рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах

¾  осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

¾  в виде кредитов иностранным государствам;

¾  ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению – пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:

¾  содержание бюджетных учреждений;

¾  оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской

2.2 Механизм бюджетного финансирования

Механизм бюджетного финансирования – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств – конкретные виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) уровне, целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов – формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств. В зависимости оттого, сколько и где изымается денежных средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения обществ, производства, повышения его технической оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д. Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями.

При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральные, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях. Адресность бюджетных показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Например, в федеративных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования: федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной (и предопределенной) совокупностью бюджетных прав, закрепленных за федеральными, региональными и муниципальными органами и отраженными в бюджетном законодательстве. Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего бюджетного механизма, который во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д. Совершенствование бюджетного механизма продолжается в соответствии с «Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при осуществлении экономических и социальных преобразований[2].

 

2.3 Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах за 2005–2008 годы

В приложении А видно, что большая часть расходов приходится на социально-культурные мероприятия, на которые в 2005 году было израсходовано 3642 млрд. рублей, что составляло 53,4% от общей суммы расходов бюджета. В 2006 году наблюдается увеличение доли расходов на социально-культурные мероприятия от общих расходов на 0,88%, а сама сумма расходов возросла на 904,4 млрд. руб. Расходы на социально-культурные мероприятия растут ежегодно примерно на 20%, что является показателем должностного внимания к социальной политике. Расходы на социальную политику в 2008 году составляют 7122,1 млрд. руб., что на 48% больше, чем в 2005 году. Увеличение расходов на социальную сферу говорит о том, что правительство уделяет должное внимание социальным проблемам.

Рассмотрим динамику некоторых бюджетные расходов в социальной сфере – в сфере здравоохранения; образования; культуры, кинематографии и СМИ.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в связи с тем, что в 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», который привел вот к таким данным по расходам бюджета на здравоохранение:

Таблица 1 – Расходы бюджета на здравоохранение за 2005–2008 гг.

Год 2005 2006 2007 2008
млрд. руб. 797,1 962,2 1381,5 1546,3

В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007–2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды ее реализации (2002–2006 гг.) из федерального бюджета выделялось 18–19% общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45%.[3]

Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 40,2% по сравнению с 2005 годом и составили 23% от расходов на социально-культурные мероприятия. В 2008 году расходы возросли еще на 19%, что говорит о том, что правительству важно поддерживать уровень образования на высшей точке. Рост расходов на образование показан в таблице 1.1

Таблица 1.2 – Бюджетные расходы на образование за 2005–2008 гг

Год 2005 2006 2007 2008
млрд. руб. 801,8 1036,4 1343,0 1658,1

В 2008 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 310,6 млрд. руб., что на 50,4% больше, чем в 2005 году. Очевидно, что государство заинтересовано в том, чтобы культура, кинематография и СМИ были на достаточно современном уровне и каждый мог по желанию получить доступ к нужной информации.

Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России» (2006–2010 годы), которая нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Но требуется не только сохранять имеющиеся учреждения и предприятия, но и создавать новые, которые были бы экономически эффективнее старых.

Расходы на культуру, кинематографию и СМИ за 2005–2008 годы предоставлены в таблице 1.3:

Таблица 1.3 – Бюджетные расходы на культуру, кинематографию и СМИ

Год 2005 2006 2007 2008
млрд. руб. 153,8 188,6 246,2 310,6

Иными словами, увеличиваются расходы на социально-культурные мероприятия, но не улучшается качество. Должностным образом не уделено внимание таким расходам, как, к примеру, на жилищно-коммунальное хозяйство.

В 2005 году доля расходов на ЖКХ составляла всего 6,91% от общей суммы расходов, но наблюдался рост расходов, как по суммам – от 471,4 млрд. рублей к 1102,3 млрд. рублей, так и по долям этих расходов от общей суммы расходов – за два года доля расходов на ЖКХ увеличилась на 2,78%. Если рассмотреть эти расходы отдельно, то в 2007 году увеличение суммы расходов составило на 74,5% от суммы в 2005 году. За 2008 год наблюдается незначительный рост расходов. По сравнению с 2007 годом расходы за 2008 год на ЖКХ возросли всего на 50,8 млрд. рублей.

Расходы на национальную экономику составляют 764,2 млрд. рублей или 11,2% от всех расходов за 2005 год. За год расходы возросли на 184,7 млрд. рублей, но доля расходов на национальную экономику по сравнению со всей суммой расходов составила всего 11,33%. Прирост по сумме самих расходов на национальную экономику в 2006 г. составляет 24,17%, от всей суммы расходов доля расходов на национальную экономику в 2006 году возросла на 0,13%. Но несмотря на незначительный прирост в 2006 году, за 2007 и 2008 годы наблюдается другая ситуация. В 2007 году расходы на национальную экономику составляли 1558 млрд. рублей, от всей суммы расходов – 13,69%. Прирост по сравнению с 2006 годом составляет 64,19% – 609,1 млрд. рублей. За 2007 год расходы на национальную экономику увеличились значительно, в связи с тем, что появились расходы на дорожное хозяйство в сумме 640 млрд. руб. Эти расходы были включены в бюджетные расходы потому, что развитие российской экономики связано с качеством транспортно-дорожной системы. С учетом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвленность транспортной системы. Именно поэтому бюджетные расходы на транспорт за 2005–2007 годы увеличивались в быстром темпе, с 250,5 млрд. руб. до 580,4 млрд. руб. А когда появились отдельные расходы на дорожное хозяйство, расходы на транспортное хозяйство уменьшились за 2008 год на 50,03% по сравнению с 2007 годом. В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы на развитие дорожной сети внутри крупных городов. В 2007 году из федерального бюджета было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством автомобильных дорог, бюджетам других уровней.

В бюджете также предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам. Размер финансирования связанных с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2007 году составил 10,3 млрд. руб.

На развитие морского транспорта 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом, росту российского торгового флота, причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения.

На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.

В целом, доля национальных расходов от всей суммы продолжает расти, за 2008 год они составляют 16,14% от всей суммы расходов, а прирост по сравнению с 2007 годом составляет почти 50% – 700,6 млрд. руб. Расходы на национальную экономику за 2008 год составили 2258,6 млрд. рублей, что по сравнению с 2005 годом больше на 66%. По сравнению с расходами на социально-культурными мероприятиями (50,9% от всей суммы расходов), расходы на национальную экономику (16,14%) не такие значительные по сумме, но не менее важны. Так как без экономики не будет средств для оплаты расходов на социальную политику, но при низком уровне жизни, культуры, нехватки информации и образования не будет роста экономики.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.