рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный кредит

Курсовая работа: Государственный кредит

Факультет Информатики и финансов

Кафедра “Финансов бухгалтерского учёта и аудита”


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

На тему: “Государственный кредит

Кизляр 2007г


Содержание

Введение

1. Государственный кредит

1.1 Сущность и значение государственного кредита

1.2 Управление государственным кредитом

1.3 Государство как кредитор

1.4 Правовое регулирование государственного кредита

2. Государственные долги

2.1 Понятие государственного долга

2.2 Состав государственного долга

2.3 Управление государственным долгом

2.4 Государственный внутренний и внешний долг

3. Совершенствование управления государственным долгом

3.1 Пути совершенствования управления долгом субъекта Российской Федерации с точки зрения «лучшей практики»

3.2 Государственный долг РФ. История государственного долга России

3.3 Внешний долг резидентов РФ в I полугодии 2007г.

3.4 Анализ государственного внутреннего долга (2006-2007 годы)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие функции:

- аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

- перераспределение денежного капитала ;

- экономию издержек;

- ускорение концентрации и централизации капитала;

- регулирование экономики.

На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Цель данной курсовой работы исследование проблемы государственного кредита, формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций государственного кредита. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности; возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд.

Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.


1. Государственный кредит

1.1 Сущность и значение государственного кредита

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет, как правило, привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком. В то же время государство может выступать в роли кредитора. Например, государство может стать гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, полученных органами государственной власти территорий и хозяйствующими субъектами.

В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на финансирование бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

Государственный кредит отличается от банковского и с учетом принципа обеспеченности ссуд. Так, если для банковского кредита предусмотрена целая система материального обеспечения, существующего в виде залога, гарантий, поручительств и т.д.

Государственные займы на уровне страны не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов государством за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения и предприятий (организаций) это одна из сторон государственно-кредитных отношений. Вторая их сторона - финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений. Таким образом, привлечение и возврат средств в виде государственного кредита выражают перераспределительные отношения в рамках экономической системы.

Использование государственного кредита на удовлетворение потребностей общества является объективной необходимостью, которая обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, финансирование социальной сферы, выполнение государством своих функций по обороне страны и управлению ею, обслуживание государственного долга и осуществление международной деятельности требуют постоянного роста расходов бюджета. Доходы же государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами. Первый из них связан с повышением доходов государства за счет роста налоговых ставок. Но такая мера неприемлема как по экономическим, так и по политическим соображениям. Рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, а также снижает стимулы к инвестированию, что, в свою очередь, сокращает спрос на рабочую силу и ведет к росту безработицы.

Второй способ - это дополнительная эмиссия денег. Эта мера ослабляет влияние бюджетного дефицита на экономику, но создает сильное инфляционное давление и еще более негативно воздействует на экономику, чем первый. Поэтому следует избегать частых эмиссий.

Третий способ значительно безопаснее для государства. Это покрытие дефицита посредством займов необходимых средств на рынках ссудных капиталов, т.е. за счет роста государственного долга.

Использование методов без инфляционного покрытия бюджетного дефицита дает правительству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов, поскольку:

• государственная задолженность позволяет ослабить постоянные противоречия между величиной потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджетных средств;

• государственные займы, являясь источником мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, могут служить важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;

• стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими схему бюджетной политики в целом.

Однако государственный долг является либо элементом' государственного регулирования экономики, связанным с обеспечением прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, либо во многих случаях служит отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

1.2 Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п.

Под управлением гocyдapcтвенным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.

Минфин выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

• регулирование валютного рынка.

Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о новации - замене обязательств по долгу другими обязательствами; унификации - объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств; конверсии - изменении условий займов, касающихся их доходности; консолидации - изменении условий обращения займов, касающихся их сроков; реструктуризации - основанном на соглашении прекращении долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

1.3 Государство как кредитор

Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

3) отдельные категории граждан.

Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, может быть представлен только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита – проведение предварительной проверки финансового состояния заёмщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Субъектами РФ беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового года на покрытие:

- временных разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ;

- временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заёмщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности.

Кредиты субъектов РФ. В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики.

Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

При расчётах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счёт погашения государственных кредитов, предоставленных РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы.

Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2005-2006гг., позволил увеличить в 2007г. объём предоставляемых зарубежным странам кредитов.

1.4 Правовое регулирование государственного кредита

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за гашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных и т. п. Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций и предприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностью производства и т. п.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов - это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона - финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг - с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.