рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Деньги и ценные бумаги

Наряду с акциями акционерные общества могут выпускать сертификаты акций или временные свидетельства, которые являются именными ценными бумагами и подтверждают, что держатель сертификата является собственником определенного числа акций данного акционерного общества.

Выпуск и обращение акций регулируются Законом РФ "О акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. и принятыми в его развитие подзаконными актами.

Приватизационные ценные бумаги. Ими являются государственные ценные бумаги целевого назначения, которые используются в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации.

Примером такой ценной бумаги являются приватизационные чеки (ваучеры), которые в 1992 г. получили все граждане РФ независимо от возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в РФ. Приватизационные чеки выпуска 1992 г. являлись предъявительскими ценными бумагами и могли свободно продаваться и покупаться без ограничения количества, не утрачивая, однако, своего основного назначения. [12]


Глава IV

Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. их отчуждению первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Закон устанавливает, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.

Из этого правила Закон (п. 1 ст. 19) предусматривает исключение, согласно которому размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования.

Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг определяются ст. 24 Закона.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, но может быть меньше.

Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.

Если количество неразмещенных ценных бумаг превысит установленную федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг долю, то эмиссия будет считаться несостоявшейся.

Срок для завершения размещения выпускаемых эмиссионных ценных бумаг теперь строго определен Законом. Он составляет один год с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Закон запрещает устанавливать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг, за исключением случаев:

- эмиссии государственных ценных бумаг;

- предоставления акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

- введения эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение (обращение) ценных бумаг за пределами Российской Федерации.

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Такой же порядок предусмотрен и для размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов.

Также только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг возможна организация обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации на основании договора с российским эмитентом.


Закон определяет следующие условия выдачи указанных разрешений:

наличие государственной регистрации выпуска ценных бумаг российского эмитента;

включение ценных бумаг российского эмитента в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи;

соответствие количества ценных бумаг российского эмитента, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, нормативу, установленному нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

наличие в договоре, на основании которого осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, условия о том, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов;

соблюдение иных требований, установленных федеральными законами.

Разрешение на размещение и/или на обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом указанных требований.

Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения разрешения.

Закон предусматривает, что разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Срок для выдачи разрешения или принятия мотивированного решения об отказе в его выдаче - 30 дней с даты получения всех необходимых документов. Этот срок может быть приостановлен не более чем на 30 дней для проведения проверки достоверности сообщенных эмитентом сведений.

Постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-17/пс утверждено Положение о порядке выдачи разрешения на допуск к размещению или обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.

Положение регулирует порядок выдачи разрешения на допуск к размещению за пределами Российской Федерации эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов; а также разрешений на допуск к обращению за пределами Российской Федерации эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, которое организуется на основании договоров с российскими эмитентами.

Положение определяет перечень документов, представляемых для получения разрешения. К ним, в частности, относятся заявление на получение разрешения; документ, подтверждающий включение ценных бумаг российского эмитента в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг; заверенная копия договора, на основании которого организуется обращение или размещение ценных бумаг за пределами Российской Федерации. Положение также определяет содержание заявления на получение разрешения, условия для выдачи разрешения.


Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Согласно ст. 25 Закона эмитент обязан в течение 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию:

- даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

- фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

- количество размещенных ценных бумаг;

- общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги (в рублях, иностранной валюте, материальных и нематериальных активах).

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании соответствующего заявления эмитента. Вместе с заявлением в регистрирующий орган представляются документы, исчерпывающий перечень которых определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (стандартами эмиссии).

Срок для регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - две недели с момента подачи заявления о регистрации.

Нарушение процедуры эмиссии.

Действия, нарушающие процедуру эмиссии, предусмотренную Законом, являются недобросовестной эмиссией (ст. 26 Закона).

Недобросовестная эмиссия является основанием для:

- отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся;

- приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. N 45 утверждено Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.

Основания для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг предусмотрены в ст. 21 Закона.

Основаниями для приостановления выпуска эмиссионных ценных бумаг или признания его несостоявшимся являются следующие нарушения:

- нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;

- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

Эмиссия может быть приостановлена регистрирующим органом до устранения выявленных нарушений процедуры эмиссии в пределах срока размещения ценных бумаг.

Законом определены последствия признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.

В этом случае все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам.

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

Постановлением ФКЦБ России от 8 сентября 1998 г. N 36 утверждено Положение о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным.

Если в обращение будут выпущены ценные бумаги в количестве, превышающем указанное в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску. Указанные ценные бумаги эмитент обязан выкупить и погасить в течение двух месяцев, иначе согласно ст. 26 Закона и ст. 1102 ГК РФ у эмитента возникнут обязательства по возврату средств, полученных вследствие неосновательного обогащения.

Статья 26 Закона предусматривает следующие случаи, когда ФКЦБ России вправе обратиться в суд в связи с недобросовестной эмиссией:

- для возврата владельцам их денежных средств в случае признания выпуска ценных бумаг недействительным;

- для взыскания с эмитента средств, неосновательно полученных в результате выпуска в обращение ценных бумаг сверх количества, объявленного в проспекте ценных бумаг.

Статьей 26 Закона установлен специальный срок исковой давности для признания недействительными выпуска эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска продолжительностью в три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

Особенности эмиссии некоторых видов эмиссионных ценных бумаг.

Закон посвящает отдельные статьи особенностям эмиссии следующих видов эмиссионных ценных бумаг:

- акций кредитных организаций (ст. 27 Закона);

- опционов эмитента (ст. 27.1 Закона);

- облигаций с обеспечением (ст. 27.2 Закона).

Особенностью эмиссии акций кредитными организациями является то, что аккумулирование средств в процессе эмиссии таких акций осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается ЦБ РФ.

Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция от 22 июля 2002 г. N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".

Опционы эмитента как вид эмиссионных ценных бумаг были введены Законом N 185-ФЗ. Особенности их эмиссии заключаются, в частности, в том, что эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества.

Решение о выпуске опционов эмитента может предусматривать ограничения на их обращение.

К облигациям с обеспечением Закон относит облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается:

- залогом;

- поручительством;

- банковской гарантией;

- государственной или муниципальной гарантией.

Облигациям с обеспечением посвящены ст. 27.2 - 27.5, добавленные Законом N 185-ФЗ.

Облигация с обеспечением предоставляет ее владельцу все права, возникающие из такого обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной.

Особенностью эмиссии облигаций с обеспечением является то, что в решении о выпуске облигаций (а при необходимости также в проспекте облигаций и в сертификатах облигаций) должны содержаться условия обеспечивающего обязательства.

Если обеспечение по облигациям предоставлено третьим лицом, то это лицо должно подписать решение о выпуске таких облигаций, проспект облигаций и сертификат (при документарной форме выпуска).

Облигации с залоговым обеспечением.

Закон устанавливает, что облигации могут быть обеспечены только ценными бумагами или недвижимым имуществом. При этом имущество, являющееся предметом залога, подлежит оценке оценщиком.

Ценные бумаги на предъявителя могут быть предоставлены в обеспечение по облигациям только при условии учета прав на них в депозитарии.

Обременение соответствующих ценных бумаг залогом должно быть обязательно зафиксировано в реестре или в депозитарии до начала их размещения.

Согласно п. 3 ст. 334 ГК РФ залог возникает в силу договора или на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств.

Статья 27.3 Закона предусматривает, что договор залога, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, считается заключенным с момента возникновения у их первого владельца (приобретателя) прав на такие облигации. При этом письменная форма договора о залоге считается соблюденной.

Законом также установлены особенности облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом недвижимого имущества (ипотекой).

Статья 339 ГК РФ требует, чтобы договор об ипотеке был нотариально удостоверен и зарегистрирован в установленном порядке.

Статья 27.3 Закона предусматривает, что требования о нотариальной форме договора ипотеки и его государственной регистрации считаются соблюденными при условии нотариального удостоверения и государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, решения о выпуске облигаций с залоговым обеспечением.

Государственная регистрация ипотеки производится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с государственной регистрацией решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой.

Размещение облигаций, обеспеченных ипотекой, до государственной регистрации ипотеки запрещается.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с залоговым обеспечением имущество, являющееся предметом залога, подлежит реализации на торгах по письменному требованию любого из владельцев таких ценных бумаг, заявленному в течение двух месяцев со дня наступления срока исполнения обязательства.

Денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются владельцам облигаций с залоговым обеспечением, имеющим право на осуществление прав, удостоверенных указанными ценными бумагами, и заявившим свои требования в течение установленного срока.

Облигации, обеспеченные поручительством.

Исполнение обязательств по таким облигациям обеспечивается договором поручительства, по которому поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства регулируется нормами § 5 гл. 23 ГК РФ.

Статья 27.4 специально устанавливает, что договором поручительства может предусматриваться только солидарная (но не субсидиарная) ответственность поручителя и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.

Облигации, обеспеченные гарантией.

Нормы, регулирующие банковские гарантии, содержатся в § 6 гл. 23 ГК РФ.

Согласно ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Комментируемый Закон в ст. 27.5 предусматривает следующие особенности банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств по облигациям:

- невозможность ее отзыва;

- срок действия такой банковской гарантии должен не менее чем на шесть месяцев превышать дату (срок окончания) погашения соответствующих облигаций;

- в банковской гарантии должно быть предусмотрено, что права требования к гаранту переходят к лицу, к которому переходят права на облигацию;

- наступление только солидарной ответственности гаранта и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.

Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по облигациям осуществляется бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственных (муниципальных) ценных бумагах.

Согласно ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству в сумме, соответствующей объему обязательств по гарантии.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.[13]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главная функция денег - это всеобщий эквивалент, используемый в качестве универсального средства оплаты. Вместе с тем, деньги могут выступать в качестве особого товара - самостоятельного предмета некоторых сделок, например, займа и кредита (ибо последний представляет собой, по сути, торговлю деньгами). Наличные деньги не могут быть истребованы от их добросовестного приобретения (п. 3 ст. 302 ГК), в том числе при условии их индивидуализации.

В развитом имущественном обороте большинство расчетов осуществляется в безналичном порядке, с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах (депозитах).

Безналичные деньги также используются в качестве средства платежа и в качестве особого товара. Они сравнительно легко переводятся в наличность, обладая "высокой степенью ликвидности". Поэтому, в экономическом смысле, под деньгами понимается не только наличность, но и средства, числящиеся на банковских счетах и в дивидендах.

Однако по своей юридической (гражданско-правовой) природе безналичные деньги не являются вещами, а правами требования. Для их обозначения используют термин - денежные средства. Они не могут считаться законными, т.е. общеобязательным платежным средством. В России в ряде случаев ограничена возможность их перевода в наличную форму, а само использование допускается с соблюдением установленной законом очередности платежей (ст. 855 ГК).

Общегражданское законодательство использует термины как "деньги", так и "валюта". Ст. 140 ГК позволяет считать, что это - синонимы.

В развитой экономике объектом товарного (имущественного) оборота становится не только вещи, но и имущественные права, в том числе выраженные в специальных документах - ценных бумагах. Они используются для кредитования и платежа, мобилизации свободных денежных средств, участие граждан в предпринимательской деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Учебник « Гражданское право» под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, 2006 г.

2.         Научно-практический комментарий к ГК РФ ч.1 В.П. Мозолин, М.Н. Малеина, 2004 г.

3.         Комментарий к ФЗ “О рынке ценных бумаг”

ИСТОЧНИКИ

1.         Вестник Банка России 2001 № 69

2.         Вестник Банка России 2002№74

3.         Вестник Банка России1996 №24

4.         Вестник Банка России 1999 № 63

5.         Вестник Банка России 1999 № 17

6.         СЗ РФ 1999 № 28 ст.3461

7.         БНА РФ 2000 №5

8.         Валютное регулирование и валютный контроль в РФ\Сб.Н.А. 1997

9.         Финансовая газета 1995 № 12-17


[1] См. учебник “ Гражданское право” под. Ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, 2006 г.

<[2]> Вестник Банка России. 2001. N 69.

<[3]> Вестник Банка России. 2002. N 74.

             <[4] >СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3461.

<[5]> БНА РФ. 2000. N 5.

<[6]> См.: Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации //  Сб. нормативных актов. М., 1997. Т. 1. С. 69 - 82.

<[7]> Вестник Банка России. 1996. N 24.

<[8]> Вестник Банка России. 1997. N 63.

 <9> Вестник Банка России. 1999. N 17.

<[10]> Финансовая газета. 1995. N 12 - 17.

<[11]> Cм. Научно-практический ком-й к ГК ч.1 под ред. В.П. Мозолина, М.Н.Малеиной.

[12] См. учебник “Гражданское право” Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев, 2006 г.

[13] Комментарий к ФЗ “О рынке ценных бумаг”


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.