рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Денежная система Украины: развитие и становление

Денежный рынок - это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные (быстро реализуемые) средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Таким образом, уровень процентной ставки выступает как бы «ценой» денег.

Денежный рынок - это часть финансового рынка.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги).

Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Здесь происходит купля и продажа валют на основе спроса и предложения (в силу отсутствия общепринятого для всех стран платежного средства).

Рынок капитала охватывает средне - и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне - и долгосрочных) и рынок средне - и долгосрочных банковских кредитов. В отличие от денежного рынка, где реализуются высоко ликвидные средства для удовлетворения краткосрочных потребностей, на рынке капиталов удовлетворяются долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также делить на национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки).

Функционирование механизма денежного рынка (важнейшими элементами которого являются спрос и предложение денег) находится под влиянием общего состояния экономики, что проявляется в состоянии денежной системы.

Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

В зависимости от вида обращающихся денег выделяются два типа систем денежного обращения[9]:

• металлические деньги, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежные слитки или монеты;

• кредитные и бумажные деньги, когда золото вытеснено из обращения, и поэтому кредитные и бумажные деньги не обмениваются на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств в безналичной и наличной формах.

В сентябре 2004г. Институт эволюционной экономики на заседании рабочей группы по подготовке документов (для инновационной модели) озвучил прогноз, согласно которому, никаких экономических предпосылок для экономического кризиса в стране не имеется. Хотим обратить внимание, что так оно и есть на данный момент, несмотря на ощутимые политические шоки.

Экономика, как и положено в ситуациях после дефляционного периода, мощно развернулась в экономическом росте по всем направлениям с усилением внешнеэкономической компоненты роста (факт дефляции говорит о том, что внутренне потребление было угнетено низкими доходами домашних хозяйств, поэтому, как правило, в такие периоды возрастает стремление фирм к внешним рынкам, т. к. это компенсирует недостаточное внутренне потребление). Темпы экономического роста, превышающие 8% в год - это бурный подъем, а в Украине они составили более 12%, при этом потенциал роста был значительно выше.

Ощущение экономического кризиса начинается после того, как темпы роста снизятся меньше 2% год. Ощущение, но не сам кризис, который начинается с еще более низких отметок. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть экономическую динамику в начале нынешнего столетия экономики США и ЕС: в худшие периоды темпы их роста не опускались ниже 0%, но были ниже 2% в год[10].

И сегодня экономических предпосылок для экономического кризиса не имеется. То, что мы наблюдаем, отток вкладов из банковской системы, является проявлением психологического фактора в экономической динамике. Его отрицательное действие (если экономика идет на подъем) не может быть длительным. Он появляется с появлением фактора, вызвавшего психологическую неуверенность (для нас это был факт выборов и боязнь рисков передела сфер влияния и собственности после выборов) и исчезает вместе с ним. Таким образом, уже после выборов мы должны будем наблюдать движение денежных средств и особенно иностранной валюты в обратном направлении - в банковскую систему.

В психологическом факторе есть и еще одна закономерность. Он не может быть очень длительным, если к тому нет экономических предпосылок: экономические агенты, "вдохнув" полную "грудь" долларов, не могут долго находиться в таком состоянии - нужно осуществлять покупки и делать расчеты по трансакциям - они их обязательно "выдохнут". А так как экономика идет на подъем, то это требует и большего количества денег в национальной валюте. Поэтому экономические агенты могут и не дождаться окончания срока действия психологического фактора, т.е. "выдох" начнется еще раньше и, отсюда, приток иностранной валюты в банковскую систему может начаться уже со следующей недели. Таким образом, стабилизацию системы мы можем наблюдать уже до нового года, а не через три месяца, как об этом заявили консервативно настроенные представители общественных организаций, в том числе и в банковской сфере.

Показательным в этом отношении является факт роста предложения доллара на межбанке и снижение его цены, с одновременным ростом цены гривни. Следует отметить, что сегодня начинают возрастать внешние риски в связи с непрекращающимся падением доллара по отношению к евро и ряду других валют[11].


глава 2. становление и развитие денежной системы украины

 

2.1. Обзор истории денежной системы Украины[12]

Письменные источники Киевской Руси называют пять элементов древнерусской денежной системы: гривну, Куну, ногату, резану, веверицу (векшу). Анализ денежных соотношений в своде основных законов древней Руси – «Русской Правде» - позволил исследователям реконструировать систему денежного счета в ХІ веке: гривна = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам. Позже, в ХІІ-ХІІІ веках, в связи с изменениями монет в обращении это соотношение меняется.

Татаро-монгольское нашествие XІІІ века в значительной степени разрушило политический и экономический потенциал княжеств Восточной Европы. Острая недостача разменной монет, которая начала ощущаться еще в ХІІ веке, значительно усилилась в XІІІ - XІV веках. В «безмонетный» период XІІ - XІV веков способами разменного платежа и обмена часто являлись различные товаро-деньги. Гривны – слитки серебра – обслуживали наибольшие сферы денежных операций и стали основным способом выплаты дани – «татарского выхода». Не случайно уже во второй половине XІІІ века еще кочевое монголо-татарское государство стало выпускать собственные монеты – серебряные дирхемы. Это, как считают исследователи, стало возможным благодаря огромному количеству серебра-дани, которое притекало из разных регионов Восточной Европы в слитках.

На рубеже ХІІІ – ХІV веков в Восточной Европе для слитков серебра начинает использоваться термин «рубль». Большинство исследователей считают, что появление этого слова связано с глаголом «рубить» - с уменьшением, дележом гривны-слитка.

На протяжении долгого времени еще основной денежной единицей в Украине был рубль. В разных регионах страны с пришествием новых властей (Великого княжества Литовского, Австро-Венгрии, Польши) менялись денежные единицы, однако рубль удалось полностью заменить лишь с распадом СССР, когда в Украине на протяжении пяти лет фактически не было своей денежной единицей, были так называемые купоны. Появление в сентябре 1996 года гривни – национальной валюты – расставило все точки над «і» в вопросах денежной системы государства – в Украине появилась самостоятельная денежная система.

 

2.2. Характеристика современной денежной системы Украины

Украинский купоно-карбованец вынес на себе все бремя проблем самого сложного этапа трансформационного периода: рост дефицита бюджета, спад производства, гиперинфляцию, обесценивание национальной валюты и т.п.

В 1992 году инфляция превысила 2000%, а в 1993-м достигла рекордного по мировым стандартам уровня - более 10000%. В 1994 году падение ВВП достигло почти 60% от уровня 1991-го. Довольно высоким в 1993-1994 годах оставался дефицит государственного бюджета - 7 и 9% ВВП[13].

Естественно, в таких условиях нельзя было спешить с введением полноценной национальной денежной единицы. Она была бы обречена на провал.

В 1995 году еще не было необходимых предпосылок для введения в обращение гривни. Спад ВВП и объемов промышленного производства составлял 12%. Еще довольно ощутимыми были последствия гиперинфляции: потребительские цены возросли почти на 300% (вдвое больше, чем в 1996-м), дефицит бюджета был еще далек от оптимального. Долги между предприятиями Украины в 1995 году росли в два раза быстрее, чем в 1996-м[14].

Спешка с введением гривни в этих условиях могла бы обернуться полным провалом, затормозить возрождение национальной экономики. Поэтому денежная реформа была проведена после преодоления гиперинфляции и замедления кризисных процессов. И что особенно важно - она прошла без больших потерь для населения, что повысило доверие граждан к гривне и к украинской банковской системе.

За последние два месяца, предшествовавшие проведению реформы, - в июне и июле 1996 года - инфляция не превышала 0,1%. Был практически остановлен рост потребительских цен, стали улучшаться макроэкономические показатели.

И десятилетний опыт подтвердил удачный выбор времени. Сегодня гривня стала надежным ориентиром для предпринимателей. Ей доверяют наши граждане, а отечественную реформу зарубежные эксперты считают одной из наиболее успешных в мире.

Наиболее часто граждане Украины используют следующие денежные знаки: безналичную и наличную гривню, безналичный и наличный доллар США. Из названных представителей семейства денежных знаков два - безналичная и наличная гривня - в паре составляют то, что в старой доброй классической теории денег называется системой двойной валюты. Система двойной валюты возникает тогда, когда государство устанавливает неизменное ценовое соотношение двух разных денежных знаков, находящихся в обращении. В данном случае зафиксировано соотношение: 1 безналичная гривня = 1 наличной гривне.

Наличие системы двойной валюты неизбежно влечет за собой эффект, известный как закон Грешема. Томас Грешем - управляющий монетным двором королевы Елизаветы Английской, в свое время бросил фразу: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Надо сказать, что этот денежный феномен был известен задолго до Т. Грешема и, как утверждал В. Федоренко, «закон Грешема» впервые был сформулирован Николаем Коперником.

Степень привлекательности того или иного денежного знака для продавцов - величина непостоянная, т. к. сильно зависит от капризов рыночной конъюнктуры. Это делает выгодным покупку денежных знаков, чья рыночная цена в данный момент выше фиксированной, по официальной цене с целью либо их последующей продажи по рыночной цене, либо сохранения в качестве сокровища.

Таким образом, в условиях системы двойной валюты один из двух денежных знаков, а именно тот, чья рыночная цена на данный момент выше фиксированной, будет уходить из обращения, оседая на руках. Соответственно, каналы обращения будут заполнены тем денежным знаком, который оценен государством чересчур высоко.

Очевидно, что скорость обращения «лучшего» денежного знака будет ниже, чем «худшего».

Данные приведенной таблицы свидетельствуют о том, что скорость обращения наличной гривни в 2006 году была заметно ниже скорости обращения безналичной. Таким образом, наличная гривня «лучший денежный знак», чем безналичная. Это подтверждается и фактом борьбы Украинского государства с обналичиванием денег (в то время как в других странах государство борется с «обезналичиванием» криминальных доходов) [15].

Однако чтобы до конца быть уверенными в том, что безналичной гривне законом Грешема отведена роль худших денег, попытаемся разобраться с тем, что происходит в нашей стране при банковском кредитовании субъектов хозяйствования.

В 2006 году задолженность субъектов хозяйствования перед банками по кредитам, выданным безналичной гривней, выросла на 28 млрд. грн. В соответствии с теорией предложения денег (эффект денежного мультипликатора) мы должны были бы ожидать, что обязательства банков перед предприятиями страны (остатки на текущих и депозитных счетах) выросли еще больше, чем обязательства субъектов хозяйствования по банковским кредитам. Но этого не произошло. Рост обязательств банков перед субъектами хозяйствования составил только 11 млрд. гривен[16].

Куда же направились остальные 17 млрд. безналичных гривен, выданных в качестве кредита субъектам хозяйствования?

Одновременно с кредитованием субъектов хозяйствования банки в 2006 году занимались выдачей кредитов населению. Прирост задолженности населения банкам по кредитам, выданным безналичной гривней, составил 15 млрд. грн. В то же время рост обязательств банков перед населением составил 16 млрд. грн. Возникает впечатление, что граждане берут в банках кредиты безналичной гривней и используют их исключительно для приобретения обязательств украинских банков.

На самом деле это, конечно, не так. Кредиты, которые население берет безналичной гривней, используются чаще всего для приобретения наличных денежных знаков (которыми и производится оплата нужных гражданам товаров и услуг) и значительно реже - для непосредственной оплаты безналичной гривней.

Скорее всего, здесь дело в следующем: часть тех 17 млрд. гривен, которые были получены субъектами хозяйствования в виде кредитов и не были использованы для оплаты товаров и услуг, были обменены на наличную гривню в конечном итоге и привели в значительной мере к росту задолженности банков перед населением в сумме 16 млрд. грн.

Надо заметить, обязательства банков перед населением распределены между вкладчиками неравномерно. Так, на счетах физических лиц, которые составляют менее 10% от общего числа депозитных счетов населения, сосредоточены 95% всех обязательств банков перед населением. Зная это, мы можем предположить, что 95% прироста обязательств банков в безналичной гривне перед населением принадлежит субъектам хозяйственной деятельности, работающим в тени[17].

Если это так, то прирост задолженности субъектов хозяйствования по кредитам в безналичной гривне на 28 млрд. гривен вызвал прирост остатков на одних только гривневых счетах субъектов хозяйствования, работающих как в официальной, так и теневой экономике, на 26 млрд. безналичных гривен.

Таким образом, на операции, связанные с обменом безналичной гривни на наличные валюты, приходится не менее 50% объема операций с безналичной гривней, полученной в кредит субъектами хозяйствования. Это служит еще одним доказательством того, что субъекты хозяйствования стремятся избавиться от безналичной гривни, обменяв ее на другие более привлекательные денежные знаки, и что самая непривлекательная валюта в нашей стране - это безналичная гривня.

Безналичная гривня является единственным законным средством уплаты налогов государству. Украинское государство силой принуждает субъектов хозяйствования платить налоги, при этом в уплату принимает только безналичную гривню. По большому счету, только благодаря этому факту гривня и присутствует в денежном обращении страны.

Судя по скорости обращения, одна безналичная гривня, попавшая в обращение, не позже чем через неделю используется для выплаты налогов и оказывается в Госказначействе.

При такой скорости обращения денежный знак, который принимают в уплату налогов, может быть только казначейским билетом, т.е. обязательством государства принять его в уплату налогов по первому предъявлению. По ходу своего движения в государственную казну безналичная гривня используется в качестве средства обращения. Ничего другого она сделать просто не успевает. Как любой другой казначейский билет, безналичная гривня, будучи выпущенной в обращение, вскоре оседает в Государственном казначействе, где ее больше, чем у всех коммерческих банков Украины вместе взятых.

Однако вернемся к наличной гривне. Мы установили, что у участников рынка она пользуется большим предпочтением, чем безналичная. Безналичная гривня в большей степени используется участниками экономической деятельности в операциях по приобретению наличной гривни и безналичных денежных знаков других стран, чем для покупки факторов хозяйственной деятельности и уплаты налогов[18].

Наличная гривня используется в качестве средства обращения и платежного средства. Вместе с тем мало известно о том, что она используется в качестве средства накопления сокровищ и совершенно неизвестны случаи ее использования в качестве мировых денег. Далеко не всегда наличная гривня выполняет функции меры стоимости. Так, стоимость многих товаров длительного пользования, прежде всего недвижимости, участники рынка измеряют другим денежным знаком - долларом США.

Поскольку наличный доллар США более предпочтителен для наших граждан, чем наличная гривня, то именно он используется населением Украины в качестве средства накопления сокровищ.

Напротив, участь наличной гривни - быть в основном средством обращения.

Таким образом, наличная гривня соответствует всем признакам того, что в классической теории денег называется бумажными деньгами, т.е. денежными знаками, неразменными на то, что в той же теории называется полноценными деньгами. До тех пор, пока бумажные деньги пользуются хоть каким-то доверием, они не покинут каналы денежного обращения.

Итак, ни наличная, ни безналичная гривня не воспринимается участниками рынка в качестве полноценных денег. Какой же денежный знак выполняет в денежном обращении Украины эти функции? Как следует из всего вышеприведенного, функции полноценных денег в нашей стране выполняют доллары США (наличный и безналичный).

Отношения безналичной национальной валюты Украины и безналичного доллара США благодаря валютному регулированию приняли форму двойной валюты. Де-факто установлен и поддерживается фиксированный курс обмена безналичной гривни и безналичного доллара США. В свою очередь, наличный и безналичный доллар США образовали систему параллельных валют, которая характеризуется свободным (рыночным) способом установления ценового соотношения валют, составляющих систему. Такие же отношения связывают наличную гривню и наличный доллар США.

Одновременно, в нашей стране сложилась и соответствующая специализация денежных знаков. Функции полноценных денег, т.е. все функции денег, выполняют безналичный и наличный доллар США. Функции второсортных денежных знаков, т.е. денежных знаков, выполняющих только некоторые функции денег, выполняет безналичная и наличная гривня. Наши бумажные деньги - наличную гривню - поставляет на рынок Национальный банк Украины. Безналичную гривню поставляет на рынок не Государственное казначейство, а центральный банк страны, хотя по своей денежной природе она является не обязательством эмиссионного банка, а казначейским билетом, т.е. обязательством государственной казны.

Итак, в нашей денежной системе имеются[19]:

- полноценные деньги, которые, попав в оборот, быстро его покидают с тем, чтобы осесть на счетах далеких офшорных фирм или в кубышках наших граждан; казначейские билеты, которые, подобно бумерангу со свистом пролетев через счета предприятий и учреждений, неизменно возвращаются в Госказначейство;

- бумажные деньги, которые наполняют каналы обращения и которые никто не хочет оставлять у себя надолго.

Существующая денежная система, по сути, представляет собой систему двойной валюты. И поскольку доллар США существенно недооценен, то, в соответствии с законом Грешема, участники рыночных отношений предпочитают его держать у себя, а денежные каналы заполняет переоцененная государством гривня.

Данная ситуация вполне устраивает очень многих. Не устраивает она только тех товаропроизводителей, которые поставляют свою продукцию на внутренний рынок.

 

2.3. Проблемы современной денежной системы Украины и подходы к их решению

Отечественного товаропроизводителя гнетет не только завышенный курс гривни и чрезмерные налоги. Не дает ему развернуться и примитивный набор существующих у нас денежных знаков.

В нашей стране есть самые разные виды денежных знаков, но есть один специфический, которого нет и никогда не было в истории современной Украины. Этим денежным знаком является банковский билет или банкнота, которую относят к разряду кредитных денег.

В современном мире банкнота - это бессрочный кредит центрального банка, выданный коммерческому банку под залог его портфеля кредитов субъектам хозяйственной деятельности. Понятно, что все кредиты должны иметь хорошее обеспечение. Лучшее обеспечение в данном случае - это ипотека недвижимости.

Таким образом, количество банкнот необходимое для обращения определяется не потребностями государственного бюджета в платежных средствах, не объемом поступающей в страну валюты и не величиной золотовалютных резервов центрального банка, а потребностями товарного обращения в средствах обращения и платежа.

Субъект хозяйствования (в данном случае он выступает в качестве покупателя-заемщика) оплачивает взятыми в кредит банкнотами покупку факторов производства, необходимых ему для выпуска продукции. В свою очередь, получатель банкнот (т.е. продавец какого-то товара) использует их в дальнейшем в качестве средства платежа.

Вернемся к покупателю-заемщику. Чтобы погасить свой кредит, покупатель-заемщик будет просить за произведенный им товар или полноценные деньги, которые он затем должен будет менять на банкноты, или непосредственно банкноты. Таким образом, обращение банкнот само по себе способно поддерживать спрос на самих себя. После погашения кредита покупателем-заемщиком банкноты возвращаются в коммерческий банк, который может их выдать в кредит опять или же вернуть в центральный банк.

В случае если покупатель-заемщик не может по каким-то причинам вернуть коммерческому банку кредит, а банк не может взыскать и реализовать имущество заемщика в счет погашения долга, банк списывает безнадежную задолженность себе в убыток, а с центральным банком рассчитывается банкнотами из своего резерва банкнот.

Таким образом, в отличие от бумажных денег, банкнота находится в обращении только до тех пор, пока существует обеспечивающий ее коммерческий кредит. После его погашения она возвращается в центральный эмиссионный банк. То, что банкнота всегда возвращается в эмиссионный банк, является специфической особенностью именно этого денежного знака.

Наличие товарного обеспечения банкноты ограничивает размеры эмиссии этих дензнаков. Поэтому выпуск банкнот не способен создать инфляционную угрозу для экономики.

Мощная банкнотная эмиссия (рефинансирование НБУ под залог кредитов обеспеченных ипотекой) способна ростовщические по своей экономической природе кредиты украинских банков превратить в нормальные коммерческие займы.

Денежный знак, эмитированный Национальным банком Украины, сможет выполнять функции банкноты только в том случае, если ему не придется по совместительству «работать» казначейским билетом. Одно с другим несовместимо.

Государственное казначейство должно будет выпускать свой денежный знак (казначейский билет). Если казначейский билет не будут принимать участники рынка в уплату поставок государству, то Госказначейство сможет предлагать его на денежном рынке тем, кому такие билеты требуются для уплаты налогов. Вырученными денежными знаками Госказначейство сможет оплачивать расходы государства.

Такой механизм обращения казначейских билетов не позволит расходной части бюджета стать инфляционным фактором. Превышение предложения казначейских билетов над спросом приведет к падению их цены и, как следствие, к балансу расходной и доходной частей бюджета[20].


заключение

Йозеф Шумпетер в свое время заметил, что основанием для эмиссии денежных знаков является частная собственность.

Как мы уже говорили, банкнота должна иметь соответствующее обеспечение в виде банковских кредитов субъектам хозяйствования. В свою очередь, банковский кредит должен быть надежно обеспечен собственностью заемщика или его поручителя. Надежность этого обеспечения определяется эффективностью действий государства по обеспечению обязательств, взятых на себя собственником. Говоря иначе, обеспеченность банкнотной эмиссии определяется наличием в обществе полноценной частной собственности.

Без частной собственности не может быть ипотеки, без ипотеки невозможна обеспеченность кредитов, без обеспеченности кредитов бессмысленна эмиссия банкнот. То есть без частной собственности банкнота превращается в обычные бумажные деньги или казначейский билет.

Частная собственность существует тогда, когда права собственности защищены законом и государством и когда активы, находящиеся в собственности, выступают гарантией (обеспечением) обязательств, взятых на себя собственниками.

В настоящее время институт частной собственности в Украине является привилегией небольшой группы населения, имеющей отношение к ведущим промышленно-финансовым группировкам страны и крупным международным структурам. Вся остальная страна живет в условиях, больше напоминающих бурные времена эпохи европейского Возрождения: рэкет госструктур, разгул рейдерства, произвол и вымогательство чиновников, повседневность заказных убийств и повальная продажность судей. В таких условиях, не доверяя государству, не надеясь на его защиту и, более того, опасаясь государства, большинство субъектов хозяйствования предпочитают работать в теневой экономике, законы которой не предполагают права на неприкосновенность частной собственности.

Разделение общества на тех, чья собственность защищена государством, и тех, чьи активы находятся вне его защиты, является основной причиной существования теневой экономики в постсоциалистических и развивающихся странах.

Мы не будем подробно останавливаться на этом утверждении, поскольку эта тема достаточно полно раскрыта в работах Эрнандо де Сото.

Государство в обществе частных собственников - это скромный и вежливый охранник супермаркета, добросовестно и за умеренную плату выполняющий свою работу по защите прав частных собственников и обеспечению выполнения взятых ими на себя обязательств. Бьет дубинкой по голове он только тогда, когда вы нарушаете права чьей-то частной собственности.

Для всякого, кто вовлечен в процесс реализации своих прав в Украине, очевидно, что частная собственность и наше государство - вещи малосовместимые. Что бы ни говорили апологеты государства о том, что институт государства является неизбежным следствием общественного прогресса, никто пока еще не смог внятно объяснить, зачем нормальным, пусть даже прогрессивным людям нужны для общения такие посредники, как судья, участковый милиционер и сотрудник службы социального обеспечения.

Скорее всего, ни мы, ни наши потомки уже не будем настолько хороши, чтобы обойтись без государства. Государство как общественный институт останется с нами до конца. Но так хочется, чтобы государство стало как-то лучше к нам относиться. Возможно ли это?

Может быть, принять на эту тему специальный закон? Думаю, этого недостаточно. Еще апостол Павел заметил, что закон ничего не довел до совершенства.

В мире масса хороших и умных законов, но только в одних странах они работают, а в других - нет. В одних странах разнообразные государственные люди (политики, депутаты, госслужащие и т.д.), опираясь на закон, защищают права частных собственников, в других, наоборот, используют законодательство для присвоения чужого имущества.

Все зависит от того, как представители государства относятся к закону, который они должны выполнять. Характер этого отношения определяется не столько личными качествами отдельных представителей государства, их политическими убеждениями и уровнем образованности, сколько отношением населения к государству в целом, к его отдельным институтам и его представителям в частности.

Никогда государство не было и не будет человеку ни покровителем, ни помощником, ни партнером, ни другом. Государство, в лучшем случае, способно быть только наемным охранником. Если этот охранник не чувствует, что за плохое поведение его будут бить, то вскоре он начинает наглеть и превращаться в хозяина страны.

Очевидно, народ должен осуществлять контроль за своим государством. Понятно, что установление такого контроля потребует от населения страны определенных усилий. Контроль за деятельностью государства - это первое и, наверное, самое основное условие доступа населения к правам на частную собственность.

В конечном итоге все зависит от людей, населяющих страну. От того, как они относятся к тем или иным процессам, которые протекают в жизни их общества. Насколько готовы к тому, чтобы что-то делать, чтобы как-то изменить ситуацию в своей стране к лучшему. От того, как они относятся друг к другу и насколько ясно и трезво осознают возможные последствия своих действий или своего бездействия.

К таким довольно неожиданным выводам приводит рассмотрение денежной системы Украины.


список использованной литературы

1.  Анатолій Гальчинський. Теорія грошей: навч. -метод. посібник. – К. – Основи. – 2002.

2.  Багрянин Є.М. „Політекономія”: Підр. для ВНЗ. – К.; 2002. – 420 с.

3.  Бобров В.Я. Основи ринкової економіки: Підручник. – К.: Либідь, 2005. – 320 с.

4.  Бутук А.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. – К.: Вікар, 2000.

5.  Версаль Н.І. Інституційна струкутра кредитної системи // Фінанси України. - №11. – 2002.

6.  Вісник НБУ. – Березень. – 2007.

7.  Виктор Ющенко Прошлое и будущее национальной денежной единицы // «Зеркало недели». – 2 сентября 2006.

8.  Гроші та кредит: Підручник / Б.С. Івасів, М.І. Савлук, В.А. Ющенко та ін.; Ред. Б.С. Івасів. – К.: ТАНГ, КНЕУ – 2005.

9.  Дробоздина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М. – 2005.

10.  Економічна теорія: Політекономія: Підр. /За ред. .В.Д. Базилевича – 2-ге вид., випр. – К.: Знання-Прес, 2003. – (Вища освіта XXI століття).

11.  Єпіфанов А.О., Міщенко В.І., Гребеник Н.І. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України. - № 11. – 2006.

12.  Єпіфанов А.О. Кредитна політика перехідного періоду // Фінанси України. - № 4. – 2006. – с.9.

13.  Жукова Е.Ф. Общая тория денег и кредита. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

14.  Константин Палывода Денежная система Украины и Закон Грешема // «Зеркало недели». - 27 апреля 2007.

15.  Маркс К. «Капитал» // Маркс К., Енгельс Ф. Соч.2 вид., т.23, 24, 25 – ч. І, ІІ. – 2000.

16.  Мочерний С.В. “Основи економічної теорії”– Тернопіль АТ “Тарнекс”, 2006 р.

17.  Ольшаный А.И. Банковское кредитование. М.: Финансы и статистика, 2006.

18.  Основы банковского дела /Под ред. Мороза А.Н. – К.: Либра, 2004.

19.  Основи економічної теорії: Підр. у 2 кн. Кн. .1: Суспільне виробництво. Ринкова економіка / Ю.В. Ніколенко, А.В. Демківський, В.А. Євтушевський та ін.; за ред. Ю.В. Ніколенка. – 2-ге вил., перероб. і доп. – К.: Либідь, 2005.

20.  Словник ділової людини. - М.: Економіка, 2006.

21.  Стасюк О.І. Ломбардний кредит // Фінанси України. - №4. – 2004.

22.  Чухно А.А. “Основи економічної теорії” – К., 2006.

23.  Шумпетер Й. Теория экономического развития: Монография. – Санкт-Петербург. – 2005.


[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития: Монография. – Санкт-Петербург. – 2005.

[2] Основи економічної теорії: Підр. у 2 кн. Кн.. 1: Суспільне виробництво. Ринкова економіка / Ю.В. Ніколенко, А.В. Демківський, В.А. Євтушевський та ін.; за ред. Ю.В. Ніколенка. – 2-ге вил., перероб. і доп. – К.: Либідь, 2005.

[3] Основы банковского дела /Под ред. Мороза А.Н. – К.: Либра, 2004.

[4] Мочерний С.В. “Основи економічної теорії”– Тернопіль АТ “Тарнекс”, 2006 р.

[5] Мочерний С.В. “Основи економічної теорії”– Тернопіль АТ “Тарнекс”, 2006 р.

[6] Єпіфанов А.О., Міщенко В.І., Гребеник Н.І. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України. - № 11. – 2006.

[7] Дробоздина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. –  М. – 2005.

[8] Єпіфанов А.О.  Кредитна політика перехідного періоду // Фінанси України. - № 4. – 2006. – с.9.

[9] Гроші та кредит: Підручник / Б.С. Івасів, М.І. Савлук, В.А. Ющенко та ін.; Ред. Б.С. Івасів. –  К.: ТАНГ, КНЕУ – 2005.

[10] Економічна теорія: Політекономія: Підр. / За ред.. В.Д. Базилевича – 2-ге вид., випр. – К.: Знання-Прес, 2003.  – (Вища освіта XXI століття).

[11] Версаль Н.І. Інституційна струкутра кредитної системи // Фінанси України. - №11. – 2002.

[12] Єпіфанов А.О., Міщенко В.І., Гребеник Н.І. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України. - № 11. – 2006.

[13] Виктор Ющенко Прошлое и будущее национальной денежной единицы // «Зеркало недели». – 2 сентября 2006.

[14] Виктор Ющенко Прошлое и будущее национальной денежной единицы // «Зеркало недели». – 2 сентября 2006.

[15] Константин Палывода Денежная система Украины и Закон Грешема // «Зеркало недели». - 27 апреля 2007.

[16] Константин Палывода Денежная система Украины и Закон Грешема // «Зеркало недели». - 27 апреля 2007.

[17] Константин Палывода Денежная система Украины и Закон Грешема // «Зеркало недели». - 27 апреля 2007.

[18] Ольшаный А.И. Банковское кредитование. М.: Финансы и статистика, 2006.

[19] Стасюк О.І. Ломбардний кредит // Фінанси України. - №4. – 2004.

[20] Чухно А.А. “Основи економічної теорії” – К., 2006.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.