рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный кредит и возможности его использования

2.2 Государство как гарант

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва" государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим обществом в 1994 - 1999 гг. облигационному займу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.

Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2006 г государственных гарантий РФ для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Министерству финансов РФ разрешено предоставлять в 2006 г государственные гарантии РФ в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн долл по каждой гарантии, российским экспортерам промышленной продукции, товаров, работ и услуг; российским банкам-кредиторам или иностранным банкам-кредиторам, осуществляющим кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при российском промышленном экспорте.

При предоставлении государственных гарантий Министерство финансов РФ заключает от имени правительства РФ соответствующие соглашения. Государственные гарантии предоставляются при экспорте: товаров, произведенных на территории РФ, согласно утвержденному правительством РФ перечню; работ и услуг, выполняемых и оказываемых резидентами РФ и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров при условии, что их конечными потребителями являются иностранные импортеры и иностранные государства по экспортному контракту

• Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.

Правительство РФ одобрило правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на господдержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно постановлению, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на господдержку малого предпринимательства, предоставляются министерством экономического развития и торговли на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Средства, в частности, выделяются для создания и развития бизнес-инкубаторов, поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта. Федеральный бюджет на 2005 год предусматривает выделение на поддержку малого бизнеса 1,5 миллиарда рублей. В следующем году МЭРТ предлагает увеличить эту сумму в два раза.

В то же время московское правительство и департамент поддержки и развития малого предпринимательства ищут в лице банков и других кредитных организаций надёжных партнёров в деле кредитования субъектов, малого предпринимательства. Они понимают, что конкуренция госструктур и банковского сектора здесь бессмысленна, т.к. из бюджетов на это выделяется сумма небольшая по сравнению с возможностями банковского сектора

Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.

2.3 Государство как заемщик

2.3.1 Возникновение и развитие государственного долга

Российское государство получало иностранные кредиты уже в XVIII в., заработав на протяжении всей своей кредитной истории репутацию надежного заемщика, аккуратно и умело управляющего своим государственным долгом. В дореволюционной России, как и в других странах, не было официального разделения государственного долга на внутренний и внешний. Формально выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и те, которые были ориентированы на иностранных инвесторов. Однако не существовало никаких ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и нерезидентами - внутренних долговых обязательств России.

После Октябрьской революции большевики отказались платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг (к моменту прихода большевиков к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу на начало 1917 г.). Этот революционный способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная история России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легализован (те. узаконен, официально признан) внутренний государственный долг путем принятия целого комплекса решений правительства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

В период советской власти государственный кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще существовали нормальные кредитные отношения и были некоторые элементы государственного долга. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Во-первых, были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.

Во-вторых, население и в условиях социализма занималось накоплением денег. Были две официальные формы денежных сбережений для населения: вклады в сберегательные кассы и страхование жизни и имущества. Это осуществлялось в рамках государственных организаций. Незначительная часть этих сбережений была направлена в бюджет и истрачена по усмотрению партийных и государственных чиновников. В тот период был еще и свободнообращающийся 3%-й выигрышный заем, который население назвало золотым, хотя никакого отношения к золоту он не имел. Общая сумма реализованных облигаций этого займа и составляла единственный полноценный элемент государственного долга.

Каким-то подобием государственного долга могла также считаться огромная задолженность по кредитам Госбанка, прежде всего аграрного сектора, т.е. колхозов и совхозов. Но теоретически она не образовывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долгового отношения выступало государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и заемщиком в лице государственных предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала перестройки (середина 80-х гг.). Следует напомнить, что в те времена официальная идеология утверждала бездефицитность государственного бюджета СССР. Главными доказательствами этого были невключение эмиссионных кредитов Госбанка хозяйству в состав государственного бюджета, а также введение строгой секретности на все показатели, раскрывающие структуру бюджета и кредитных вложений Госбанка.

В ходе перестройки был признан дефицит бюджета (16,7% от всех расходов в 1989 г.). Бюджет 1991 г. вообще не был выполнен. В 1992 г. Россия стала самостоятельным государством со своим бюджетом. Надо отметить, что формирование внутреннего государственного долга в России началось еще в рамках СССР. Были выпущены облигации различных товарных и денежных займов. После распада СССР пришлось признать какую-то часть его внутреннего долга (3%-й заем, часть обязательств Госбанку и т.д.).

Но в целом в рыночные реформы Россия вошла с незначительным внутренним государственным долгом. К сожалению, это преимущество было быстро утрачено.

Падение производства, начавшееся в 1990 с, не было остановлено с переходом к реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения текущих расходов бюджета. Это произошло в форме организации рынка государственных ценных бумаг в 1993-1994 гг. до этого практиковалось прямое кредитование дефицита бюджета Центральным банком России.

Но уже к концу 1996 г. обнаружились серьезные недостатки в функционировании рынка государственных ценных бумаг. Главный из них заключался в том, что этот рынок не способствовал поступлению инвестиций в реальный сектор экономики. Рынок государственных ценных бумаг превратился в мощный механизм поглощения всех свободных денежных ресурсов государственными финансами. Его возможности преувеличивались. Доля государства (правительства) во внутреннем кредите России слишком высока по сравнению с другими странами. В 1993 г. 19% объемов внутреннего кредита шли на финансирование потребностей бюджета, в 1997 г. - более 50%. Для сравнения в 1997 г. у Китая этот показатель составлял 3,3%, Чехии - 2,6%. Отвлечение банковских ресурсов на высокодоходный и безрисковый рынок государственных долговых обязательств привело к тому что кредиты правительству достигли 4,8% ВВП и почти 73% всего объема кредитов банковской системы. Постепенно практика непомерных заимствований на внутреннем рынке, большинство из которых были краткосрочными (в 1998 г. 31% общего объема внутренних государственных ценных бумаг были со сроком погашения менее 1 года), привела к формированию опасной финансовой ситуации. Ее экономический смысл состоял в том, что средства от размещения новых выпусков ценных бумаг полностью направлялись на покрытие долгов по предшествующим выпускам. В 1998 г. платежи из бюджета доходов по ценным бумагам превышали поступления от выпуска новых ценных бумаг. Другими словами, операции по размещению долговых обязательств на внутреннем рынке перестали быть эффективными для правительства и превратились в убыточные. В соответствии с законом РФ «О федеральном бюджете на 1999 г» 30% расходной части составляют затраты на обслуживание государственных долгов.

В августе 1998 г. правительство вынуждено было приостановить выплаты по государственному долгу и начать переговоры с кредиторами по изменению условий его возврата. На начало 1998 г. внутренний долг составлял 688 млрд. руб., в том числе 388 млрд. руб. в ценных бумагах.

Внешний государственный долг представляет собой результат заимствований правительства на международном финансовом рынке. Использование различных форм внешнего финансирования позволяет государству потреблять сверх того, что может произвести его собственная экономика.

В этой связи проблема внешнего долга и управления им становится весьма актуальной для государства, испытывающего острую потребность во внешних заимствованиях.

В отличие от внутреннего долга внешний долг России в основном состоит из наследства» Советского Союза. На международных кредитных рынках СССР считался всегда первоклассным заемщиком и аккуратным плательщиком. Проблемы начались в начале 80-х гг., когда упали мировые цены на нефть, а внутреннее производство уже начало деградировать, для поддержки минимального приемлемого уровня жизни населения пришлось пойти на зарубежные займы. Их, кстати, предоставили без каких-либо проблем. В 1985 г. внешняя задолженность СССР составляла 22,5 млрд. долл., а к концу 1991 г. г примерно 65 млрд. долл. Вот эту задолженность России и пришлось взять на себя. Помимо этого, значительная сумма долгов была у СССР перед некоторыми странами СЭВ. Их тоже пришлось принять на себя России. Общую сумму внешних долгов СССР удалось установить только в середине 90-х гг., когда Россия подключилась к деятельности Парижского и Лондонского клубов, которые регулируют соответственно межгосударственную задолженность и кредитные отношения разных стран, связанные с долгами между частными банками и фирмами. Став самостоятельным государством, Россия вступила в международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк реконструкции и развития (МБРР). Они тоже предоставили России кредиты.

К моменту августовского финансового кризиса 1998 г. оценка внешнего долга России составляла 142 млрд. долл,, в том числе долг бывшего СССР 88,5 млрд. долл., а собственно России 53,5 млрд, долл. Международным финансовым организациям Россия была должна 26,5 млрд. долл., остальное - это кредиты по правительственной линии и выпуск ценных бумаг на заграничных рынках.

В 1996 г. состоялась первая эмиссия еврооблигаций, выпущенных российским правительством для привлечения средств зарубежных инвесторов. Выход России на международный рынок капитала был обусловлен необходимостью поиска новых более дешевых источников средств для финансирования бюджетных расходов. Таким образом, у российского правительства появился еще один источник заемных финансовых ресурсов, который оказался более дешевым по сравнению со средствами, привлекавшимися на внутреннем рынке. Польза от успешного размещения еврооблигаций заключается не столько в получении необходимых денежных средств, сколько в снижении стоимости обслуживания внутреннего долга.

Однако кризисное состояние всей российской экономики, усугубленное негативным влиянием азиатского финансового кризиса, привело к событиям августа 1998 г., когда Россия объявила о вынужденной отсрочке по выплатам в части внешних долгов.

2.3.2 Внутренний государственный долг

В соответствии с законодательством под внутренним государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств СССР в части, принятой на себя РФ. ОН может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Внутренний государственный долг СССР с 1970 г. По 1990 г. Возрос в 13,1 раза. В конце 1988 г. При обсуждении бюджета на 1989 г. Речь шла об изыскании средств для покрытия его дефицита в размере около 100 млрд. руб. По итогам 1989 г. Дефицит государственного бюджета достиг 120 млрд. руб. При этом к 1991 году намечалось сократить его до 60 млрд. руб. Впервые был обнародован объем государственного внутреннего долга СССР, составивший на конец 1990 годов около 500 млрд. руб. Как отмечают, для мирного времени рост внутреннего долга был исключительно динамичным.

Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400 млрд. руб.

В прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ. При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65,2%, то в 1994 г. - уже 67,6%. В 1995 г. эта тенденция коренным образом была изменена. Разработанная финансовая политика предполагает, что новые позаимствования целиком и полностью должны финансироваться за счет других источников - выпуска государственных ценных бумаг.

К моменту августовского кризиса 1998 г. в Российской Федерации существовали следующие федеральные долговые обязательства, которые активно используются и в настоящее время:

1.  ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев). Эмитировались Министерством финансов РФ с 1993 г. для краткосрочного финансирования возникающего бюджетного дефицита. Данные беспроцентные обязательства существовали на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Правом владеть ГКО обладали как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номинал - 1 млн руб.;

2.  облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Это первые в России среднесрочные государственные ценные бумаги, со сроком обращения от 1 года до 5 лет. Выпускались в безбумажной (электронной) форме. Номинал составлял 1 млн руб. Купонный доход по ОФЗ-ПК изменялся ежеквартально в зависимости от доходности ГКО, купонныйдоход по ОФЗ-ПД был постоянен. Впервые ОФЗ были выпущены в 1995 г., и тогда же с их помощью была профинансирована большая часть дефицита государственного бюджета. Более того, появление этих ценных бумаг позволило снизить напряженность на рынке ГКО;

3.  государственные долгосрочные обязательства (ГДО) сроком обращения 30 лет (До 2021 г.). Объем займа - 80 млрд руб. - был разбит на транши по 5 млрд руб. ГДО были выпущены в виде бланков с набором купонов. Купонный доход (15% от номинала облигации) выплачивался один раз в год 1 июля. Размещались среди юридических лиц. Ввиду малого объема эмиссии практически не оказывали влияния на величину государственного внутреннего долга;

4.  облигации внутреннего государственного валютного займа были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами и наряду с ГКО являлись важнейшими инструментами управления государственным долгом. Валюта займа доллары США. Номинал 1000, 10000, 100000 долл. Первоначальный объем выпуска составил 7885 млн долл. с разбивкой на пять траншей со сроком погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Купонные выплаты составили 3% от номинала. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн долл. четвертого и пятого траншей и на 3500 млн долл. шестого и седьмого траншей;

5.  облигации государственного сберегательного займа относились к краткосрочным ценным бумагам, срок их обращения - 1 год. Выпускались в бланковом виде на предъявителя с набором из 4 купонов, доход по которым выплачивался ежеквартально. Номинал данных облигаций составлял 100 тыс, и 500 тыс. руб., что позволяло привлекать средства широкого круга инвесторов с различным уровнем достатка;

6.  облигации государственного нерыночного займа. Эти ценные бумаги не могли обращаться на вторичном рынке. Выпускались в бездокументарной форме. Номинал составлял 1 млн руб. доход выплачивался в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливало Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

7.  государственные жилищные сертификаты - документарные именные необращаемые ценные бумаги. Выпущены по решению Правительства РФ для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению - 1 год с момента выдачи.

В последнее время внутренний государственный долг формируется в основном за счет выпуска четырёх видов государственных ценных бумаг: ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОСЗ.

В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.

В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.