рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Развитие пенсионной системы Казахстана и пути ее совершенствования

Учитывая разветвленную сеть ГЦВП (16 филиалов и 198 отделений) мы также оказываем платные услуги накопительным пенсионным фондам, организациям и физическим лицам, на основании утвержденных Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан тарифов по платным услугам.

В 2004 году платных услуг оказано нашим отделением 25,0 т.т;

- 2005 году- 26,0 т.т.;

- 2006 году-25,0 т.т.

В общей массе оказанных платных услуг, услуги нашего отделения это конечно- крохи, но в масштабе всей сети ГЦВП- это миллионы тенге.

Аршалынским ГЦВП оказаны следующие услуги АО НПФ «ГНПФ», так как мы являемся агентами этого фонда и работаем по Агентскому соглашению.


Таблица № 12

Услуги, оказанные АО НПФ «ГНПФ» Аршалынским отделением ГЦВП

Год 2004 2005 2006
Заключено пенсионных договоров 1204 1544 1826
Оформлено заявлений в связи с достижением пенсионного возраста 102 96 88
В связи с выездом за пределы РК 54 8 14
Выплата пособия на погребение за счет пенсионных накоплений 34 42 28
В связи с правом о наследовании 29 34 35
Аннулирование СИК 0 155 205

Приведенные данные показывают о значительном увеличении количества заключенных пенсионных договоров в отделении ГЦВП. Сократилось изъятие накоплений в связи с выездом за пределы Республики Казахстан, если раньше накопления можно было снять при адресном листке убытия из страны, теперь только если имеется, гражданство той страны в какую выехал.

В целом налажена плодотворная работа по взаимовыгодному сотрудничеству со всеми Накопительными Пенсионными Фондами, действующими на территории нашей области.

Теперь мы подошли к тому, как внедряется система обязательного социального страхования, которое вступило в силу с 1 января 2005 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года № 405-П (далее Закон). Этим тоже занимаются специалисты Аршалынского отделения ГЦВП.

Данный Закон разработан согласно Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан, где одним из главных аспектов дальнейшего реформирования системы социальной защиты является введение трехуровневой системы социальной защиты при наступлении социальных рисков.

На сегодняшний день, как мы с вами уже рассмотрели, действует система выплат государственных социальных пособий по инвалидности и потере кормильца, которые относятся к первому уровню социальной защиты и являются одним из конституционных гарантий граждан Республики Казахстан.

При этом размеры пособий выплачиваются получателям на одинаковом уровне и не зависят от размера, утраченного трудового дохода.

Введение системы обязательного социального страхования является вторым уровнем и будет направлено на создание системы дополнительной социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков, а именно: утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы.

В целях создания основы для социальных гарантий и защиты работающих, получивших трудовые увечья, уменьшения тяжести социально-экономических последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в перспективе предусматривается введение третьего уровня обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Согласно Закону право на назначение социальных выплат при наступлении рисков: утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы имеют только работающие граждане, за которых будут произведены социальные отчисления.

При этом граждане будут иметь право на государственное социальное пособие по инвалидности и потери кормильца. В результате, работающий гражданин будет иметь право на получение выплат из двух источников. Это государственные социальные пособия, размеры которых не зависят от размера утраченного работником трудового дохода, и выплаты из системы социального страхования в зависимости от размера заработной платы и продолжительности отчислений.

Социальные выплаты по утрате трудоспособности производятся до достижения получателем возраста, дающего права на получение пенсионных выплат по возрасту.

Право гражданина на получение выплаты по потере работы из системы социального страхования будет возникать в случае, если гражданин в установленном законодательством порядке признан безработным и занят активным поиском работы, а также при наличии определенного вклада в систему.

Таблица № 13

Выплата социальных выплат из ГФСС по Аршалынскому району в 2006 году

Выплаты Соцвыплаты страхования на случай утраты трудоспособности Соцвыплаты страхования на случай потери кормильца Соцвыплаты страхования на случай потери работы
Количество. человек 10 2 0
Сумма, тенге 11753 1445 0

Социальные отчисления за участников системы обязательного социального страхования производятся работодателем с 1 января 2005 года в размере 1,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2006 года 2 % и с 1 января 2007 года- 3 %. Данный вид отчислений не окажет дополнительной нагрузки на работодателя, так как взносы производятся за счет снижения ставки социального налога.


3. Совершенствование управления накопительными фондами в республике Казахстан

3.1 Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных фондов, пенсионной системы и центров по выплате пенсий

Одним из важнейших принципов совершенствования организации накопительных фондов, всей пенсионной системы, центров по выплате пенсий, в том числе и Аршалынского ГЦВП является правовое обеспечение всей пенсионной реформы. Объективная необходимость изменения концептуального и правового характера Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» обеспечило выход нового закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» от 4 июля 2006 года. Благодаря новому закону были устранены многие недостатки в деятельности центров по выплате пенсий и негосударственных накопительных пенсионных фондов и созданы более благоприятные условия для функционирования накопительных пенсионных фондов.

Последние изменения в пенсионном законодательстве предусматривают внесение некоторых качественных изменений в функционировании накопительной пенсионной системы, в частности:

1.   не предусматривается разделение пенсионных фондов на государственный и негосударственные. Соответственно, исключены нормы, в которых отдельно прописывались функции Государственного накопительного пенсионного фонда;

2.   внесены изменения, позволяющие обеспечить функционирование единого регулирующего органа для накопительной пенсионной системы. В связи с этим исключены нормы, ранее не позволяющие создать такой орган регулирования;

3.   внесены изменения, предусматривающие предоставление накопительным пенсионным фондам права на самостоятельное управление пенсионными активами в случае соблюдения необходимых условий уполномоченного органа регулирования;

4.   включены нормы, определяющие размер ответственности вкладчиков и плательщиков в накопительные пенсионные фонды за несвоевременное начисление, удержание и перечисление пенсионных взносов, а также ответственность накопительных пенсионных фондов за задержку переводов пенсионных накоплений и осуществлении пенсионных выплат;

5.   предусмотрена возможность переводов пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в страховые компании с учётом предполагаемого запуска системы пенсионных аннуитетов;

6.   предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию в случае достаточности пенсионных накоплений;

7.   вводится понятие добровольных профессиональных взносов, которые позволят обеспечить материальную поддержку людям, занятым во вредных производствах.

До 2003 года государство гарантировало сохранность пенсионных накоплений только в Государственном накопительном пенсионном фонде. Однако в соответствии с последними изменениями в пенсионное законодательство государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов во всех накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесённых обязательных пенсионных взносов с учётом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

Пенсионное законодательство Казахстана совершенствуется с учётом практических результатов пенсионной реформы. Как уже говорилось, в Закон Республики Казахстан с 1 июля 2006 года были внесены значительные изменения и дополнения. Коснулись изменения и порядка исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Ранее порядок этот регулировался «Правилами исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды», утверждённым постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 245.

Требование работодателями о представлении копии договора с накопительным пенсионным фондом утратило силу с 1 июля 2006 года.

С 1 июля 2006 года работодатель перечисляет обязательные пенсионные взносы за своих работников напрямую в ГЦВП без указания фонда.

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Правила исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2006 года № 170) агенты (работодатели) смогут получать из ГЦВП подтверждение о наличии у работника пенсионного договора.

Особого внимания агентов по уплате обязательных пенсионных взносов, на наш взгляд, заслуживают изменения, касающиеся:

1.   Срока перечисления удержанных обязательных пенсионных взносов. Раньше вы перечисляли удержанные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды до пятнадцатого числа месяца, следующего за отчётным. Теперь по закону вам следует перечислить их не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

2.   В платежном поручении формата МТ-102 предусмотрено поле

«Причина возврата»

3.Заявление отправителя пенсионных взносов о возврате ошибочно перечисленных пенсионных взносов в соответствии с новыми требованиями закона, должно содержать следующие сведения, в зависимости от:

- ошибки, допущенной агентом по уплате пенсионных взносов:

        наименование агента и регистрационный номер налогоплательщика;

        банковский счёт;

        копии платёжных документов;

        списки физических лиц, в которых допущены ошибки;

        копия пенсионного договора, дата проводки и причина возврата в случае зачисления сумм обязательных пенсионных взносов, предназначенных для другого накопительного пенсионного фонда.

 ошибки допущенной по вине обслуживающего банка:

 наименование банка и регистрационный номер налогоплательщика:

 индивидуальный идентификационный код;

 банковский идентификационный код;

 копии платёжных документов, дата проводки и причина возврата.

Термины, понятия, методы организации накопительных пенсионных фондов как финансовых инструментов, используемые в практике развитых стран (эквивалентность пенсионных взносов и выплат, увязка уровней получаемой пенсии и пенсионных тарифов, пенсионные схемы, актуарные расчеты, выкупная сумма и т.д.), для нас всё ещё остаются отвлечёнными категориями. Таким образом, для формирования и совершенствования накопительных пенсионных фондов предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов накопительной пенсионной системы.

Необходимо создать самостоятельный департамент или комитет по пенсионному обеспечению населения страны, подотчётный только Президенту Республики Казахстан, что соответствует международной практике. Важно, чтобы этот орган не подчинялся правительству Республики Казахстан, потому что у правительства множество забот за счет чего пополнить бюджет.

Новое законодательство должно способствовать самостоятельной деятельности накопительных пенсионных фондов. Для этого необходимо организовать «единую пенсионную службу». На наш взгляд, «единая пенсионная служба» означает, что в структуре накопительных пенсионных фондов объединяются все функции по пенсионному обеспечению – от сбора, аккумуляции пенсионных взносов, финансирования пенсионных средств, до их расходования – назначения (перерасчета), выплаты и доставки пенсий.

В отсутствии эффективно работающих рынков капитала – развитие пенсионных фондов – дело непростое. Одним из выходов может быть разрешение им вкладывать средства за рубежом, однако большинство исполнителей побаивается этого. Ещё один способ помочь системе эффективно развиваться – ограничить большую часть инвестиций пенсионных фондов государственными облигациями и разрешить использование небольшой части своих средств для вложения в более рискованные предприятия. И, наконец, государство может (а возможно, и должно) дать возможность выбора и, разрешив более высокую степень риска для пенсионных фондов, что считается нормой в более развитых странах экономиках. (В Венгрии пенсионным фондам разрешено инвестировать в акции местных компаний до 30% средств пенсионных фондов). Конечно, тут можно зайти слишком далеко. Но если компании конкурируют за получение пенсионного капитала, это лишь подстегнёт развитие рынков капитала и постепенно приведёт к росту предложения относительно надёжных инвестиций. Конкуренция между пенсионными фондами – это основа, как для увеличения доходов фондов, так и для усиления подотчётности их руководителей. Считающиеся практически безрисковыми долговые обязательства лучших национальных производителей могли бы стать прекрасной отправной точкой. Между тем в течение ещё некоторого времени рост доходов пенсионных фондов, видимо, не будет демонстрировать те же тенденции, что и рост экономики.

Ясно одно, необходимо прорываться на высшую ступень – сделать ставку на инновационный наукоёмкий производственный бизнес, с согласия учредителей. Пенсионные активы являются внутренним источником заимствования. И прежде, чем искать зарубежных инвесторов, эти долгосрочные заёмные средства государством должны быть направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей. Для этого, за счёт заёмных средств накопительных пенсионных фондов предусмотреть реализацию конкретных наукоёмких инвестиционных проектов через бюджет. То есть, правительство занимает деньги у пенсионных фондов и направляет их на реализацию отечественных проектов и программ. При этом возврат средств пенсионным фондам гарантируется бюджетом. Кроме того, задействовать и банки второго уровня, чтобы и они тоже выступали бы гарантами перед пенсионными фондами, финансируемых приоритетных, эффективных проектов и программ.

Накопительные пенсионные фонды формируют свои инвестиционные ресурсы за счёт сбережений целевого характера, предназначенных, прежде всего для обеспечения источника дохода в старости. Поэтому их эффективная деятельность имеет важное значение, не только для развития рыночного механизма инвестирования, но и для решения одной из важнейших социальных проблем – пенсионного обеспечения населения

3.2 Пути решения проблем управления пенсионными фондами

Республика Казахстан в 1997 году приступила к рассчитанной на 30 лет пенсионной реформе, суть которой заключается в переходе от солидарной системы формирования пенсионных сбережений к накопительной.

За время функционирования накопительной пенсионной системы в её нормативно – правовую базу несколько раз вносились существенные изменения, в т.ч. в части инвестирования пенсионных активов. Определённые прогнозные меры могут быть отражены следующим образом:

1.   Рынок пенсионных услуг в Казахстане объективно ещё не созрел для введения механизма альтернативного управления пенсионными активами. Данную проблему необходимо детально изучить и разработать более мягкие формы и методы переходы к этому механизму.

2.   Необходимо по возможности либерализовать деятельность организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами. Нельзя лишать ООИУПА права заниматься другими лицензируемыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Для тех ООИУПА, которые ещё не имеют лицензию брокера – дилера второй категории (без права ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя) и управляющего портфелем ценных бумаг, необходимо устранить препятствия для получения этих лицензий.

3.   Необходимо повысить ставки доходности по внутренним государственным ценным бумагам, номинированным в тенге, до оптимального уровня получения инвестиционного дохода.

4.   С целью оживления рынка акций, а также диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов, необходимо разрешить ООИУПА приобретать за счёт пенсионных активов акции, входящие в официальные списки КА5Е          ниже уровня «А» при возможном хеджировании и диверсификации уровня риска. Предлагается пересмотреть механизм и правила допуска негосударственных ценных бумаг заинтересованных эмитентов в официальные списки фондовой биржи в сторону смягчения предъявляемых к ним требований с соответствующим проведением мероприятий по снижению риска данных эмитентов.

5.   Для повышения доходности на пенсионные активы предлагается увеличить срок размещения пенсионных активов в депозиты банков второго уровня как минимум до одного года и ужесточить требования к банкам второго уровня, находящимся в официальном списке Национального Банка Республики Казахстан для размещения пенсионных активов в депозиты этих банков.

6.   Для объективной оценки качества инвестиционного портфеля накопительных пенсионных фондов и, соответственно, деятельности организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами необходимо разработать универсальный рейтинг в форме совокупного индекса, охватывающие все качественные и количественные показатели инвестиционной и иной деятельности накопительных пенсионных фондов.

Экзамен на зрелость и состоятельность многие накопительные пенсионные фонды в прошлом году сдали посредственно. Обнажилось множество проблем, решение которых не терпит отлагательства. По большому счету, впервые за девять лет пенсионной реформы остро встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше.

Не секрет, что один из самых главных показателей эффективности работы НПФ - это его доходность. Чем она больше, тем лучше и для вкладчиков, и для самого фонда. И если раньше с этим все было в порядке, то в прошлом году доходность по многим ценным бумагам, а также по депозитам в банках второго уровня, куда вкладываются пенсионные активы, стала неуклонно падать.

Показатели многих НПФ, работающих на рынке, ухудшились и в связи с введением рыночной оценки пенсионных активов: исключение составили всего несколько фондов, которые как оказалось работают лучше, чем это представлялось. Если раньше финансисты того или иного НПФ могли манипулировать цифрами и даже, чтобы улучшить доходность, «сбрасывали» ценные бумаги аккуратно ко дню отчета, то после введения новой методики все НПФ поставлены в равные условия, а вкладчики получают корректную информацию. Вот тут-то и выяснилось, что некоторые фонды не только не получают прибыль, но и несут убытки. Сначала в списке тех, кто имеет отрицательную реальную доходность, оказалось два фонда - НПФ им. Кунаева и НПФ «Коргау» (которые и по сей день не смогли выйти на положительные результаты). Затем с каждым месяцем число аутсайдеров начало расти, чуть ли не в геометрической прогрессии. К концу прошлого года из 16 фондов уже десять не смогли свести концы с концами. Среди них - НПФ «Капитал», «Казахстан», «Курмет», «Валют-Транзит фонд», «Казахмыс», «Нефте-Газ-Дем». Другим фондам еще удивительным образом удается сводить концы с концами, но и они близки к критической отметке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.