рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Международный кредит

С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.

Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора) (Приложение 3). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.

В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.

Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

Одной из них является низкая экономическая эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Эффективное использование иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при условии наведения порядка в заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом и добросовестного отношения заемщиков к своим обязательствам.

Далее, в настоящее время международные кредиты имеют довольно высокую стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.

Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.

И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных номеров.

Для решения выявленных проблем в России разработана долговая стратегия в области государственного внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие цели [20, с. 41]:

1.Повышение суверенного кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к международным рынкам капитала;

2. Осуществление внешних заимствований в форме несвязанных кредитов;

3. Увеличение рыночной составляющей в государственном внешнем долге РФ;

4.Существенное сокращение задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Для достижения указанных целей следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.

Так, стратегия в области взаимодействия с международными финансовыми организациями будет нацелена на существенное сокращение привлечения новых кредитов и ускоренное погашение имеющихся обязательств. А с 2008 года принято решение полностью отказаться от заимствований у международных финансовых организаций [20, с.42].

Итак, без международных вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.

Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.

В данной курсовой работе международный кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.

Затем проанализирована динамика использования международного кредита в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает в качестве заемщика у развитых стран и как кредитор развивающихся стран. В связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.

В настоящее время происходит интеграция России в мировую экономику. Она активно участвует в международных кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для решения которых разработана долговая стратегия в области государственного долга.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".

2.  Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" // ПСИС "Консультант Плюс".

3.  Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" // ПСИС "Консультант Плюс".

4.  Грязнов М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.

5.  Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с.

6.  Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.

7.  Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.

8.  Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.

9.  Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2002. – 324 с.

10.  Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.

11.  Международно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.

12.  Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. – серия (Homo faber).

13.  Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 432 с.

14.  Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 480 с.

15.  Сергин А. М. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 365 с.

16.  Финансы и кредит. Серия "Высшее образование" / Под ред. А. П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

17.  Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – (Серия "Учебники и учебные пособия").

18.  Власов А. В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // "Деньги и кредит", 2001, № 10, с. 35-37.

19.  Захаров Д.Ю. Анализ полученных и выданных кредитов Российской Федерации за 2003 – 2005 гг. // "Финансы и кредит", 2007, № 4 (244). – с. 12-17.

20.  Иванова М.А. Нормативно-правовая база и проблемы внешних заимствований Российской Федерации // "Финансы и кредит", 2006, № 17 (221). – с. 33-42.

21.  Косов Н. Н. Международные валютно-кредитные отношения // "Деньги и кредит", 2005, № 7, с. 60-62.

22.  www.businessvoc.ru

23.  www.cbr.ru

24.  www.mvf.ru

25.  www.finansmag.ru


Приложение 1

Кредиты МВФ России [11, с.515-520]

Дата предос-тавления кредитов Виды кредитов Сумма Период использования Сроки погашения Страновая квота, % Условия кредитов
млн. СДР млрд. долл.
1992 г., 5 августа Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) 719,0 1,0 5 месяцев 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев 16,7 Дефицит госбюджета до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц
1993 г., 6 июля Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7-9% в месяц
1994 г., 25 апреля Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогичны условиям предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта
1995 г., 11 апреля Резервный кредит (стэнд-бай) 4313,1 6,8 12 месяцев 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 100 Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11%ВВП до 6%); уменьшение кредита органам власти с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до 12% в месяц.
1996 г., 26 марта Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования 6901,0 10,1 3 года 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу 160 (первый год – 65%; второй год – 55%, третий год – 40%) Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. – до 6,9% в год
1998 г., 20 июля

Кредитный пакет:

1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996г.

2. Кредит в рамках механизма кредитования дополнительных резервов

2313,1

3992,5

3,0

5,3

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. 1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу 50 Осуществление антикризисной программы: финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов. Обмен ГКО на еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Снижение темпа инфляции
3. Кредит в рамках механизма компенсаци-онного кредитования. 2156,6 2,9 Единовременно в полной сумме 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев 50 Структурные реформы: решение проблемы неплатежей; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства
Итого 8462,2 11,2 190
1999 г., 28 июля Резервный кредит (стэнд-бай) 3300,0 4,5 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. долл.) каждый 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 55,5 Введение новых налогов и повышение ставок действующих налогов; сохранение режима плавающего валютного курса; реформирование финансового сектора, реструктуризация банковской системы
Общая сумма одобрен-ных дого-вореннос-тей о кредитах в 1992-1999 гг. 25851,8 36,6

Приложение 2

Кредиты МБРР, предоставленные Российской Федерации

Дата утверждения Цель кредита Млн. долл.

1992 г.

6 августа

24 ноября

17 декабря

Реабилитационный

Службе занятости и социальной защиты

Содействие в осуществлении приватизации

600,0

70,0*

90,0

1993 г. 17 июня Первый нефтяной реабилитационный 610,0*

1994 г.

17 февраля

19 мая

16 июня

16 июня

21 июня

29 июня

8 ноября

15 декабря

Ремонт и содержание шоссейных дорог

Развитие финансовых учреждений

Осуществление земельной реформы

Проведение сельскохозяйственной реформы

Поддержка предприятий

Второй нефтяной реабилитационный

Управление окружающей средой

Подготовка управленческих и финансовых кадров

300,0*

200,0*

80,0*

240,0*

200,0

500,0*

110,0

40,0

1995 г.

16 февраля

7 марта

9 марта

25 апреля

2 мая

16 мая

6 июня

30 ноября

Развитие проектного портфеля

Жилищный проект

Модернизация налоговой службы

Чрезвычайный для ликвидации нефтяного загрязнения и уменьшения связанного с ним ущерба

Повышение эффективности использования энергии

Городской транспорт

Второй реабилитационный

Развитие стандартов

40,0

400,0*

16,8

99,0

70,0

329,0*

600,0*

24,0

1996 г.

28 марта

30 апреля

7 мая

30 мая

4 июня

13 июня

27 июня

27 июня

Ремонт мостов

Развитие региональной социальной инфраструктуры

Передача ведомственного жилья

Развитие фондового рынка

Медицинское оборудование

Реализация проекта правовой реформы

Структурная перестройка угольного сектора

Проект содействия в реализации перестройки угольного сектора

350,0*

200,0*

300,0*

89,0

270,0*

58,0

500,0

25,0

1997 г.

27 марта

29 мая

5 июня

5 июня

5 июня

5 июня

5 июня

5 июня

Проект восстановления центра Санкт-Петербурга

Гарантийная операция по проекту "Морской старт"

Структурная перестройка экономики

Инновационный проект в области образования

Пилотный проект реформы здравоохранения

Проект "Бюро экономического анализа"

Проект содействия реструктурированию предприятий

Проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе

31,0

100,0

600,0

71,0*

66,0

22,6

85,0**

40,0

25 июня

7 октября

18 декабря

18 декабря

Структурная перестройка системы социальной защиты населения

Содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения

Структурная перестройка экономики (второй кредит)

Структурная перестройка угольной промышленности (второй кредит)

800,0

28,6

800,0

800,0

1998 г.

6 августа

22 декабря

Структурная перестройка экономики (третий кредит)

Совершенствование системы автомобильных дорог

1500,0

400,0**

1999 г.

13 мая

22 декабря

Укрепление системы государственной статистики

Проект реформы бюджетной системы на региональном уровне

30,0

30,0

2000 г.

23 мая

13 сентября

21 декабря

Пилотный проект по устойчивому лесоиспользованию

Гарантийная линия для поддержки угольной и лесной отраслей промышленности

Проект муниципального водоснабжения и канализации

60,0

200,0

122,5

2001 г.

6 февраля

27 марта

24 мая

7 июня

Проект "Московский городской транспорт"

Проект реконструкции систем городского теплоснабжения

Проект реформы системы образования

Проект реконструирования Севера

60,0

85,0

50,0

80,0

2002 г.

29 января

6 июня

24 октября

Развитие бюджетного федерализма и реформирование системы региональных финансов

Проект развития Федерального казначейства РФ

Проект модернизации налоговых органов

120,0

231,0

100,0

2003 г.

18 марта

4 апреля

22 апреля

15 мая

Техническое содействие реформе системы здравоохранения в России

Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и ВИЧ/СПИДа

Проект развития таможенной службы

Проект экономического развития Санкт-Петербурга

30,0

150,0

140,0

161,1

2004 г. 2 марта Проект "Информатизация системы образования" 100,0
Всего 59 займов 13504,6*

* Общая сумма полученных кредитов может отличаться от сумм, одобренных МБРР в результате проведенных сокращений в ходе совместных с правительством "Обзоров портфеля проектов, финансируемых МБРР в РФ".

** Заем аннулирован до вступления в силу.


Приложение 3

Структура полученных Россией кредитов МБРР по секторам экономики (1992 г. – август 2002г.) [11, с.536]

Назначение займов Млн. долл. В % общей суммы

Экономическая политика

В том числе:

реабилитационные займы

займы на структурную перестройку экономики

управление государственным сектором

развитие частного сектора

5127

1200

2940

612

375

40,8

9,6

23,4

4,9

2,9

Топливно-энергетический комплекс

В том числе:

нефтяная и газовая промышленность

угольная промышленность

электроэнергетика

2681

1316

1325

40

21,3

10,5

10,5

0,3

Сельское хозяйство 300 2,4

Отрасли инфраструктуры

В том числе:

транспорт

дорожное хозяйство

городское развитие

водоснабжение и канализация

1878

389

1050

116

323

14,9

3,1

8,3

0,9

2,6

Финансовый сектор 589 4,7
Защита окружающей среды 110 0,9

Развитие социальной сферы

В том числе:

система социальной защиты населения

обеспечение жильем

образование

здравоохранение

1876

979

400

161

336

15,0

7,8

3,2

1,3

2,7

Всего 12561 100,0

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.