рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Перепись населения

В предыдущих переписях, (начиная с 1939 г.) проводимых на территории Республики Беларусь, за единицу наблюдения принималась семья, при этом она определялась как группа лиц из двух или более человек, связанных отношениями родства или свойства, совместным проживанием и общим бюджетом.

В результате такого определения семьи появляются такие категории, как "одинокие" и "отдельно живущие члены семьи", т.е. в его основе лежит отношение к семье, а не брачное состояние. В последнее время в научной литературе предлагается определение семьи, как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

В переписи 1999 года за единицу наблюдения было принято домохозяйство. Это позволит сопоставлять данные переписи населения Беларуси с другими странами мира. В то же время, собранные данные в основном позволяют получить данные о семье, для продолжения динамических рядов численности и состава семей, полученных при отечественных переписях.

В связи с переходом на новую единицу наблюдения встал вопрос разделения категории “домохозяйство” и категории “семья” в прежнем понимании, характерном для предыдущих отечественных переписей. При проведении белорусской переписи 1999 года в методологических пояснениях было дано следующее определение этой категории: «домохозяйство – отдельный человек, или семья, или группа семей, или группа лиц, постоянно проживающих в данной жилищной единице и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни». В отличие от семьи, домохозяйство может при совместном ведении домашнего хозяйства и совместном проживании включать в свой состав членов, не связанных родственными или брачными отношениями, а также состоять из одиночек. Следует учесть, что понятие “домохозяйство” для пользователей в Беларуси непривычно и в ряде случаев идентифицируется как семья.

11. Конфиденциальный характер информации и публикация данных. После обработки данные должны быть представлены в обогащенной форме и только в таком виде поступать к любому потребителю, для того чтобы был сохранен конфиденциальный характер информации. Доступ к индивидуальным данным переписи и их использование для административных целей должен быть запрещен даже для правительственных органов. Для этого должна быть устранена любая возможность идентифицировать индивидуальные детали информации.

Перепись населения - дорогостоящее мероприятие и было бы нерациональным не полностью использовать то богатство данных, которое она дает. Поэтому агрегированные материалы переписи должны стать доступными для всех пользователей демографической информации. Данные переписи обрабатываются и публикуются с разбивкой по географическим или административным делениям страны и по основным демографическим и социальным признакам, характеризующим население. Кроме того должна быть обеспечена максимальная доступность к агрегированным материалам переписи правительственным органам, научно-исследовательским учреждениям, отдельным ученым, представителям деловых кругов и другим пользователям. Опубликованные материалы переписи должны стать доступными для пользователей. Они, как правило, поступают в правительственные органы, научные организации, в центральные публичные библиотеки, в книжные магазины.

По мере развития информационных технологий появляются новые формы обслуживания потребителей информации, в частности - создаются базы переписных данных, а также выполнение специальных разработок по их заказам для максимального удовлетворения потребностей в статистической информации о населении. Большое количество данных российской переписи населения 2002 года поступили на ряд сайтов в Интернете.

В настоящее время, в связи с экономическими трудностями количество публикаций по научной демографической информации сократилось. Пропаганда демографических знаний среди населения довольно часто подменяется непрофессиональными высказываниями. В этих условиях перепись населения 1999 дает уникальную информацию о развитии населения Беларуси в современных условиях, особенно в сочетании с данными текущей отчетности. Вызывает сожаление, что в республике не было проведено 5% демографическое обследование в 1994 г. (микроперепись), как это было сделано, например, в России. Ведь в течение десяти лет после переписи 1989 года произошли глубокие изменения в политическом, социальном, экономическом и демографическом развитии Беларуси, данных только двух переписей (1989 и 1999) не всегда достаточно для глубокого изучения динамики демографических процессов в 90-е годы.

После переписи 1999 года прошло уже 6 лет и до очередной переписи осталось не так много времени. Поэтому, при подготовке программы очередной переписи надо максимально учесть положительный опыт проведения переписей в других странах СНГ. Весьма важно уже сейчас как можно активнее разъяснять людям роль и значение переписи.

Регистры населения. Регистры населения – это поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, который служит для целей административного учета населения. Они ведутся в ряде стран в виде списков, книг, карточек, отдельных лиц, домохозяйств или семей по отдельным административно-территориальным единицам, хранящихся (с середины ХХ в.) в памяти ЭВМ. Предназначены регистры населения для получения в текущем периоде или периодически индивидуальных сведений о жителях данного населенного пункта, о численности и составе населения и об изменениях в них. В ряде стран перепись населения используется в качестве основы для создания систем постоянных регистров населения. Это очень эффективный источник информации, однако и он не может полностью заменить перепись населения, поэтому перепись служит также для уточнения регистров. Хотелось бы, чтобы в республике также была использована уникальная возможность совместить проведение переписи населения и организацию такого учета населения как регистра населения. Для этого надо срочно возобновить научно-методическую и организационную работу по созданию регистров населения.

Регистры населения используются как для административных, так и для статистических целей. Они представляют информацию для оценок населения и подготовки статистики миграции и полезны при разработке переписи, дают основу для выборочных обследований. Их преимуществом является то, что из регистров населения данные можно получить в любое время. Полезность регистров существенно увеличивается при установлении связи с другими системами, регистрирующими информацию об отдельных лицах. Для облегчения постоянного обновления информации регистров их можно совместить.

 

4. Категории населения, учитываемые переписью

При проведении переписи возникает вопрос, кого считать жителями территории, на которой проводится перепись: тех, кто на ней находится по состоянию на “критический” момент, или тех, кто постоянно живет на этой территории, или только тех, кто имеет прописку, т.е. имеющих юридическое право жить здесь. В зависимости от этого в демографической статистике различают три категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

Постоянное население - это совокупность людей, постоянно проживающих на данной территории. В случае отсутствия человека на момент переписи в месте постоянного жительства он будет учтен как временно отсутствующий, а в листе своего временного пребывания на момент переписи будет записан как временно проживающий. Чтобы составить правильное представление о распределении населения по областям, районам, городам страны, каждый человек должен хотя бы условно относиться к постоянному населению какой-либо территории, с которой он связан теснее, чем с другой. Поскольку постоянный или временный характер проживания связан со временем, естественно принять в качестве критерия их разграничения продолжительность проживания. В переписях 1979 и 1989 гг. таким сроком был принят шестимесячный период. В соответствии с этим, все выбывшие более чем за 6 месяцев до дня переписи (за исключением некоторых оговоренных групп) в месте нового жительства относились к постоянному населению. Но сложности возникали в отношении тех, кто за короткое время несколько раз сменил место жительства. Так, человек, сменивший дважды место жительства, и прожив в каждом менее шести месяцев (например 5 месяцев), может не числиться постоянно ни на одной территории: в новом месте он живет менее 6 месяцев, из старого выбыл более полугода назад, но если он заявит, что приехал на постоянное место жительства, то будет отнесен к постоянному населению.

Можно, наконец, решить вопрос о характере проживания в зависимости от намерения человека прожить здесь достаточно долгое время или от намерения жить здесь постоянно. Это позволяет сделать вывод, что одних лишь формальных определений принадлежности к постоянному населению недостаточно. Эта принадлежность должна устанавливаться с учетом цели приезда и характера проживания. Так, в постоянное население должны войти все имеющие в данном месте постоянную работу, учащиеся - место обучения и т.д.

Наличное население - это совокупность людей, находящихся в критический момент переписи на данной территории независимого от того, сколько времени они здесь находятся, предполагают ли жить здесь дольше, или числятся здесь в списках. Принадлежность человека к наличному населению не связана ни с характером деятельности, ни с целью пребывания его на данной территории. Наличное в данном месте население, которое не входит в постоянное население того же места, называют временно проживающим. Постоянное население данной территории, которое не входит в наличное население, называется временно отсутствующим.

Следовательно, постоянное население в целом равно наличному населению минус временно проживающее и плюс временно отсутствующее. Это соотношение позволяет переходить от одной категории населения к другой.

Юридическое (приписное) население - это те, которые значатся в списках жителей данной территории, прописаны на ней или связаны с данной территорией какими-либо другими существующими в стране правилами регистрации. Ввиду того, что фактическое место жительства или место пребывания человека не обязательно совпадает с местом, где он числится проживающим, юридическое население может сильно отличаться от фактического. Эта категория населения важна с точки зрения административных задач.

Категории населения - важные социально-экономические характеристики населения. Так, к примеру, знание численности и состава постоянного населения города или поселка необходимо для планирования жилищного строительства, развития сети детских дошкольных и школьных учреждений, расчета средств, необходимых для выплаты пенсий и пособий и т. д. В то же время о наличном населении следует знать для планирования перспектив развития строительства гостиниц, пунктов общественного питания, магазинов, транспортной сети и т.п. Это особенно важно для стран с высокой миграционной подвижностью населения. Есть страны, в которых число приезжающих из-за границы на время иногда превышает собственную численность населения.

Согласно Проекту рекомендаций ООН по проведению переписей населения и жилищ 1990 года, каждая страна должна устанавливать общую численность населения, являющегося постоянным на основе национального определения этого понятия и разрабатывать, как правило, на этой основе детальные таблицы. Однако необходимо по возможности проводить подсчет всех экономически активных лиц в стране, в которой они работали в момент переписи, за исключением лиц, ежедневно пересекающих границу для работы в другой стране и возвращающихся в тот же день, которые должны учитываться в стране проживания. Некоторые страны, руководствуясь национальными целями, разрабатывают дополнительные данные по общей численности населения, например общей численности населения, находившегося на территории на момент переписи, или общей численности юридически проживающего населения.

Современная практика учета категорий населения не имеет единообразного решения. Большинство государств мира учитывают и в основном используют только постоянное население, некоторые производят учет исключительно наличного населения. Отечественные переписи стремились учесть различные категории населения. Перепись населения 1897 г. пыталась учесть все три категории населения. В переписях населения 1920 и 1926 гг. отмечалось, что личный листок составлялся только для наличного населения, т.е. для каждого, кто был налицо в день переписи в данном населенном пункте. Перепись 1939 г. включила в объект своего исследования одновременно наличное и постоянное население и ввела впервые в отечественной практике контрольный бланк. Категория учитываемого населения в последних переписях, определялась ответами на два вопроса. Первый вопрос фиксировал место постоянного проживания, второй - место временного проживания. Для постоянно проживающих, но временно отсутствующих требовалось отметить причину и время отсутствия.

В Беларуси при переписи 1999 года отказались от исчисления наличного населения и ограничились только постоянным. Переход на исчисление только постоянного населения связан не только с намерениями приблизиться к международной практике, что тоже имеет значение, но так же с тем, что учет двух категорий населения - очень трудоемкое и дорогостоящее мероприятие. Приходится переписывать всех больных в медицинских стационарах, всех жильцов гостиниц, всех отдыхающих в домах отдыха, пансионатах и санаториях, всех пассажиров, оказавшихся в критический момент переписи в дороге и т.д. В то же время практика показывает, что как для исследовательских целей, так и в повседневной работе чаще всего используются сведения о постоянном населении. Кроме того, постоянное население в большей степени сопоставимо с данными текущей статистики, что весьма существенно. Переход на учет постоянных жителей не исключает возможности зафиксировать численность наличного населения тех регионов, для которых эти данные необходимы.

В целом по Республике Беларусь численность этих двух категорий различается не столь значительно (согласно данным на 1.01.98 предпереписной год разница между наличным и постоянным населением составляла менее 0,5%). Тем не менее, для отдельных территорий или населенных пунктов республики, например, для курортных зон, таких как курортный поселок Нарочь, где наличное население даже на начало года превышает постоянное в полтора раза, исчисление этой категории имеет определенное значение.

 

5. Программа переписи населения

Переписи проводятся практически во всех странах мира, во многих из них регулярно, не реже чем каждые десять лет. Переписи населения дают уникальную информацию о численности и составе населения по полу, возрасту, национальности, образованию, семейному положению, занятиям, общественным группам и другим характеристикам. Информация о численности и составе населения страны, его размещении по территории имеет первостепенное народнохозяйственное, практическое и научное значение. Регулярно проводимые переписи населения являются одним из важнейших источников информации о населении, получаемой на общегосударственном уровне путем индивидуального опроса граждан страны.

Перепись позволяет иметь сравнимую информацию о населении, которая значительно расширяет возможности для наблюдения и прогнозирования социально-демографических процессов.

Невозможно назвать хотя бы одну отрасль народного хозяйства, аспект социального развития государства, где не нужны были бы всесторонние данные о населении, как живущем в настоящее время, так и на перспективу. Так, без знания числа мужчин и женщин в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины 16-54 года), их профессиональной подготовки, уровня образования и т. д. невозможно планирование социально-экономического развития страны и ее отдельных районов. Нужно знать, сколько людей вступит в ближайшие 5, 10 или 20 лет в трудоспособный возраст и сколько выйдет за его границы. Для того, чтобы определить потребность в детских дошкольных учреждениях, школах, детских поликлиниках, потребность в воспитателях, учителях и детских врачах, в детском питании, детской одежде, игрушках, средствах на пособия и т. д., нужно знать численность детей дошкольного и школьного возраста. Для определения потребности в средствах на пенсионное обеспечение, в больницах, врачах и т. д. нужно знать численность населения в пенсионном возрасте.

Сведения о численности и составе населения, численности семей нужны для успешного планирования развития жилищного строительства, коммунального и бытового обслуживания, торговли. Эти материалы необходимы для выработки эффективной социальной, экономической и экологической политики государства, для изучения и прогнозирования демографических и других социальных процессов.

Программа переписи - это перечень фиксируемых при переписи признаков отдельных лиц или семей. Поскольку признаки учитываются на основании ответов на вопросы, обращаемые к населению, программной переписи часто называют также перечень этих вопросов. Программа определяет круг и содержание данных, собираемых при переписи. Ее содержание зависит от потребностей государства в тех или иных сведениях о населении, от того, можно ли их получить из других источников и можно ли получить их путем опроса населения.

Понятие “вопрос” применяется в отношении характеристик отдельных лиц или групп лиц (домашнего хозяйства или семейной ячейки), по которым собирается информация при проведении переписи населения. Каждая страна в переписной лист, включает свой перечень вопросов, с учетом других имеющихся источников информации о населении и наиболее актуальных проблем, стоящих перед страной в данный период времени.

В целом при разработке программы переписи и выборе отдельных вопросов следует принимать во внимание:

1. Нужды страны, как общенациональные, так и местные, для удовлетворения которых необходимы переписные данные, с учетом потребностей различных пользователей информации.

2. Обеспечение максимальной степени международной сопоставимости данных, как на региональном, так и на глобальном уровнях.

3. Обеспечение максимальной степени сопоставимости с данными предыдущих переписей, проведенных на территории страны.

4. Вероятную готовность и способность опрашиваемых лиц дать соответствующую информацию по задаваемым им вопросам.

5. Однозначность понимания вопроса, для получения наиболее достоверной информации.

6. Техническую компетентность счетчиков для сбора информации путем непосредственного наблюдения.

7. Имеющиеся государственные ресурсы (финансовые, технические, кадровые), необходимые для учета населения и для обработки, табулирования и публикации данных. От их величины зависит общий осуществимый на практике объем работы по переписи.

Статистическая комиссия ООН предлагает следующий перечень вопросов для переписей населения и жилищ, проводившиеся в 90-е годы (табл. 1)

Вопросы, рекомендованные ООН, делятся на основные и дополнительные. Перечень основных вопросов включает вопросы, представляющие как общий интерес, так и имеющие значение для самих стран региона, поэтому всем странам в свои переписи населения и жилищ рекомендуется включать их, при том условии, что сопоставимые данные невозможно получить из других источников. Перечень дополнительных вопросов содержит ряд полезной информации, которая является менее важной и представляет в целом меньший интерес, чем основные вопросы. Поэтому странам рекомендуется включить в перепись населения и жилищ только те из них, которые представляют наибольший интерес.

В перечне приводится разграничение между первичными и производными вопросами. Первичными являются те вопросы, по которым данные можно собирать с помощью постановки конкретного вопроса или вопросов в переписном листе. Производными обычно являются вопросы, информация по которым выводится на основании взаимосвязи между ответами того или иного лица на два или более вопроса переписного листа или на основании ответов на тот или иной конкретный вопрос двух или более лиц.

Программу переписи условно можно разделить на три части: адресную часть, собственно программу переписи и признаки, обусловленные связью переписи с другими обследованиями.

Таблица 1

Перечень вопросов для переписей населения и жилищ

Основные вопросы Дополнительные вопросы
Географические признаки
1. Место обычного проживания

1.   Место нахождения в момент переписи

2.   Проживает в сельской местности или нет

Производные вопросы Производные вопросы
а) Общая численность населения а) Городские и сельские районы
2. Место прежнего жительства на предыдущую определенную дату

3. Продолжительность проживания в данном месте

4. Прежнее место жительства

5. Год (или период) въезда в данную страну

Демографические признаки лиц

3. Пол

4. Возраст

5. (Юридическое)семейное положение

6. Страна рождения и/или гражданства (юридического)

6. (Фактическое) семейное положение (прямой или производный вопрос)

7. Место рождения (для населения, родившегося в данной стране)

8.  Национальная и/или этническая группа

9. Язык

10. Вероисповедание

11. Общее число живорожденных детей у

а) замужних или состоявших в браке женщин и

б) (при наличии данных) у всех женщин

12. Дата вступления в а) первый и б) текущий брак

Экономические признаки лиц

7.Вид деятельности (текущей или обычной)

8. Род занятия

9. Отрасль (сфера экономи-ческой деятельности)

10. Положение в занятии

(работодатель, лицо наемного труда и т.д.)

Производный вопрос

с) Социально - экономические группы

11. Место работы

13. Вид деятельности (обычной или текущей)

14. Отработанный срок

15. Продолжительность безработицы

16. Основной источник средств существования

17. Доход

18. Иждивенчество (фактическое или предполагаемое

19. Дополнительное занятие

20. Сектор занятости

21. Число лиц, нанятых работодателем

22. Место нахождение школы, университета и т.д.

23. Проезд на работу

Образовательные признаки лиц
12. Уровень образования

24. Уровень квалификации

25. Посещение учебных заведений

26. Грамотность

Признаки домашних хозяйств и семей
13. Отношение к основному лицу частного домашнего хозяйства 27. Тип группового домашнего хозяйства или иного коммунального учреждения, в котором проживает лицо
28. Находится ли лицо в групповом домашнем хозяйстве или ином коммунальном учреждении в качестве жильца или нет
Производные вопросы Производные вопросы

d) Статус в домашнем хозяйстве

е) Статус в семье

и) Статус семьи, состоящей из нескольких поколений
Основные вопросы Дополнительные вопросы
Признаки семейных ячеек
Производные вопросы Производные вопросы
f ) Тип семейной ячейки с) Тип семьи, состоящей из нескольких поколений
g) Размер семейной ячейки d) Дети оговоренных возрастных групп
h) Число детей определенного возраста i) Число экономически активных членов
е) число членов, основным источником средств существования которых является экономическая деятельность
f) Число иждивенцев
Признаки частных домашних хозяйств
Производные вопросы Производные вопросы
j) Тип частного домашнего хозяйства g) Возрастной состав домашних хозяйств
k) Размер частного домашнего хозяйства h) Число членов частного домашнего хозяйства основным источником средств существования которых является экономическая деятельность
l) Число экономически активных членов i) Число иждивенцев
m) число детей оговоренного возраста 29. Индивидуальное или коллективное пользование жильем
n) число членов пенсионного возраста 30. Арендная плата за жилье
14. Форма пользования жилищной единицей 31. Потребительские товары длительного пользования, находящиеся во владении домашнего хозяйства
32. Число машин, используемых в домашнем хозяйстве
Характеристики жилищных единиц и других жилых помещений
15. Тип владения 33. Причины незанятости
16. Местонахождение жилого помещения 34. Полезная и/или жилая площадь
17. Тип жилого помещения 35. Кухонное оборудование
18. Занятость жилых помещений 36. Наличие горячей воды
19. Жилище, занятое одним или несколькими домашними хозяйствами 37. Тип канализационной системы используемой для отопления
20. Число жильцов 38. Основной вид энергии
21. Число комнат 39. Изоляция
22. Наличие кухни 40. Электричество
23. Система водоснабжения 41. Газ от сети
24. Наличие санузла 42. Телефон
25. Ванное оборудование 43. Положение жилища в строении
26. Тип отопления
Характеристики строений, в которых находятся жилища
27. Тип строения 44. Число этажей
28. Время постройки 45. Число жилищ в строении
46. Является ли строение, в котором находится жилище, сельскохозяйственным
47. Наличие лифта
48. Материалы конструктивных элементов строения

Адресная часть включает сведения об адресе в собственном смысле слова (область, город, улица, дом), фамилию, имя и отчество; отношение к главе семьи. Адресные сведения дают возможность проверить полноту охвата населения переписью и способствуют более четкой ее организации и выверке данных. Они обеспечивают разработку материалов в территориальном разрезе. Фамилии и имена, зафиксированные в переписи, иногда используют для генеалогических, ономастических (Ономастика - наука о именах) и лингвистических исследований. Отношение к главе семьи или члену семьи, записанному первым служит для правильного членения населения на семьи.

Собственно программа переписи может быть разделена на несколько групп, соответствующих разным аспектам изучения населения.

1. Вопросы, предусматривающие учет той или иной категории населения.

2. Личные (демографические) характеристики - пол, возраст, брачное состояние.

3. Социально-экономические характеристики (социальные группы населения, занятие, источники средств существования, место работы и т.д.)

4. Образование и грамотность.

5. Этнические характеристики, (вопросы о национальности, языках).

В программу переписи включены также вопросы:

6. Брачность, рождаемость и смертности.

7. Миграции.

Таким образом, материалы переписи удовлетворяют разнообразные потребности в информации и не имеют альтернативы.


Список использованных источников

1. Бахметова Г.Ш. Переписи населения и текущий учет населения. (спецкурс) / Бахметова Г.Ш. - М. 1988 г.

2. Корен Уильям. Методы выборочного исследования / Корен У. - М., статистика - 1976г.

3. Курс демографии. Под ред. профессора Боярского А.Я., М. 1985.

4. Сиденко А.В. Переписи и текущий учет населения / Сиденко А.В. - М. 1982 г.

5. Боярский А. Население и методы его изучения. Сборник научных трудов / Боярский А. - М., 1975 г.

6. Боярский А.Я. Переписи населения в капиталистических странах / Боярский А.Я. - М., 1938

7. Исупов А.А. Организация переписей и текущего учета населения. Практ. Пособие / Исупов А.А. - М., 1980 г.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.