рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налог на имущество организации

Отдельное место занимают налоги, уплачиваемые организациями в различные уровни бюджетов.

К Федеральные налогам и сборам, уплачиваемым организациями, относятся:[24]

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;(с 1 января 2006г. не действителен)[25]

8) водный налог;

9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам, уплачиваемым организациями, относятся :

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

Организации могут уплачивать различные местные налоги, установленные в соответствии с законодательством РФ и налоговым кодексом РФ.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:[26]

F  объект налогообложения;

F  налоговая база;

F  налоговый период;

F  налоговая ставка;

F  порядок исчисления налога;

F  порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.[27]

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

 

2.2. Налогообложение имущества организаций

Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, с усилением влияния налоговых норм на коммерческий и финансовый оборот[28]. В настоящее время, вот уже несколько лет, в Российской Федерации проводится масштабная и планомерная налоговая реформа[29].

Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям:

- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам;

- выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;

- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов.

В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.

Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом[30]. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного одноимённой Главой 30 в Налоговом кодексе, вступившая в силу с 1 января 2004 года, на основании федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ[31], налог на имущество организаций будет вводиться в действие законами субъектов РФ на территории соответствующего субъекта РФ. При введении налога субъекты РФ должны соблюдать норму статьи 5 Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Федеральные законы, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следовательно, для того, чтобы налог на имущество организаций был введен на территории конкретного субъекта РФ с 2004 года, закон субъекта РФ должен быть официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 года.

Если закон субъекта РФ не был опубликован до 30 ноября включительно, то налогоплательщики могли в течение всего 2004 года не уплачивать налог на имущество организаций на территории данного субъекта РФ. Однако скорее всего налоговые органы были против такого решения налогоплательщика, и обоснованность решения скорее всего придется доказывать в судебном порядке. И следует заметить что, суды часто в таких ситуациях поддерживают налогоплательщика. Например, когда в 2000 году органам местного самоуправления дали возможность установить дополнительную ставку налога на прибыль в размере до 5 процентов, некоторые из них не успели сделать это заблаговременно, то есть не позднее 30 ноября 2000 года[32]. Налогоплательщики, не платившие в такой ситуации налог по ставке 5 процентов, обычно выигрывали в судах[33].

Плательщики налога на имущество организаций.

Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы). Правила, порядок и особенности уплаты налога иностранными организациями, следует рассмотреть более подробно.

Особенности уплаты налога на имущество иностранными организациями

Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации[34].

Но с 2004 года, налог на имущество не должны уплачивать те иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства на территории Российской Федерации. Исключением являются, организации имеющие в собственности объекты недвижимого имущества на территории РФ. Поводом для такого нововведения, по всей видимости, стал слабый налоговый контроль за иностранными организациями, не имеющие постоянных представительств[35].

В отличие от общего порядка, налоговая база по объектам недвижимого имущества, не относящихся к постоянным представительствам иностранных организаций, определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости в БТИ. Следует учесть тот факт, что инвентаризационная стоимость, время от времени, индексируется по решению местных властей. Следовательно, иностранным организациям, целесообразно уточнять инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации инвентаризационной стоимости.

Объект (налогообложения) налога на имущество организаций. Налоговая база и порядок её определения.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменился: ею признаётся среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению[36]. В расчёт берётся его остаточная стоимость, определённая по правилам бухучёта. Если по правилам, принятым в бухучёте, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по прежнему будет определятся за вычетом износа[37].

Ещё одно нововведение заключается в том, что в отличие от бывшего порядка, налоговая база согласно ст. 376 НК РФ[38], определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

1.  организации (место её государственной регистрации);

2.  каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

3.  каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Данная необходимость объясняется тем, что согласно закону налог должен уплачиваться по месту нахождения имущества. Исключение составляет движимое имущество, – оно включается в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ели это имущество находится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по месте нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в налоговою базу теперь включаются только стоимость основных средств, относящиеся к недвижимости. Другие основные средства, находящиеся в таком обособленном подразделении, включаются в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения имеющего обособленный баланс (ели это имущество учитывается на балансе данного подразделения)[39].

Также следует обратить внимание, что в главе 30 НК появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Ранее налог по этому имуществу, нужно было уплачивать по месту нахождению самой организации. На данный момент, главой 30 предусмотрено, что налог со стоимости такого имущества, должен уплачиваться по месту нахождения данного имущества.

Таким образом, организациям, имеющим вне места своего нахождения какое-либо налогооблагаемое имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), больше не нужно будет исчислять налоговою базу и сумму налога в целом по организации. Однако это не означает, что налоговые органы не будут контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджет налога в целом по организации. Вопрос расчёта налога на имущество организации имеющее обособленные подразделения ниже будет рассмотрен более подробно.

Для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территории разных субъектов РФ (например, железная дорога), установлен особый порядок определения налоговой базы. По ним налоговая база определяется отдельно, и принимается при исчисления налога в субъекте РФ в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории данного субъекта РФ.

Кроме того, налоговую базу нужно определять отдельно по имуществу, по которому региональные власти установили дифференцированные налоговые ставки.

При определении налоговой базы в рамках договора простого товарищества, т.е. у участников договора, в основном остался прежним. В соответствии с п. 1 ст. 377 НК РФ[40], каждый участник договора, должен уплачивать налог за те основные средства, которые он внёс в совместную деятельность.

Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, делится между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Налоговым кодексом обеспечивается выполнение данного порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учёт общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведенья об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчётного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.

С введением 30 Главы НК РФ, затраты учтённые на счёте 08 "Вложения во внебюджетные активы", больше не участвуют в расчёте налоговой базы[41].

Вопрос определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества будет рассмотрен ниже более подробно.

Среднегодовая стоимость и порядок её расчёта.

В то время как порядок определения налоговой базы практически не менялся, расчёт среднегодовой стоимости претерпел значительные изменения. Ранее, в расчёте среднегодовой стоимости учитывалась стоимость имущества на первые числа кварталов[42].

На данный момент, формула определения среднегодовой стоимости имущества, имеет весьма отличное строение, и с 2004 сумма определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчётного) периода и первое число следующего за налоговым (отчётным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Таким образом, на 2005 год, в расчёте будут участвовать показатели стоимости имущества на первое число каждого месяца.

Новый порядок значительно уточнил расчёт среднегодовой стоимости имущества. Если ранее какое-либо имущество может быть вообще не учтено при расчёте налога (если оно приобреталось или отчуждалось (списывалось) в течении одного квартала, например, товары или материалы), то в настоящее время, вероятность включения в налоговою базу такова имущества значительно увеличивается.

Но возникает вопрос, кто является налогоплательщиком налога на имущество организации в период с момента оформления акта приёмки-передачи объекта недвижимости ( например, при договоре купли-продажи ) и до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в едином государственном реестре: продавец или покупатель? Одни утверждают что данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, другие что – покупатель, а третьи утверждают что, окончательный ответ на данный вопрос может дать только арбитражная практика[43]. Так же, необходимо отметить, что остаточная стоимость, учитываемая при расчёте среднегодовой стоимости имущества в соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ[44], формируется из установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, утверждённого в учётной политике. Следовательно, для целей налогообложения налогом на имущество будет признаваться любой применяемый согласно учётной политике организации способ начисления амортизации.

По объектам жилого фонда, объектам внешнего благоустройства и другим основным средствам, по которым в соответствии с п. 17 ПБУ[45] амортизация не начисляется, их стоимость для целей налогообложения будет определяться как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учёта в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Следует заметить, что в бухгалтерском учёте начисление износа на забалансовом счёте осуществляется лишь в конце отчётного года, тогда как для целей налогообложения износ будет начисляться каждый отчётный (налоговый) период. Следовательно, при расчёте среднегодовой стоимости по итогам отчётных периодов, а не только по итогам налогового периода организация сможет уменьшить стоимость не амортизируемых основных средств на сумму начисленного износа.

Определение налоговой базы в рамках договора простого товарищества

Порядок определения налоговой базы у участников договора простого товарищества, как уже было сказано выше, в основном остался прежним[46]. Согласно п.1 ст. 377 НК РФ[47], каждый участник должен будет уплачивать налог за те основные средства, которые он внес в совместную деятельность.

В качестве вклада в совместную деятельность нередко передаются основные средства, которые также облагаются налогом на имущество[48].

Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, будет делиться между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Ранее, налог на имущество по таким основным средствам уплачивается пропорционально доле собственности каждого участника простого товарищества по договору. Поэтому в тех простых товариществах, где доля собственности участников в общем имуществе не равна доле их вклада в совместную деятельность, сумма налога, подлежащая уплате, перераспределится между участниками.

При заключении индивидуальными предпринимателями договора о совместной деятельности должны быть урегулированы и внесены в договор такие важные положения, как денежная оценка вкладов товарищей; порядок пользования общим имуществом; обязанности товарищей по содержанию общего имущества; порядок ведения общих дел; порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей; ответственность товарищей по общим обязательствам; порядок распределения доходов и покрытия расходов, а также другие вопросы, связанные с выполнением условий договора[49].

Согласно п. 2 ст. 377 НК РФ[50], обеспечено выполнение описанного выше порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учет общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.

Что касается налоговой декларации участников простого товарищества, то здесь тоже есть свои нюансы[51]:

Нюанс первый. Порядок применения товарищами льгот по налогу в главе 30 кодекса не оговорен. Так вот, если один из участников договора о совместной деятельности имеет право на льготу, применить ее он может только в отношении своей доли совместного имущества. На других товарищей его поблажка не распространяется.

Нюанс второй. В прежней форме отчета была предусмотрена отдельная строка "Имущество в простом товариществе". Из ныне действующего бланка она исключена. Поэтому в декларации по строке 140 раздела 2 бухгалтер должен отразить единый показатель налоговой базы, состоящий из остаточной стоимости активов:

внесенных в совместную деятельность;

приобретенных в рамках простого товарищества;

используемых в самостоятельной деятельности участника.

Последние два показателя на 1-е число каждого месяца участникам должен сообщать товарищ, ведущий учет общих дел.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

Глава 30 НК отменила многие льготы по налогу на имущество организаций, действовавшие до 1 января 2004 года. Например, льготы для государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений и внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций.

Итак, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться льготами по налогу на имущество организаций. Законодательством установлены следующие группы льгот:

F  Федеральные льготы

F  Региональные льготы

Федеральные льготы предусмотрены законодательством для чёткого круга субъектов (налогоплательщиков). К ним относятся различные их группы, и устанавливаются отдельным пунктом, статьи 381 НК РФ[52]. Например, в соответствии с п. 1 ст. 381 НК РФ[53], к ним относятся, например - организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы[54]. Этим субъектам предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций, используемое для осуществления функций возложенных на эти организации установленные законодательством.

Что же касается региональных льгот, то тут льготы устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, самостоятельно.

В процессе исследования вопроса о льготах по налогу на имущество организаций, возникает вопрос - что означает понятие "основания для использования льгот" согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ[55]? Думается что, под "основанием для использования льгот" в данной статье, понимаются условия, при которых организация имеет право на льготу по налогу на имущество организаций. Итак, рассмотрим указанные выше льготы.

Федеральные льготы

1) Организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы включает в себя:

F  Учреждения, исполняющие наказания;

F  Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.