рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая система РФ

Наибольшие изменения произошли с 1 января 2002 г. в порядке определения расходов, связанных с исчислением амортизационных отчислений. В соответствии с НК РФ амортизируемое имущество распределяется по 10 амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Так в «Положении об учетной политике в целях налогового учета ГУП ЧР «Чувашавтотранс»» принято амортизацию по амортизируемым основным средствам начислять с применением линейного метода.

Выбранный метод начисления амортизации применяется в отношении объекта амортизируемого имущества, входящего в состав соответствующей амортизационной группы, и не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной индивидуально для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

При использовании линейного метода сумма начисленной за месяц амортизации определяется по формуле


А = Пс х К ,

где Пс — первоначальная стоимость объекта; К — норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости.

В свою очередь, норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости определяется по формуле

К=[ 1/ п ] х 100% ,

где п — срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

К амортизируемым основным средствам, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) применяется специальный коэффициент в размере 3.

При приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении, определятся норма амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Фактические расходы по проведению ремонта списывать на затраты основного производства в том периоде, в котором они произошли независимо от факта оплаты.

При приобретении основных средств используется амортизационная премия в размере 10%.

Предприятию разрешено создавать резерв сомнительной дебиторской задолженности.

Для целей налогообложения прибыли признаются доходы по методу начисления. В соответствии с этим методом доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Соответственно расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

Если доходы, а также расходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам или если связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем, доходы (расходы) распределяются по принципу равномерности признания доходов и расходов. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.

Для целей определения даты признания расходов в части разовых и/ или несущественных по величине затрат услуг (работ) производственного характера при отсутствии актов приемки- передачи применять иные документы, подтверждающие факт и дату оказания услуги, выполнения работ (п.2.ст. 272 НК РФ).

Оценка сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) производится: по методу оценки по себестоимости единицы запасов.

Данные налогового учета используются исключительно для определения налоговой базы и суммы налога на прибыль.

Налоговая база — это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база в данном периоде признается равной нулю. При этом убытки, полученные налогоплательщиков в налоговом периоде, учитываются при исчислении налоговой базы в следующих налоговых периодах, т. е. переносятся на будущее (ст. 283 НК РФ). Перенос убытков на будущее осуществляется в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% (в 2006 г. — 50%) налоговой базы. С 1 января 2007 г. налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму всего полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Если налогоплательщик понес убытки более чем. в одном налоговом периоде, то перенос убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу.

Общая налоговая ставка установлена в размере 24%, из них направляются: 6,5% — в федеральный бюджет; 17,5% — в бюджет субъекта Российской Федерации.

Расчет налоговой базы составляется организацией самостоятельно и содержит следующие данные.

1. Период, за который определяется база нарастающим итогом.

2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном периоде, в том числе выручку от реализации: продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства; бумаг, обращающихся на организованном рынке; покупных товаров; финансовых инструментов срочного рынка; основных средств; товаров, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумму расходов, произведенных в отчетном периоде, уменьшающих сумму соответствующих доходов от реализации.

4. Прибыль от соответствующей реализации.

5. Сумму внереализационных доходов.

6. Сумму внереализационных расходов.

7. Прибыль от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный период за минусом суммы убытка, переносимого на будущее.

Налоговый период по налогу на прибыль — календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года.

Кроме собственно суммы налога за налоговый период предусмотрено исчисление сумм авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.

Я постаралась подробно рассмотреть порядок исчисления налога на прибыль, хотя ЧПАП №3 работает убыточно, так как осуществляет 100% перевозок льготных категорий граждан по льготным проездным билетам. При этом компенсацию из бюджета Чувашской республики получает только частично. Таким образом, предприятие несет убытки от перевозочной деятельности, которые объективно нечем погасить.

2.2.2 Налог на добавленную стоимость

Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары (результаты работ, услуг; исключением поставок, длительность производительного цикла которых составляет более шести месяцев) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации; товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом, передача имущественных прав. Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приобретенных на стороне.

Налогом на добавленную стоимость облагается реализация следующих видов услуг – перевозка пассажиров междугороднего и межобластного значения, услуг по перевозке, разгрузке и отгрузке товаров и их хранению; по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических; других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения являются: передача товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; обмен товаров (работ, услуг) без оплаты их стоимости; обороты по реализации предметов залога и их передаче залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

В облагаемый оборот включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения.

Не являются объектом обложения, так как не признаются реализацией товаров (работ, услуг), операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 Налогового кодекса: передача основных средств, нематериальных активов и/или иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этого учреждения. Этот перечень дополняется ст. 146 (п. 2 пп. 2-6) НК РФ. На основании указанной статьи с 1 января 2005 г. не признаются объектом налогообложения операции по реализации земельных участков и долей в них.

Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти.

Согласно перечню не подлежат налогообложению обороты, имеющие социально выраженный характер. Так услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом освобождены от налога на добавленную стоимость.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Соответственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и/или натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами.

При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ с учетом акцизов (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС. Таким образом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (автотранспортные услуги предприятиям и населению по разовым заказам , техническое обслуживание и ремонтные работы на сторону, услуги платной стоянки)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (междугородние, межобластные перевозки).

В настоящее время НК РФ предусматривает три уровня ставок НДС: 0,10 и 18%. На рассматриваемом нами предприятии действует ставка НДС 18%. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг) применяется расчетный метод определения суммы налога. Налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, т. е 18/(100 + 18)%.. Эта ставка используется для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки налога; исчислить величину налоговых вычетов. В бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Во всех расчетных документах, а также в первичных учетных документах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику поставщиком за приобретенные для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а подлежат вычету из общей суммы НДС, исчисленной по операциям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, предъявленного поставщиком. Налоговый вычет — один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцами счета-фактуры (см. приложение1).

В случае если предприятие приобрело материалы (работы, услуги) для производственных нужд за наличный расчет, в целях подтверждения права на налоговые вычеты необходимо кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС иметь счет-фактуру, оформленный в установленном порядке. Если в первичных учетных документах и расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится.

Согласно учетной политики введется раздельный учет по НДС, по полученным товарам, работам, услугам, использованным при осуществлении деятельности или операций как освобожденных, так и не освобожденных в следующем порядке:

·  НДС по реализации товаров , работ, услуг, прямо относящийся к операциям, подлежащих обложения НДС учитывается на счете 19.3 «НДС по приобретенным ТМЗ» и списывается в установленным НК порядке на счет 88.2 «Расчеты с бюджетом по НДС»;

·  НДС, относящийся к не облагаемым НДС видам деятельности, включается в стоимость полученных товаров, работ , услуг и учитывается в составе затрат на реализованную продукцию в момент списания указанных товаров, работ, услуг.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период для ЧПАТП № 3 календарный месяц. В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.

 В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных предприятием расчетов. Возврат производится по истечении 3 календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, по письменному заявлению налогоплательщика

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок.

Для исчисления НДС важным является момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), которым является наиболее ранняя из следующих дат:

1)  день отгрузки (передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2)  день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Уплата НДС в бюджет производится ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по итогам каждого налогового периода исходя фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе и для собственных нужд) за истекший налоговый период (месяц) не позднее 20-го числа месяца, следующего за ним. ЧПАТП №3 раз в месяц представляет в в головную организацию расчеты по установленной форме в виде так называемой налоговой декларации.

2.2.3 Налог на доходы физических лиц

Исчисление и уплата налога производится налоговым агентом, т. е. организацией, от которой налогоплательщик получил доходы. Налоговым агентом может быть российская организация, индивидуальный предприниматель или представительство иностранной организации в Российской Федерации. В нашем случае ЧПАТП №3 – налоговый агент.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения у физических лиц — резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Заработная плата является основным элементом доходов, подлежащих налогообложению.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением суммы, израсходованной на приобретение и строительство жилья.

При определении налогооблагаемой базы необходимо также руководствоваться перечнем доходов, которые, согласно ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению:

• государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

• все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;

• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой: в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами; работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;

• суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей,; а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, а также их супругов, родителей и детей;

 • доходы, не превышающие 4 тыс. руб., полученные за налоговый период по каждому из следующих оснований: стоимость подарков работникам от организации; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.

При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, или, иначе говоря, льготы. Группировка вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Установленные законом вычеты представлены в приложении 4.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляют вычеты на детей.

Датой фактического получения дохода является день: выплаты дохода в денежной форме (перечисления на счет плательщика); передачи доходов в натуральной форме; уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным кредитным средствам, приобретения товаров, ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. При получении дохода в виде оплаты труда датой получения такого дохода признается последний день месяца, за который был начислен доход.

Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ в отношении основных доходов (оплаты труда) применяется единая ставка 13%.

Сумма налога определяется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам календарного месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанных за предыдущий период сумм.

ЧПАТП №3 представляет в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах удержанного налога один раз в год — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Следует отметить, что при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера — дивидендов по акциям и иных доходов — гражданам, не состоящим в штате данной организации, налог на доходы физических лиц рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов.

2.2.4 Единый социальный налог

Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ). Переход к взиманию единого социального налога (ЕСН) стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. Подобный опыт есть и в международной практике. Налоговые органы осуществляют сбор страховых взносов в Пенсионный фонд в целом ряде развитых стран мира, таких как США, Канада, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия.

Налогоплательщиками ЕСН признаются: лица, производящие выплаты физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Категории налогоплательщиков различаются основанием, по которому исчисляют и уплачивают налог. Для первой категории налогоплательщиков таким основанием являются выплаты, производимые ими физическим лицам. Для второй — получаемые самими налогоплательщиками доходы. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в законе, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

 Объектами налогообложения ЕСН для нашей организации являются:

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам;

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению по закону) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты: полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Объектами налогообложения являются также выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме. Формы и системы оплаты труда определяются организацией самостоятельно.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Выведены из-под налогообложения также суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам: в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения ущерба или вреда их здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Не подлежат налогообложению: суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Налоговые льготы, предоставляемые по уплате ЕСН, имеют ярко выраженный социальный характер. Предприятие освобождено от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб, на каждое физическое лицо — инвалида I, II и III группы (независимо от вида получаемой им пенсии).

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Порядок уплаты ЕСН, предусматривающий авансовые платежи, потребовал введения отчетного периода. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по ЕСН уплачивают ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца исходя из величины начисленных выплат. При уплате авансовых платежей в более поздние сроки у налогоплательщика возникает обязанность по уплате пени.

Налоговую базу определяют отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Она определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Вознаграждения, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из их рыночных цен, а при государственном регулировании цен — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. При исчислении ЕСН используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже применяемая ставка налога. Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс, руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка.

2.2.5 Государственная пошлина

Государственная пошлина - сбор, взимаемый при совершении юридически значимых действий либо выдаче документов органами государственной власти.

Государственная пошлина, в частности, взимается:

• в случае обращения с исковым заявлением как имущественного, так и не имущественного характера в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям;

• при обращении с запросом, ходатайством или жалобой в Конституционный суд РФ

• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений;

• при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов);

• при совершении действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

• при получении документов по делам, связанным с изменением гражданства, а также с выездом и въездом в Российскую Федерацию;

• при государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется Налоговым кодексом и является единым на всей территории Российской Федерации. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т. д.). Государственная пошлина — единственный платеж налогового характера в российской налоговой системе, по которому установлены одновременно и пропорциональные, и регрессивные адвалорные, т. е. выраженные в процентах ставки.

Итак, мы рассмотрели какие налоги уплачивают организации в федеральный бюджет на примере ЧПАТП№3. В качестве исторической справки хочется добавить, что предприятие претерпело несколько преобразований с начала организации 18 февраля 1956 г. Так 01.02.2005. РГУП «Чувашавтотранс» в лице внешнего управляющего, действующего на основании Определения Арбитражного суда ЧР от 29.07.04.по делу №А 79-310/04 СК 1-306 были созданы общества с ограниченной ответственностью «Чебоксарская управляющая компания» (ЧУТК), ООО «Чебоксарский пассажирский перевозчик №1-16». Они являлись налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Сейчас в ЧПАТП №3 только услуги относящиеся к неосновной деятельности облагаются ЕНВД (мойка, шиномонтаж, некоторые виды ремонта, которые оказываются сторонним предприятиям, организациям, а также физическим лицам).

Какие же изменения возможны в ближайшей перспективе в целях оптимизации налогообложения рассмотрим в следующей главе.


3. Оптимизация налогообложения в РФ

29 января 2008 г в агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция статс-секретаря – заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, на которой были обозначены основные направления развития налоговой системы на следующую трехлетку (2009- 2011 гг.).

Какие же проблемы станут во главу угла в будущие 3 года?

Главными задачами С. Шаталов назвал трансфертное ценообразование и введение института консолидации налогоплательщиков.

Идея консолидации состоит в том, что группы взаимосвязанных компаний смогут представлять единую отчетность по налогу на прибыль. При этом все операции внутри группы будут рассматриваться как внутризаводской оборот и соответственно не будут отражаться в налоговой отчетности.

Наиболее серьезные изменения можно ожидать в отношении налога на добавленную стоимость. Несмотря на их, казалось бы , технический характер, они, по мнению замминистра, могут существенно упростить жизнь налогоплательщикам. Речь идет о корректировке правил и условий применения нулевой ставки для экспортеров, порядка представления уточненных деклараций. Существует предложение о замене уточненных деклараций , представляемых налогоплательщиками за прошлые налоговые периоды, на так называемые «отрицательные ноты», которые будут относиться к текущему периоду. Это должно упростить взаимоотношения с налоговыми органами и исключить вопросы, связанные с пенями и штрафами.

Предстоит принять решение в отношении налоговых деклараций , по которым налогоплательщик предъявляет сумму НДС к возмещению на сегодняшний момент у налоговых органов отсутствует возможность в случае несогласия с отдельными позициями деклараций возместить налог в той части, которая сомнений не вызывает. В результате отклоняется вся декларация.

Возможно, что уже со следующего года будет решен вопрос об отмене «хождения» НДС между налогоплательщиками при осуществлении товарообменных операций. По словам С. Шаталова , решение о необходимости уплаты НДС отдельными платежными поручениями не имеет экономической обоснованности. Оно было принято с одной единственной целью – улучшения системы контроля , реализовать которую можно было только посредством введения в «платеже» отдельного обязательного поля для НДС. Но согласовать эту идею с Центральным банком РФ и другими ведомствами не удалось.

В отношении налога на доходы с физических лиц возможно увеличение вычета на детей до 800 руб. и величины дохода , после достижения которой эти вычеты не применяются, до 40 тыс. руб.

Кроме того, Минфин согласен и готов поддержать инициативу по поводу освобождения от НДФЛ и ЕСН взносов работодателей на дополнительное пенсионное страхование работников.

В отношении ставки НДФЛ министерство имеет довольно принципиальную позицию – ставка в размере 13 % меняться не должна, по крайней мере, до 2012 года, а скорее всего и в более отдаленной перспективе.

Единый социальный налог, судя по всему, ждут большие перемены, но с направлением и сроками его реформирования определиться пока невозможно. 29 января 2008 г в агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция статс-секретаря – заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова , на которой были обозначены основные направления развития налоговой системы на следующую трехлетку (2009- 2011 гг.). «Мы готовы к достаточно серьезному реформированию ЕСН вплоть до отказа от него при переходе на страховые принципы»,- сказал С.Шаталов.[3] Однако каких-либо официальных положений по данному вопросу пока не существует.


Заключение

В заключение, подчеркнем, что в последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налоговых доходов в значительной степени определяется благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Однако увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ должно в большей степени определятся больше факторами, обусловленными проводимой налоговой реформой, включая расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения , развития наметившейся тенденции сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения. Поддержания оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику должно обеспечить благоприятные условия для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы. Таким образом, главной целью развития налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.


Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.Т.4. С.308-309.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. – М: Юрайт-Издат, 2005.-640 с.- (Библиотека Российского законодательства).

3. Каланов А.Н. Налог на прибыль организаций: Комментарий к главе 25 НК РФ.- М.: ФБК- ПРЕСС,2002.-340 с.

4. Козырин А.Н.Основные начала законодательства о налогах и сборах/ А.Н.конзырин//Аудитор.-2005.- с.31-37.

5.  Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов /Ефремова Анна Алексеевна.-М.:Вершина,2007.-2008 с.:ил.,табл.их

6.  Налоги и налогообложение: 6 изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.СПб.: Питер, 2007.-496с.: ил.

7. Гринкевич Л.С.Проблемы и перспективы современного этапа реформирования российской налоговой системы/ Л.С. Гринкевич // Финансы и кредит .-2005. - №32. –с.69-71

8. Ковальчук А. Инициативы Минфина веют разумом. // Экономика и жизнь. -2008. - №04. с.7.


[1] См., например, работы Н. И. Тургенева, А. А. Тривуса, А. А. Соколова, А. И. Янжула и других авторов.

[2] Отменен с 1 января 2006 года

[3] Экономика и жизнь.-2008.- № 04


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.