ОЭСР были разработаны комментарии, где довольно подробно изложен вопрос об определении статуса зависимого агента.

В частности, признаками зависимого статуса агента могут считаться:

1) экономическая зависимость от иностранного клиента (например, когда этот клиент является единственным и преобладающим у российского брокера);

2) чрезмерный контроль иностранного лица за деятельностью брокера (например, когда инофирма может вмешиваться во «внутреннюю кухню» брокерского бизнеса, запрещать брокеру обслуживать других клиентов, вмешиваться в кадровую или ценовую политику);

3) особые полномочия брокера, которые клиенты обычно не предоставляют посредникам. Например, на фондовом рынке брокер обычно получает инструкцию от клиента на каждую сделку, где оговариваются цена, вид ценных бумаг и количество.

Если же брокер получает от клиента генеральную доверенность на заключение сделок с правом самому решать вопросы о цене, количестве и виде ценных бумаг – это не типично для брокерского бизнеса. Это значит, что инофирма дает брокеру право самому принимать все ключевые решения, то есть вести за инофирмы предпринимательскую деятельность в РФ. Это уже признак постоянного представительства.

Следует обратить внимание и на то, что одна и та же иностранная организация часть своих операций в России может проводить через постоянное представительство, а часть – минуя его. Одна часть доходов при этом будет извлекаться через представительство, другая – не через него. Тогда эти две группы доходов одной и той же фирмы будут иметь разный режим налогообложения.

Кроме того, важную роль при определении статуса постоянного представительства могут сыграть положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Например, до 2000 г. подобный договор между Россией и Кипром содержал положения о том, что деятельность посредника на территории другого государства не образует постоянного представительства, даже если он действуют за рамками своей обычной деятельности.

Постоянные представительства уплачивают на территории РФ налог на прибыль по тем же ставкам и в том же порядке, как и обычные российские налогоплательщики. При этом постоянные представительства освобождены от ежемесячных авансовых платежей и платят налог только поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Следует иметь в виду, что любая иностранная организация, которая планирует вести в России деятельность в течение более чем 30 дней в году, должна встать на учет в налоговых органах, получить ИНН и свидетельство по форме 2401ИМД (см. Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3–06/124).

Если иностранная организация не планирует работать в России в течение 30 дней в году и более, но при этом открывает счет в российской банке, то она ставится на учет по местонахождению банка с выдачей свидетельства по форме 2402ИМД с указанием КИО – кода иностранной организации.

Инофирмы, не имеющие в РФ постоянного представительства, но получающие доходы от источников в России, обязаны информировать о них налоговые органы.

Для этого нужно направлять уведомления об осуществлении ими деятельности в РФ в течение менее 30 дней в году (форма 2503И) и уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Первое уведомление должно быть направлено до начала деятельности, второе – в течение месяца с момента возникновения права на получение дохода в РФ.

Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство

Доходы иностранных юридических лиц, не имеющих в РФ постоянного представительства, облагаются налогом у источника. При этом следует иметь в виду следующее:

1. При отсутствии постоянного представительства налогом облагаются далеко не все доходы инофирмы, а только те, которые указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. Упомянутый список доходов включает в себя полученные в России дивиденды, проценты, штрафы, пени, доходы от интеллектуальной собственности, от реализации недвижимости, от сдачи имущества в аренду (в том числе от лизинга), от международных перевозок и др.

Доходы от реализации движимого имущества (в том числе ценных бумаг) в ст. 309 НК РФ не упомянуты в числе облагаемых доходов, за исключением акций и долей в предприятиях, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости на территории РФ (данная норма призвана препятствовать продаже недвижимости через продажу акций предприятий, на балансе которых находятся эти объекты).

Кроме того, п. 6 ст. 309 НК РФ требует облагать у источника доходы иностранных фирм по договорам доверительного управления их активами на территории РФ независимо от характера операций, осуществляемых через доверительного управляющего (в том числе если речь идет о вложениях в ценные бумаги).

2. Ставка налога, удерживаемого у источника, может меняться в зависимости от вида доходов. При реализации недвижимости и акций (долей) российских фирм, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости, налоговая база считается за вычетом документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества.

Ставка налога в данных случаях составляет 24 процента. Для дивидендов, которые выплачиваются инофирмам, ставка налога составляет 15 процентов. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – 15 или 0 процентов в зависимости от года выпуска (до или после 20 января 1997 г.). Ставка налога по доходам от международных перевозок и сдачи в аренду соответствующих транспортных средств – 10 процентов. Во всех остальных случаях налог взимается по ставке 20 процентов.

3. Международными договорами об избежании двойного налогообложения может быть предусмотрено освобождение от налогов отдельных видов доходов иностранных фирм, не имеющих в РФ постоянного представительства. Согласно ст. 312 НК РФ, иностранная организация для того, чтобы воспользоваться таким освобождением, должна представить налоговому агенту документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в соответствующем государстве.

Документ должен быть заверен компетентным органом этой страны (это может быть Минфин, Центробанк, специальное регистрационное ведомство или иной орган, определенный международным договором).


2.5 Налог на доходы физических лиц при операциях с ценными бумагами

Налогообложение доходов от купли-продажи ценных бумаг

Согласно ст. 226 НК РФ, юридические лица и предприниматели, выплачивающие физическим лицам любые виды доходов, должны удерживать НДФЛ у источника (выполнять функции налоговых агентов). Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ, это правило не распространяется на доходы, которые облагаются по правилам ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

В соответствии со ст. 214.1 НК РФ при операциях купли-продажи ценных бумаг налог у источника удерживается не всеми организациями, а только брокерами и доверительными управляющими. В остальных случаях физические лица самостоятельно декларируют и платят налог с этих доходов.

Если, например, вексель продается физическим лицом через брокера, налог удерживается у источника, а если гражданин заключает сделку купли-продажи векселя без посредников, он платит налог самостоятельно. Правда, если контрагентом является организация, она обязана подать в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных такому физическому лицу.

Налогооблагаемый доход от продажи ценных бумаг может быть определен двумя способами:

1) доход от продажи ценных бумаг минус подтвержденные расходы на приобретение и реализацию;

2) доход от продажи ценных бумаг минус фиксированный вычет.

Второй метод применяется, только если невозможен первый. Согласно п. 3 ст. 214.1 НК РФ, «в случае если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса».

Если ценные бумаги находились в собственности физического лица менее трех лет, фиксированный вычет составляет 120 000 руб., если три года и более – вычет предоставляется на всю сумму выручки от продажи ценных бумаг.

Имущественные вычеты в общем случае предоставляются только при подаче декларации в налоговый орган, однако для ценных бумаг сделано исключение (п. 2 ст. 220 НК РФ). Здесь имущественный вычет может предоставить и налоговый агент.

Налогообложение доходов по ценным бумагам в виде процентов, дивидендов и материальной выгоды

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ, проценты (в том числе по ценным бумагам), полученные от российских организаций, облагаются налогом на доходы физических лиц. В п. 25 ст. 217 НК РФ сказано, что проценты по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ не облагаются налогом.

Дивиденды физических лиц, полученные от российских организаций, облагаются налогом у источника по пониженной ставке – 6 процентов. При этом сумма дивидендов, облагаемых налогом, уменьшается на дивиденды, полученные ранее эмитентом в текущем и предыдущем налоговых периодах (ст. ст. 214 и 275 НК РФ).

Если процент по ценной бумаге получен в виде дисконта, то эмитент может удержать налог, только когда физическое лицо у него же и приобретало эту ценную бумагу. В других случаях размер дисконта, полученного физическим лицом, неизвестен налоговому агенту.

Отдельным объектом налогообложения является материальная выгода при покупке ценных бумаг по ценам ниже рыночных. При этом цена приобретения определяется «с учетом предельной границы колебаний» рыночной цены (п. 4 ст. 212 НК РФ). Предельная граница колебаний устанавливается федеральным органом, регулирующим рынок ценных бумаг. В настоящее время это ФКЦБ России.

Следует отметить, что согласно п. 14 ст. 40 НК РФ рыночные цены на ценные бумаги для целей налогообложения определяются по нормам, установленным главой «Налог на прибыль» НК РФ. Иными словами, при расчете НДФЛ с материальной выгоды от приобретения ценных бумаг необходимо определять рыночные цены по правилам гл. 25 НК РФ (ст. 280).

Датой получения дохода в виде материальной выгоды считается «дата приобретения» ценной бумаги (ст. 223 НК РФ). Приобретением ценной бумаги является переход права собственности на нее. Для эмиссионных ценных бумаг это происходит в момент приходной записи по счету-депо, счету в реестре владельцев или в момент передачи сертификата ценной бумаги.

Понятие налогового агента в статье 214.1 НК РФ

В ст. 214.1 трижды дается определение лицу, которое должно выполнять функции налогового агента по сделкам купли-продажи ценных бумаг. Два раза в п. 3 говорится, что налоговый агент – это брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика. Один раз в п. 8 упоминается, что налоговый агент – это брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика.

Сопоставив указанные определения, можно сделать вывод, что налоговый агент – это:

– брокер;

– доверительный управляющий;

– иное лицо, совершающее операции по договору поручения;

– иное лицо, совершающее операции по договору комиссии;

– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по любому иному договору подобному договору поручения;

– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по договору иному, чем договор поручения, комиссии или доверительного управления.

«Иной договор в пользу физического лица» может пониматься двояко: как любой иной посреднический договор, где есть лица, действующие в интересах данного физического лица, или любой иной договор, где есть выплаты в адрес физического лица.

«В пользу» следует все-таки понимать как «в интересах» физического лица. Таким образом, налоговыми агентами не являются те организации или граждане, которые просто покупают ценные бумаги у физического лица, а не посредничают в его интересах.

Спорные вопросы статьи 214.1 НК РФ в отношении функций налогового агента

Некоторые нормы ст. 214.1 НК РФ, возлагающие на брокеров и доверительных управляющих функции налогового агента, сформулированы не вполне ясно. В частности, имеет ли физическое лицо при работе через эти организации право выбора между тем, где уплачивать налог: у источника или при подаче декларации в налоговый орган?

Согласно п. 3 ст. 214.1, «налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган».

То есть в этом пункте говорится, что налог может быть либо удержан агентом, либо уплачен самостоятельно. Здесь нет указания на то, вправе ли налогоплательщик сам выбирать способ уплаты. Однако в данном пункте нет и запрета или ограничения на это право. Согласно п. 8 ст. 214.1 НК РФ, «налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода».

Совместив нормы п.п. 3 и 8, мы получаем, что, с одной стороны, налоговый вычет предоставляется агентом либо при подаче декларации, с другой – «расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом» (а расчет предполагает и предоставление вычета).

Это тоже можно понимать двояко.

1. Налогоплательщик не имеет права выбора. Если есть агент (брокер, управляющий и т.п.), он в обязательном порядке рассчитывает и платит налог. Когда нет лиц, уполномоченных быть налоговыми агентами, налог платится при подаче декларации. Если налог был удержан агентом, можно потом при подаче декларации его пересчитать по другому типу вычетов.

2. Налогоплательщик имеет право выбора, как платить налог: через агента либо самостоятельно. Если он выбрал уплату через агента, то к нему применяется п. 8 ст. 214.1 НК РФ.

Скорее всего, первая трактовка более корректна: если какая-то организация названа в Кодексе налоговым агентом, она обязана исполнить свои обязанности, иначе к ней могут быть применены санкции по ст. 123 НК РФ.

Порядок расчета налоговой базы брокером (доверительным управляющим)

Согласно п. 4 ст. 214.1 НК РФ, доход физического лица от продажи ценных бумаг считается нарастающим итогом в течение года. Доходы надо учитывать раздельно по двум категориям ценных бумаг – обращающимся и не обращающимся на организованном рынке. По каждой продаже ценных бумаг исходя из п. 3 ст. 214.1 НК РФ должны быть определены расходы на приобретение ценных бумаг, в том числе цена покупки, накладные расходы по покупке и продаже. Цена приобретения может быть определена любым методом, в том числе по средней цене, ЛИФО или ФИФО.

Если расходы не могут быть увязаны с конкретной сделкой по продаже ценных бумаг (например, расходы по хранению), то они распределяются на весь пакет имеющихся ценных бумаг.

Если физическое лицо не выводит денежные средства из договора с брокером (доверительным управляющим) в течение года, то налог удерживается один раз – с суммы дохода на последний день года.

Если физическое лицо в течение года выводит средства из договора, то налог удерживается с части начисленного дохода на момент выплаты. При работе физического лица через брокера эта часть представляет собой отношение суммы денежной выплаты к «стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств» (п. 8 ст. 214.1 НК РФ).

При работе физического лица на фондовом рынке через доверительного управляющего пропорция определяется как отношение суммы денежной выплаты к стоимостной оценке «ценных бумаг (денежных средств)» на дату выплаты.

Стоит обратить внимание на различие в определениях налоговой базы при частичном выводе средств по брокерскому договору и по договору доверительного управления.

В одном случае сумма выплаты делится на величину портфеля ценных бумаг (для брокера), в другом – в знаменатель ставится сумма ценных бумаг и денежных средств.

Нетрудно понять, что пропорция для расчета налоговой базы по договору доверительного управления при прочих равных условиях всегда будет меньше, чем для брокерского договора (и сумма налога будет меньше).

При этом под стоимостной оценкой ценных бумаг в портфеле физического лица понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на их приобретение (абз. 3 п. 8 ст. 214.1 НК РФ).

Если физическое лицо передавало деньги брокеру, но только часть из них использовало на покупку ценных бумаг, то при выводе оставшихся средств доля облагаемого дохода может оказаться очень высокой, даже превысить 100 процентов. В этом случае налог будет уплачен сразу со всего дохода полностью, хотя на самом деле лишь незначительная его часть была реально получена инвестором.


Заключение

Ценные бумаги – неизбежный атрибут всякого нормативного товарного и финансового оборота. Будучи товаром, они вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве деньги.

Переход России к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.

В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом регулировании фондового рынка и оборота ценных бумаг, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Цель и задача государства в отношении рынка ценных бумаг – единый государственный подход к формированию, функционированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации, обеспечение на рынке сочетания интересов инвесторов и эмитентов, привлечения инвестиций в экономику и защита прав инвесторов, включая иностранных.

В настоящее время сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития российского фондового рынка, сформирована нормативно-правовая основа его функционирования. Созданы органы государственного регулирования фондового рынка.

Постановления Центрального Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам России регулируют вопросы осуществления дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра акционеров, деятельности по доверительному управлению, деятельности фондовых бирж, клиринговых центров. Также они устанавливают требования к профессиональным участникам, управляющим компаниям, к внутреннему учету, контролю и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основные задачи дальнейшего развития фондового рынка заключаются в совершенствовании инфраструктуры фондового рынка, интегрировании российского рынка в мировой фондовый рынок, обеспечении привлечения инвестиций в российскую экономику, развитии инструментов фондового рынка, повышении уровня капитализации российских эмитентов, повышении ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов.

Путь вхождения Российской Федерации в международный рынок капитала определен, и будем надеяться на формирование благоприятного инвестиционного климата в России, установление понятных и стабильных правил ведения бизнеса на финансовом рынке, предсказуемость нормативного и налогового регулирования.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года – М.: Ось-89, 2006.

2.  Гражданский Кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года. В трех частях – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2006.

3.  Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ 22 апреля 1996 года (с изменениями и дополнениями).

4.  Налоговый кодекс РФ №146-ФЗ от 31.07.1998.

5.  Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6.  Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7.  Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Учебное пособие. М., Научно-техническое общество имени академика С.И. Вавилова, 2002

8.  Эффективный рынок капитала: Экономический либерализм и государственное регулирование/ Под общ. ред. И.В. Костикова: В 2 т. – М.: Наука, 2004.


[1] ГК РФ часть 1статья 142


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.