рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Особенности бюджетного финансирования

Фактически описанная схема является экономически не оправданной и не целесообразной, поскольку при бюджетном финансировании, осуществляемом в её рамках, поддерживаются ранее сформированные в пределах муниципальных образований, но неэффективные принципы финансирования сети лечебно-профилактических учреждениях (а не конкретных медицинских услуг).

В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи средства ОМС направляются в страховые медицинские организации (СМО) исходя из территориального подушевого норматива финансирования с учётом половозрастных коэффициентов, однако последние не являются объективными и искажают реальную ситуацию потребностей населения области в медицинской помощи.

Поэтому в рамках региональной практики здравоохранения было решено пересмотреть коэффициенты стоимости медицинской помощи для различных половозрастных групп и рассчитать поправочные коэффициенты для отдельных муниципальных образований.

Анализ обоснованности применяемых коэффициентов был проведён на основе результатов метода «затраты-результаты» за 2006 г.

Для исследования был использован классический алгоритм экономического анализа половозрастных и территориальных различий в финансовом обеспечении медицинской помощи на региональном и муниципальном уровнях отрасли, но с углублением оценочной составляющей в сопоставлении полученных в ходе расчётов коэффициентов с практически применяемыми.

Суть анализа состоит в вычислении относительных коэффициентов стоимости потребления медицинской помощи (аj) по каждой половозрастной группе на основе территориальных данных о расходах здравоохранения.

Коэффициент стоимости потребления медицинской помощи половозрастной группой определяется отношением среднеобластных затрат на члена данной группы к средним затратам на жителя области, а также показывает, насколько отличаются затраты на члена данной половозрастной категории от затрат на «среднего» жителя области и характеризует ожидаемые затраты на оказание медицинской помощи каждому члену половозрастного контингента. Результаты расчёта представлены в графе «рассчитанные с помощью метода «затраты-результаты».


Таблица 1

Коэффициенты стоимости потребления медицинской помощи половозрастными группами

Возрастной интервал

аj

применяемые ТФ ОМС

рассчитанные с помощью метода «затраты-результаты»

для мужчин

для женщин

для мужчин

для женщин

0-2 1 0,5 1,573 1,395
2-4 0,7 0,35 3,067 2,715
5-9 0,37 0,3 1,359 1,232

10-14

0,3 0,25 1,045 1,051

15-19

0,22 0,3 1,198 0,905
20-24 0,26 0,35 0,533 1,275
25-29 0,2 0,4 0,443 1,208
30-34 0,2 0,4 0,445 0,961
35-39 0,25 0,45 0,460 0,437
40-44 0,35 0,5 0,520 0,675
45-49 0,45 0,55 0,689 0,860
50-54 0,5 0,65 0,905 1,032
55-59 0,65 0,7 1,242 1,117
60-64 0,75 0,85 1.218 1,014
65-69 0,8 0,95 1,414 1,245

70 и старше

1,07 1,1625 1,720 1,256

Основываясь на результатах вычислений коэффициента, сделаем следующие выводы.

В отношении стоимости медицинской помощи для мужчин и женщин свойственны во многом сходные тенденции. Так, пик расходов ОМС приходится на половозрастную группу 2—5 лет, тогда как 35—40-летний возрастной интервал характеризуется минимальными затратами страховых средств как для мужчин, так и для женщин, а для половозрастных категорий старше 40 лет наблюдается устойчивая тенденция к повышению расходов, что объясняется ростом заболеваемости, сопутствующим естественному процессу старения. В возрастном промежутке от 20 до 25 лет заметен максимальный антагонизм показателей затрат ОМС в тендерном сопоставлении с большим значением женского коэффициента, что объясняется пиком родовой активности женщин, приходящимся именно на этот возраст.

Результаты сравнительного анализа, проведённого по контингентам мужского и женского населения в отдельности, позволяют утверждать, что существуют различия в структуре двух систем коэффициентов стоимости медицинских услуг.

Анализ стоимости потребления медицинской помощи возрастными группами в срезе мужского населения региона позволяет выявить довольно сходные тенденции в обеих системах показателей . Так, отрицательная динамика половозрастных коэффициентов проявляется в отношении возрастной категории от 2—5 до 10—15 лет (однако масштабы снижения не одинаковы), а динамика роста — для групп от 20—25 лет и до 70 и старше, причём для возрастных контингентов от 35—40 лет и более наблюдается поступательный рост расходов на медицинскую помощь в обеих системах показателей.

Однако ярко выраженный, характерный пик затрат регионального здравоохранения, приходящийся на возрастную группу 2—5 лет, в рамках рассчитанных на базе метода «затраты-результаты» в системе коэффициентов стоимости ТФ ОМС не имеет места.

В отличие от показателей мужского населения, коэффициенты стоимости потребления медицинских услуг женщинами проявляют меньше согласованности.

Так, возрастные группы женщин от 0—2 до 35— 40 лет демонстрируют различные направленности про­цесса, практически не содержащие сходных черт. В точке 35—40 лет наблюдается единственное абсолютное совпадение показателей, причём данная точка пересечения является началом сходных тенденций роста затрат ОМС как в реально применяемой, так и рассчитанной на базе метода «затраты-результаты» системе показателей. Наибольший разброс в значениях двух групп коэффициентов имеет место для возрастных категорий 2—5 и 20—30 лет, что свидетельствует о недостаточном учёте потребностей в медицинской помощи указанных групп населения в современных условиях финансирования.

Рассчитанные коэффициенты половозрастных затрат могут использоваться для корректировки финансовых потоков средств ОМС и средств бюджетов для муниципальных образований региона, что обеспечит распределение финансовых ресурсов на основе принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

Значение половозрастных поправочных коэффициентов при реализации подушевого финансирования заключается в том, что они позволяют учитывать демографическую специфику отдельных районов области в процессе финансового обеспечения здравоохранения.

В целом, подушевое финансирование, особенно в варианте с использованием поправочных коэффициентов, -потенциально наиболее эффективный способ оплаты услуг амбулаторного звена, оптимизирующий всю систему финансирования медицинской помощи. Однако необходимо подчеркнуть, что его реализация должна быть адекватно методически обеспечена.

В частности, требуется отработанная система взаиморасчетов звена первичной медико-санитарной помощи с другими звеньями амбулаторной помощи, развитие хозяйственного механизма амбулаторных учреждений, стимулирующего эффективный труд медицинского персонала.

Для дальнейшего развития принципов подушевого финансирования в пилотных поликлиниках областей, применяющих этот метод, необходимо также нормативно закрепить право территориального фонда ОМС на увеличение подушевого норматива финансирования поликлиник за счет достигнутой экономии от снижения количества госпитализаций и внедрить систему стимулирования врачей первичного звена.

Защита прав пациента должна быть обеспечена за счёт внедрения в медицинскую практику компенсаторных механизмов, препятствующих стремлению производителей медицинских услуг необоснованно ограничить медицинскую помощь. Это — свободный выбор пациентом звена ПМСП для прикрепления; служба помощи пациентам, куда они могут обратиться при отказах в медицинском обслуживании; система контроля качества медицинской помощи; система штрафных санкций при необоснованных отказах в предоставлении медицинской помощи и др.


Заключение

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Изучая особенности бюджетного финансирования, мы рассмотрели три основных метода бюджетного финансирования: бюджетное финансирование, бюджетное кредитование и погашение долговых обязательств бюджета. Рассмотрели пять основных принципов и два способа бюджетного финансирования. Рассмотрели формы бюджетного финансирования, раскрывая такие понятия как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты, инвестиции. Выяснили, кто является получателем бюджетных средств. Раскрыли механизм бюджетного финансирования, характеристики основных параметров элементов бюджетной системы, выяснили основные проблемы бюджетного финансирования.

Во второй части работы была рассмотрена такая отрасль бюджетного финансирования – как социальная сфера. Анализ этой проблемы показал, что финансирование социальной сферы является актуальной проблемой, в связи с ростом значения инфраструктуры. Финансирование социальной сферы идет в нескольких направлениях – это образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и др. Необходимость совершенствования каждой из этих отраслей очевидна и рассмотрение политики, проводимой в данном направлении обязательно. Были, так же рассмотрены тенденции финансирования основных направлений социальной сферы и сделаны выводы о том, что одним из основных направлений совершенствования методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство и исполнение действующих нормативных правовых актов. А также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

Расходы на обеспечение социальной политики не менее важны в бюджетном финансировании. Таким образом, совершенствование социальной помощи, социальной защиты населения, полномасштабная реализация государственной социальной помощи, эффективное использование финансовых ресурсов, направляемых на эти цели – это сложнейшая система организационных, экономических, методических и правовых мероприятий.

В третьей части работы рассмотрены основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования на примере здравоохранения. Проанализирована перспектива введения подушегового финансирования по методу «затраты-результаты», указаны ее основные преимущества пере существующей системой.

Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Изучение этого показателя необходимо для каждой страны![ 12,c.19]


Литература

 

Книги одного, двух и более авторов

1. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.456с.

2. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. «Государственный бюджет: Конспект лекций», 2003г. с.196.

3. Сорокина Т.В. «Государственный бюджет». Издательство «Инфра–М», 2004г.289с.

4. Починок Л.П. Основные направления государственной социальной поддержки. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, №2,2001 г., с. 25

Книги авторского коллектива

5. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838с.

7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: Изд. РАГС, 2004. – 680с.

8. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.

9. Концепция совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998–2001 гг. и Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.

10. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.

11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703с.

Статья в журнале или газете

12. Подушевое финансирование в здравоохранении по методу «Затраты-результаты» /Финансы. - 2008. - № 7. - стр. 19

Нормативные документы

13. Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ. Издательство «Инфра-М», 2003г. с.200.

14. Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2007года».

15. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 115-ФЗ, от 08.08.2001 N 127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ).

16. Федеральный закон от 7.07.2003 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»» и Федеральный закон от 11.11. 2003 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».

Электронные средства массовой информации

17. www.budgetrf.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.