рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Пенсионное обеспечение в РФ

В нашей стране на пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение россиян незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию.

Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации был крайне непродолжительным.

В связи с этим численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается и, если не принять эффективных мер, будет возрастать по крайней мере до выхода на пенсию поколения, участвующего в нынешней реформе.

Пенсионерам самостоятельно решить проблему низкой пенсии тяжело. К сожалению работодатели крайне негативно относятся к «старикам», и тем, кому «за пятьдесят» надеяться на получение работы бесполезно.

От государства ждать помощи также не приходится, учитывая многомиллиардный дефицит распределительной составляющей трудовой пенсии.

Вывод напрашивается сам собой: помочь нынешнему и последующим поколениям могут (должны) их работающие дети. Для этого потребуется несколько скорректировать существующую ныне пенсионную систему. Идеологическая суть изменения – введение понятия «пенсионная солидарность семейных поколений», практическая – состоит в следующем. Предлагается видоизменить существующую формулу страховой части трудовой пенсии, представив ее в виде

Cч = ПК/Т + ГПК/12 (1)

где

- Cч – страховая часть трудовой пенсии; $- ПК и Т – величины, определенные статьей 14 (п.5) Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; $- ГПК – годовой размер взносов (капитал), поступивших на счет пенсионера от его работающего ребенка (детей).

Годовой размер взносов формируется из добровольных перечислений сына и/или дочери пенсионера определенного процента (допустим, не менее 5) от заработной платы в год на его (пенсионера) страховую часть трудовой пенсии.

В последующем за накопительным периодом году, пенсионер получает трудовую пенсию, состоящую из базовой и страховой частей, причем страховая часть определяется по формуле (1), где ГПК - сформированный за предыдущий год капитал.

Таким образом, накапливаемая ежегодно сумма в последующем году полностью выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии, которая состоит из пожизненной и срочной составляющих.

Несложные расчеты показывают, что при годовом взносе в 5% от средней зарплаты (9000 руб. в месяц), средний размер выплачиваемой ныне пенсии (2900 руб. в месяц) увеличится на 16%, доведя соотношение среднего размере трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера со 118% до 136%.

В случае, если двое детей помогают одному родителю, то последнее соотношение достигнет величины 155%.

В случае вступления сына и/или дочери пенсионера – работающих застрахованных лиц в такую систему страхования, государство в свою очередь будет перечислять определенную сумму (допустим, не менее половины тех процентов, которые перечисляет добровольно застрахованное лицо) на его (застрахованное лицо) страховую часть.

Указанное обстоятельство является неплохим стимулом для детей, добровольно помогающих своим родителям через государственную систему страхования. В случае смерти пенсионера неполученная им часть срочной составляющей трудовой пенсии переходит в наследство того ребенка, который формировал ГПК. Когда дети, обеспечивающие родителям весомую прибавку к пенсии, сами выйдут на пенсию, то им в свою очередь начнут формировать ГПК уже их сыновья и дочери. Другими словами, сложится семейная пенсионная солидарность поколений – действенная альтернатива эгоизму людей, не стремящихся к продолжению рода.

Реализация предлагаемого варианта корректировки существующей пенсионной системы будет способствовать:

-решению демографической проблемы, которую президент страны в своем послании Федеральному собранию назвал важнейшей для страны; $-укреплению института семьи, основы любого государственного устройства; $-снижению уровня социальной напряженности в стране; $-повышению коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате); $ -увеличению «наиболее- богатых» (среди бедных) граждан, чей доход ощутимо превосходит прожиточный минимум; $-повышению финансовой устойчивости системы пенсионного- обеспечения; $-привлечению внимания к пенсионной реформе и участию в ней- молодого поколения россиян.

Предложенный вариант корректировки – один из возможных на пути совершенствования пенсионной системы страны. Автору представляется, что нововведение послужит построению доверия в обществе, укреплению социальной солидарности между поколениями, улучшению материального положения пенсионеров.


3. Доходы, расходы и бюджет пенсионного фонда

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности:

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:$- обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;$- поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;$- совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;$- усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;$- повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.

Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующий вид:

1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

-страховых взносов;

-средств федерального бюджета;

-сумм пеней и иных финансовых санкций;

-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

-добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

-иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

 - работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;$- крестьянские хозяйства;$- родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;$- физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;$- физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;$- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;$- нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.

В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

 - средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;$- средства Фонда социального страхования;$- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;$- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;$- пени и финансовые санкции;$- добровольные взносы юридических и физических лиц.

 При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

 Уплата страховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

 Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы .$Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

 При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующий вид:

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

-выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

-доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

-финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

-иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

-на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

-на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

 - государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;$- пенсий по инвалидности;$- пенсий военнослужащим;$- компенсации пенсионерам;$- материальной помощи престарелым и инвалидам;$- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;$- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;$- также в бюджете на 2008 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 2008 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.За последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза.  (Приложение В)На 2008 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 27.10.99 г. №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2008 год», который предусматривает тарифы страховых отчислений в ПФ РФ в размере 28% для работодателей-организаций; 20,6% - для работодателей-организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% - для индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков, участвующих в системе пенсионного страхования и 1% - для физических лиц Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.

 Согласно Федеральному Закону “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ”, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ освобождаются:

 а) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;$б) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди работников не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов), уставный капитал которых состоит полностью из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.$в) Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающихся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;

 Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, в частности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 2007 года ставка взносов была повышена с 15 процентов до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 2 раза. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 2006 году фермеры должны были уплачивать 11 процентов от дохода, то в 2007 году уже 20.6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. В течение 2005 - 2008 годов для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов: (Приложение Г)

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.