рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Развитие финансового контроля

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

ü  проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

ü  получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

ü  по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, получивших проверку;

ü  самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

ü  отказаться от проведения аудиторской проверки в случае предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;

Обязанности аудиторов сводятся к следующему:

ü  неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;

ü  квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

ü  обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Существуют два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их – обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированный государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в процессе, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

2.4. Развитие внутрихозяйственного контроля

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшими функциями внутрихозяйственного контроля выступают:

ü  формирование учетной политики;

ü  ведение бухгалтерского учета;

ü  составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

ü  контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

ü  обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договора. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия.

Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств. 

2.5. Современное состояние финансового контроля за рубежом

Международный опыт осуществления государственного финансового контроля (на примере Германии и Испании)

При создании органов государственного финансового контроля в современной России был учтен организационный опыт финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой. В основном, это связано с тем, что за рубежом органы финансового контроля уже давно стали неотъемлемой составляющей демократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. Принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977г. Хотя Лимская Декларация с точки зрения международного права не имеет обязательного характера, нельзя недооценивать ее влияния на развитие органов финансового контроля в различных странах. Международный опыт показывает, что в том или ином государстве, на различных уровнях власти достаточно эффективно функционируют органы финансового контроля и, в первую очередь, в бюджетно-финансовой сфере. Поэтому изучение европейского опыта осуществления государственного финансового контроля сегодня для нашей страны представляет несомненный интерес. В этой связи рассмотрим страну с государственным устройством, близким современной России – ФРГ, а также Испанию, унитарное государство.

Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом основного закона немецкого государства. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями, общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая различные политические казусы (например, в результате смены кабинета).

В этой стране с развитой рыночной экономикой государственный финансовый контроль осуществляется Федеральной счетной палатой и счетными палатами земель. Счетная палата является независимым органом финансового контроля, который занимает место между парламентом и правительством страны и является их помощником. Федеральная счетная палата контролирует как бюджетное финансирование и управление экономикой федерации и федеральными объектами особой важности, так и  деятельность государственных предприятий, организации социального страхования, получающих государственные дотации. Палата может также контролировать учреждения, которые не входят в сферу компетенции федерации, но имеющие право управлять федеральными средствами. Федеральная счетная палата состоит из восьми отделов, название которых определены выполняемыми ими функциями: проведение ревизии счетов, бюджетного финансирования, контроль учреждений транспорта и связи, контроль оборонного бюджета, проверка объектов военного и гражданского строительства, проверки социальной сферы, контроль состояния подготовки кадров и эффективного управления экономикой, кураторство экономики и финансов. Основным признаком оценки деятельности Счетной палаты ФРГ является точность и эффективность.

Современное состояние бюджетной системы и бюджетного устройства Германии нашло отражение в принятом в 1997г. законе «О дальнейшем развитии в сфере бюджетного права на федеральном и земельном уровнях». Процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными, денежными средствами и обязательствами подразумевает работу системы бюджетного администрирования.

Объектами бюджетного администрирования являются бюджетные финансовые ресурсы: федерального правительства, земельных правительств, коммун или общин (муниципалитетов).

Субъектами бюджетного администрирования являются: финансовые органы (Министерство финансов и его органы на местах), органы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его подразделения), органы государственного финансового контроля (Счетная палата ФРГ).

Важнейшими видами доходов бюджетов всех уровней являются обязательные платежи (налоги, сборы, взносы). В связи с этим огромное значение имеет налоговый контроль. Уровень собираемости налогов в Германии составляет более 90% и уклонение от уплаты налогов является  не типичным для этой страны. Это обусловлено тем, что к налоговым преступлениям, которые находятся в сфере уголовного преследования органами налоговой полиции, относятся: уклонение от уплаты налогов, контрабанда, подделка гербовых и акцизных марок, а так же укрывательство лиц, совершивших налоговое преступление. Эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы, а так же обмен информацией между различными фискальными службами и государственными инстанциями. При этом подчиненность налоговых, таможенных служб и налоговой полиции Министерству финансов способствует их тесному сотрудничеству и взаимодействию.

В области финансового контроля в Германии наиболее значимо действует парламентский контроль. Имеется в виду, прежде всего функция государственного контроля, которая, в основном, сводится к контролю за соблюдением законодательства.

Приведенные выше данные об организации финансового контроля относятся к стране наиболее близкой по федеративному устройству к Российской Федерации. Однако несомненный интерес в современных условиях может представлять организация финансового контроля и в унитарных государствах, особенно которые нечасто упоминаются в экономической литературе, например, в Испании.

Испания имеет в своем составе 50 провинций, которые  входят в 17 автономных областей. Глава государства – король, существующий строй – конституционная монархия.

Финансовый контроль в этой стране осуществляют законодательный орган власти – Генеральные Кортесы (двухпалатный парламент) и исполнительная власть в лице Правительства Испании, Министерства экономики и финансов. Председатель Сената Испании является Президентом Счетной палаты с ее местными отделениями – независимого органа финансового контроля страны. Кстати, именно в Мадриде, столице государства находится штаб-квартира ЕВРОСАИ -  Европейской организации высших контрольных органов. В Испании казначейские функции делят между собой Канцелярия заместителя секретаря по финансам (СФ) и Генеральный директорат казначейства (ГДК); оба являются подразделениями второго уровня в Министерстве финансов. В стране существует единый счет Казначейства в Центральном банке. Все поступления и выплаты по нему контролирует Генеральный директорат казначейства. Несмотря на то, что контроль за поступлениями на единый счет возложен на него, прямого участия в сборе налогов он не принимает за исключением некоторых неналоговых доходов.

В части исполнения бюджета по расходам Казначейство устанавливает обязательный график месячных или квартальных выплат, оставляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по некоторым категориям расходов. Контроль осуществляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный директорат казначейства.

На Канцелярию заместителя секретаря по финансам (СФ) возложены функции контроля за расходами и организации учета. СФ контролирует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит СФ отвечает через своих финансовых контролеров.

Бюджеты региональных автономных правительств и местных органов государственного управления не контролируются. Однако оба этих уровня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования.

В стране действует государственная информационная система, за которую отвечает Министерство финансов через СФ. Все без исключения правительственные операции должны проходить через систему, которая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджетные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств.

Налоговый контроль осуществляет и непосредственно отвечает за сбор налогов в стране Налоговое управление, которое является отдельным подразделением Минфина. Оно собирает налоги через банковскую систему и выступает в роли государственной налоговой инспекции.

Таким образом, рассмотрение деятельности органов государственного финансового контроля  в европейских странах показывает, что эти органы, как правило, играют активную роль в управлении государственными финансами. Существующие органы государственного финансового контроля в большинстве своем независимы, а их деятельность является достаточно эффективной.

В организации финансового контроля, в повседневной практике ее осуществления в экономически развитых государствах за рубежом есть много рационального, что можно было бы с успехом использовать в современной России. В этой связи имеет смысл обмен практическим опытом по различным вопросам финансового контроля как методического, так и прикладного характера. Ведь опыт функционирования и развития финансовых органов других стран, несомненно, полезен для молодой рыночной экономики России.  Он показывает, что в РФ при прочих условиях необходимо создание государственной финансовой информационной системы, которая могла бы предоставить органам власти и управления оперативную и достоверную информацию о состоянии государственных финансов, позволив тем самым обеспечить эффективное управление ими.


Заключение

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное  внимание вопросам  совершенствования  системы финансового  контроля.  Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования  экономики и финансовой системы страны  является  наличие  развитой  системы  контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового   контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента  Российской Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание  такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской   деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России,   выполняющих контрольные функции. 

В настоящее время в Минфине активизирована работа  по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

Поэтому важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.

Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим  судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Задача создания эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Создание системы государственного финансового контроля, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной экономической политики государства. Определение места и роли федеральных, региональных и местных контрольных структур с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового федерализма, выработка общей методологии и политики финансового контроля, принципов и механизмов его организации и функционирования будут способствовать созданию эффективной системы государственного финансового контроля с целью обеспечения выхода России на траекторию устойчивого социально-экономического роста.


Список литературы

1. Н.В. Милянов. Финансы. Курс лекций. М. 2002г.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит, /Под редак.проф.чл-корр.РАЕН Л.А. Дробозиной. М. 2000г.

3. О.Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. - Ростов на Дону. 2004г.

4. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 1992г.


Приложение № 1

 

О СОЗДАНИИ СОВЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

МЭР МОСКВЫ

13 июля 2001 год

N 690-РМ

(ПРМ)

В целях создания условий для соблюдения положений статей 157 (пункт 2), 266, 269 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, систематизации правовых основ деятельности органов государственного финансового контроля в структуре органов исполнительной власти города

Москвы:

1. Создать Совет  по совершенствованию государственного финансового контроля в городе Москве (далее - Совет).

2. Утвердить состав Совета (приложение).

3. Возложить на Совет следующие задачи:

3.1. Разработка предложений по составу и регламентам деятельности органов исполнительной власти, уполномочиваемых осуществлять функции по государственному финансовому контролю.

3.2. Определение перечня нормативных документов города Москвы, подлежащих уточнению в части осуществления государственного финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.3. Формирование схемы взаимодействия участников государственного финансового контроля в структуре органов исполнительной власти.

3.4. Организация взаимодействия с органами государственного финансового контроля, созданными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и законодательным органом власти города Москвы.

3.5. Формирование единой методологической базы деятельности органов государственного финансового  контроля в структуре исполнительной власти города Москвы.

3.6. Экспертиза проектов законодательных и нормативно-правовых актов по вопросу государственного финансового контроля в городе Москве.

3.7. Разработка общегородской концепции организации государственного финансового контроля в городе Москве, основанной на структуре и системе взаимодействия органов государственного финансового контроля в городе Москве, а также на проекте Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти.

3.8. Определение возможностей органов государственного финансового контроля в области мобилизации доходов бюджета города Москвы.

4. Председателю Совета приглашать к участию в работе Совета по совершенствованию государственного финансового контроля в городе Москве руководителей и специалистов Министерства финансов Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты города Москвы, ведомственного контроля.

5. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал и оформляются протоколами.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

13 июля 2001г.

N 690-РМ

Продолжение Приложения № 1

Приложение

к распоряжению Мэра Москвы

от 13 июля 2001 года

N 690-РМ

 

СОСТАВ

Совета по совершенствованию государственного

финансового контроля в городе Москве

Председатель Совета:

Лужков Юрий Михайлович - Премьер Правительства Москвы Заместители председателя Совета:

Шанцев Валерий Павлинович - первый заместитель Премьера Правительства Москвы

Коростелев Юрий Викторович - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Москвы

Члены Совета:

Винокурова Людмила Алексеевна - начальник Главного Контрольно-ревизионного управления Правительства Москвы

Устинова Татьяна Анатольевна - первый заместитель начальника Управления координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства Москвы

Малинин ВладимирМихайлович - руководитель Контрольно -ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Москве (по согласованию)

Лебедев Дмитрий Александрович - первый заместитель начальника Государственно-правового управления Мэрии

Ответственный секретарь Совета:

Ширяев Владимир Петрович - заместитель руководителя Департамента финансов г. Москвы

Приложение № 2

О ПРАЗДНОВАНИИ 350-ЛЕТИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006 году 350-летия установления государственного финансового контроля в России.

2. Образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 350-летия установления государственного финансового контроля в России.

3. Утвердить прилагаемый состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия установления государственного финансового контроля в России.

4. Правительству Российской Федерации:

утвердить программу мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия установления государственного финансового контроля в России;

обеспечить в установленном порядке финансирование мероприятий предусмотренных указанной программой.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 350-летия установления государственного финансового контроля в России.

6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

В. ПУТИН

14 февраля 2006г.

N 65-рп

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Президента

Российской Федерации

от 14 февраля 2006г.

N 65-рп

СОСТАВ

организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия установления государственного финансового контроля в России

Медведев Д. А. /- Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель организационного комитета)

Беглов А. Д. /- помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации (заместитель председателя организационного комитета)

Кудрин А. Л. /- Министр финансов Российской Федерации (заместитель председателя организационного комитета)

Нарышкин С. Е. /- Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Министр Российской Федерации (заместитель председателя организационного комитета)

Степашин С. В. /- Председатель Счетной палаты Российской Федерации (заместитель председателя организационного комитета)

Бушмин Е. В. /- председатель Комитета Совета Федерации по бюджету (по согласованию)

Васильев Ю. В. /- председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (по согласованию)

Грязнова А. Г. /- ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Дворкович А. В. /- начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации

Егоров В. К. /- президент - ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Зубков В. А. /- руководитель Росфинмониторинга

Катренко B. C. /- заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) May B. A. /- ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Нестеренко Т. Г. /- руководитель Казначейства России

Нургалиев Р. Г. /- Министр внутренних дел Российской Федерации

Орлова С. Ю. /- заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Павленко С. Ю. /- руководитель Росфиннадзора

Патрушев Н. П. /- директор ФСБ России

Сердюков А. Э. /- руководитель ФНС России

Шахрай С. М. /- руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.