рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Система налогообложения РФ

Курсовая работа: Система налогообложения РФ

Содержание

Введение

1. Общие сведения о налогах и налоговых льготах

1.1 Понятие налогов и сборов их виды и функции налогообложения

1.2 Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

1.3 Налоговые вычеты физических лиц

2. Анализ использования налоговых льгот физических лиц

Заключение

Используемые источники и литература


Введение

Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область всегда является областью острых разногласий между представителями власти – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные ВВП, значительная часть которых лишена общественно значимого характера.

Как справедливо отмечалось специалистами налогового права, вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.

Таким образом, анализ системы налогообложения представляется весьма актуальной и интересной темой с практической точки зрения использования налоговых льгот, а именно, возможность использования налоговых льгот физическими лицами.

Объектом исследования служит система налогообложения РФ.

Цель курсовой работы - провести анализ использования льгот в системе налогообложения физических лиц.

Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические понятия о налогах и налоговых льготах;

2) рассмотреть виды налогов;

3) рассмотреть виды льгот, а в частности, льготы для физических лиц;

4) провести оценку эффективности использования налоговых льгот, физическими лицами.

Методами анализа данной работы являются системный и статистический и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается общие понятия о налоговой системе, налогах и налоговых льготах. Вторая глава посвящена анализу использования льгот в системе налогообложения физических лиц.

В процессе написания курсовой работы использовалась литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, информация из сети Интернет по данной теме. За основу взят нормативный материал: Налоговый кодекс I и II части, Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный закон, и другие нормативные акты.


1. Общие сведения о налогах и налоговых льготах

1.1 Понятие налогов и сборов их виды и функции налогообложения

Согласно статье 8 НК РФ, законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы,

- налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы);

- местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 НК РФ).

1.2 Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Ввиду того, что работа над созданием НК РФ не закончена, сегодня наряду с ним в части установления налогов продолжает действовать Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В отношении налогов, установленных этим Законом, действуют общие положения НК РФ, изложенные в его первой части.

Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного - в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей НК РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не могут устанавливать, равно как и отменять, - налоговые льготы (ст.4 НК РФ).

В силу того, что НК РФ продолжает разрабатываться и до момента введения в действие отдельных глав части второй кодекса, при судебном решении налоговых споров суды руководствуются принятыми в установленном порядке нормами закона, касающимися налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Этот порядок закреплен пунктом 15 постановления ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5.

Напомним также, что в силу статьи 5 НК РФ акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, - устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1. По федеральным налогам - федеральными законами РФ;

2. По региональным налогам - законодательством субъекта РФ;

3. По местным налогам - актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Если индивидуальные льготы были предоставлены представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), они действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды налогов приведены в таблице 1.2.1.

Таблица 1 - Виды налогов и сборов в РФ

Виды налогов

Федеральные налоги

и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

1. налог на добавленную стоимость;

-2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. единый социальный налог; 5. налог на прибыль организаций; 5.1. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

5.2. водный налог; 5.3. государственная пошлина;

6. налог на добычу полезных ископаемых.

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- налог на имущество организаций.

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Практически по всем перечисленным налогам существуют налоговые льготы и вычеты. Для физических лиц список видов налогов выглядит менее обширный. Мы сможем увидеть его в следующей главе 2.

1.3 Налоговые вычеты физических лиц

Льготы по налогу на доходы физических лиц.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

- стандартных налоговых вычетов;

- социальных налоговых вычетов;

- имущественных налоговых вычетов;

- профессиональных налоговых вычетов.

Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты доходов, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет, предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.

Стандартные вычеты.

Стандартные налоговые вычеты установлены статьей 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по его выбору на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты:

- в размере 3000 руб. (чернобыльцы, инвалиды ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих 1,2 и 3 групп);

- в размере 500 руб. (Герои СССР, Герои России, награжденные орденом Славы 3 степеней, участники ВОВ, инвалиды с детства, инвалиды 1 и 2 групп и др.);

- в размере 400 руб. для остальных лиц, предоставляется до суммы дохода 40 000 руб.;

- в размере 1000 руб. на каждого ребенка, предоставляется до суммы дохода 280 000 руб.

Следующие виды налоговых вычетов можно отнести к не стандартным, к ним относятся:

Социальные вычеты.

К социальным вычетам, в своею очередь, относятся следующие вычеты:

1. На благотворительность.

В целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками права на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в связи с использованием полагающихся им социальных вычетов ФНС России направлено в адрес налоговых органов письмо от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876 «Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов».

Социальные налоговые вычеты установлены статьей 219 НК РФ, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Социальные налоговые вычеты на обучение, лечение, страховые и пенсионные взносы предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей.

2. На обучение (свое обучение, обучение детей)

На свое обучение - вычет предоставляется при подаче налоговой декларации на основании заявления налогоплательщика в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, за исключением расходов на обучение детей.

На обучение детей - вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Документы, представляемые вместе с заявлением:

- договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, на обучение в этом учреждении;

- справка учебного заведения, подтверждающая, что ребенок налогоплательщика обучался в соответствующем налоговом периоде на дневной (очной) форме обучения;

- свидетельство о рождении ребенка налогоплательщика;

- платежные документы, подтверждающие оплату за обучение.

3. На лечение (свое лечение, лечение супруга, родителей, детей).

Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде, с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, за исключением расходов на дорогостоящее лечение.

На дорогостоящее лечение – вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов, подтверждением расходов является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи утверждены Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

4. На пенсионные взносы

Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

5. На страховые взносы

Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Следующий вид налоговых вычетов - имущественные вычеты, к ним относятся вычеты на:

1. Приобретение имущества

В сумме, израсходованной на приобретение жилья, в общем размере не более 2 млн. руб., для подтверждения права на имущественный вычет налогоплательщик представляет вместе с заявлением:

- договор о приобретении жилья;

- документ на право собственности на жилье или акт о передаче жилья налогоплательщику;

- платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

2. На продажу имущества

В сумме, полученной от продажи жилья или земельных участков, находившихся в собственности менее 3-х лет не более 1 000 000 руб., вместо вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

- в сумме, полученной от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее 3-х лет не более 125 000 руб., вместо вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

- при продаже жилья, земельных участков, а также иного имущества, находившегося в собственности 3 года и более, вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.