рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налогообложение экспортно-импортных операций в Российской Федерации

- до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства — участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Разъяснения порядка обложения НДС реализации товаров (работ, услуг) в государства — участники СНГ до 1 июля 2001 г. и перечень государств — участников СНГ, реализация товаров (работ, услуг) в которые подлежит обложению НДС, приведены в Письме МНС России от 10.04.2001 г. № 03-5-09/1111/43-И349;

- при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств — участников Содружества Независимых Государств, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается. При реализации указанных товаров на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств — участников СНГ, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Налогового кодекса.

Начиная с 1 июля 2001 г. при реализации товаров хозяйствующим субъектам государств — участников СНГ (за исключением нефти, стабильного газового конденсата и природного газа) должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 0%. Данное требование закреплено в Письме МНС России от 29.06.2001 г. № ВГ-6-03/502@).

Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации указанных выше товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии со ст. 165 и 176 Налогового кодекса.

Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2001 г. № 55-ФЗ с 1 июля 2001 г. во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется существовавший до этой даты порядок взимания НДС и акцизов, предусмотренный ст. 13 Закона № 118-ФЗ.

2. Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных выше (п. 1).

В соответствии со ст. 38 НК РФ:

- работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

- услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы, переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

При этом п. 37.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации) уточнено, что налоговая ставка 0% в период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г. распространяется только на работы (услуги) по сопровождению (в том числе экспедированию), транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий государств — участников СНГ товаров.

Следовательно, указанные виды работ (услуг), связанные с товарами, экспортируемыми на территории государств — участников СНГ за период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г., облагаются НДС по ставке 20%.

Обращаем внимание, что услуги по экспедированию товаров в соответствии с указанным пунктом Методических рекомендаций относятся к разряду услуг по сопровождению экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, и их выполнение предполагается в рамках Налогового кодекса только российскими перевозчиками. К российским перевозчикам относятся организации или индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации, непосредственно занимающиеся перевозкой грузов и обязующиеся по договорам перевозки груза доставить вверенные им отправителями грузы в пункт назначения и выдать их уполномоченным на получение грузов лицам (получателям).

Поэтому у организаций, выполняющих работы (услуги) по сопровождению (в том числе экспедированию), транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий государств — участников СНГ товаров, которые не являются перевозчиками, могут возникнуть трудности с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0%.

Аналогично работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, облагаются по налоговой ставке 0% в период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г., только если они связаны с обслуживанием товаров, ввозимых из-за пределов территорий государств — участников СНГ. Данное требование закреплено в п. 37.3 Методических рекомендаций.

Кроме того, налоговая ставка 0% применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию (до момента их выпуска в свободное обращение) и включенных в таможенную стоимость импортируемых товаров. При этом указанные работы (услуги) должны быть выполнены российскими перевозчиками.

3. Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию.

В соответствии со ст. 35 Таможенного кодекса РФ транзит товаров — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Налоговая ставка 0% применяется с 1 января 2001 г. при транзите иностранных товаров через территорию Российской Федерации при условии, что государствами отправления и государствами назначения являются страны дальнего зарубежья, а также Республика Армения и Кыргызская Республика, а начиная с 1 апреля 2001 г. и Азербайджанская Республика.

С 1 июля 2001 г. налоговая ставка 0% применяется при транзите товаров через территорию Российской Федерации при условии, что государствами отправления и государствами назначения являются государства — участники СНГ (за исключением Республики Беларусь, с которой сохраняется прежний порядок взимания НДС).

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ размер ставки НДС составляет 10% и 18%.

 

1.7 Порядок исчисления НДС и налоговые вычеты

 

1.7.1 Порядок исчисления НДС

Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с порядком определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно. При этом общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

Сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой станке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Определенные сложности в контроле за расчетами НДС возникают при экспорте товаров, работ и услуг, обороты по которым облагаются по минимально возможной ставке в размере 0%.

Учитывая существенное преимущество экспорта в части налогообложения, чтобы исключить "лжеэкспорт", налоговое законодательство для обоснования налогоплательщиком прав на уплату налога по ставке 0% и вычета налога, уплаченного при покупке сырья, материалов и топлива, израсходованных на производство экспортируемой продукции, требует представления в налоговые органы большого числа документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы российской таможенной территории.

Моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0%.

В случае, если полный пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0%, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

В случае, если при реализации российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%[1], полный пакет документом, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0%, не собран на 181-й календарный день с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ, проставленной таможенными органами на перевозочных документах, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

 

1.7.2 Налоговые вычеты и порядок их применения

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты сумм НДС. Вычетам подлежат суммы НДС:

1) предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, за исключением товаров, по которым предъявленные налогоплательщику суммы НДС относятся на затраты по производству и реализации;

товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов;

2) уплаченные покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ. Не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм НДС, налоговые агенты, осуществляющие следующие операции:

реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (налоговые агенты осуществляют предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами).

Налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных покупателями - налоговыми агентами, могут быть осуществлены при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, и при их приобретении он удержал и уплатил НДС из доходов налогоплательщика;

3) предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

 Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом НДС, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему НДС налоговому агенту.

Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.

Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.


1.8 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

 

1.9 Порядок и сроки уплаты

 

1.9.1 Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет

Сумма НДС, подлежащая уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

 

1.9.2 Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет

Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается таможенным законодательством.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате налогов, доплата сумм налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм налогов осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.


Глава 2. Акцизы

 

2.1 Экономическая необходимость и сущность акцизного налогообложения

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы – это вид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы устанавливаются также на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка. Посредством акцизов в бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи.

 

2.2 Налогоплательщики акцизов

Плательщиками акциза признаются:

·  лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

 

2.3 Объект налогообложения

ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

Рассмотрим операции, не подлежащие налогообложению акцизами (освобождаемые от налогообложения) в состветствии со ст.183 НК РФ:

реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную либо муниципальную собственность.

 

2.4 Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ

 

2.4.1 Особенности налогообложения при импорте

Согласно пункту 1 статьи 185 Налогового кодекса РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налогообложение акцизами зависит от избранного таможенного режима:

•  если ввозимый товар подлежит в дальнейшем свободному обращению на российской территории или же помещается под режим переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, акциз уплачивается в полном объеме;

•  если же осуществляется реимпорт, то налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.