рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль

Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

Пятое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Поэтому уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству Российской Федерации следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий.

Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ.

Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.

Шестое. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены. Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта.

Основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены Правительством Российской Федерации и приняты уже в 2007 году.

Аналогичные подходы должны использоваться при осуществлении капитальных вложений из региональных и местных бюджетов.

Седьмое. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.

Главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа. Те же принципы должны распространяться и на предоставление муниципальных услуг.

В сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Правительству Российской Федерации следует принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых в 2007 году экспериментов по внедрению соответствующих механизмов финансирования в ряде субъектов Российской Федерации.

Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.

Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

Восьмое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.

Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.

Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.

Финансовым органам следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004 - 2006 годах эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

Девятое. Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации. В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Десятое. Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий. Следует также продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность в соответствующих регионах.

3.3 Основные направления налоговой политики

Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Учитывая это, необходимо принять решения по целому ряду налогов. В связи с переходом на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года.

Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования. Необходимо проанализировать в том числе возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного и медицинского страхования.

Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

В 2007 году необходимо принять закон об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от стратегических инвестиций в дочерние общества.

В течение года следует урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного включения в осуществление социальной деятельности, а также принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.

В целях более справедливого распределения средств между субъектами Российской Федерации необходимо принять решение о реализации в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности.

Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время формируются вертикально интегрированные структуры.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела.

3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов

Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы следует исходить из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

Следует обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов. При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» особое внимание необходимо обратить на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.

Мероприятия по развитию агропромышленного комплекса должны быть сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и обеспечены соответствующим финансированием.

В 2010 году предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть полностью сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала и предусмотрены необходимые бюджетные расходы.

Увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг.

Необходимо определить сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В качестве первого шага следует предусмотреть повышение минимального размера оплаты труда до 2300 рублей с 1 сентября 2007 года. При принятии решений о повышении заработной платы работников бюджетной сферы необходимо учитывать финансовые возможности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Правительством Российской Федерации должны быть приняты решения, позволяющие главным распорядителям бюджетных средств в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, вводить для подведомственных бюджетных учреждений системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Применение таких систем должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере.

В среднесрочной перспективе считаю необходимым решить задачу доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Назрела необходимость в более активных действиях по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Предстоит существенно увеличить пропускную способность и повысить безопасность автомобильных дорог. Финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Необходимо на практике широко задействовать эффективные механизмы государственно-частного партнерства, включая реализацию концессионных соглашений. Увеличение расходов на нужды дорожного хозяйства должно осуществляться сбалансированно, с учетом необходимости обеспечения как строительства новых, так и поддержания в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог. К 2011 году расходы на содержание федеральных автомобильных дорог должны поэтапно увеличиться до уровня, полностью обеспечивающего их поддержание в нормативном состоянии. Значительную часть государственного финансирования строительства и реконструкции дорог целесообразно осуществлять из Инвестиционного фонда Российской Федерации с учетом возможностей привлечения частного софинансирования.

Целесообразно уделить особое внимание использованию концессионных механизмов, а также ускорить процесс передачи большей части аэропортовой инфраструктуры в собственность субъектов Российской Федерации.

Другой неотложной задачей является надежное энергообеспечение экономики и населения, устранение препятствий для развития экономической и социальной сфер, связанных с дефицитом электроэнергии. В федеральном бюджете следует предусмотреть необходимые средства на развитие электросетевого хозяйства, атомной и гидроэнергетики.

Необходимо продолжить решение с применением программно-целевых методов вопросов ядерной и радиационной безопасности, развития электронной компонентной базы, инфраструктуры космодромов, наноиндустрии, обеспечения жильем военнослужащих.

Средства федерального бюджета, выделяемые государственным академиям наук на проведение научных исследований, должны быть сосредоточены главным образом в программе фундаментальных научных исследований и предоставляться преимущественно в форме субсидий, а также грантов. При реализации этой программы государственным академиям наук должна быть предоставлена максимальная самостоятельность в расходовании бюджетных средств.

Таким образом, назрела необходимость широкого применения современных механизмов государственной поддержки развития судостроения и авиастроения. При этом требуется обеспечить прозрачность деятельности соответствующих интегрированных компаний, внедрение принципов эффективности и результативности их расходов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение работы необходимо остановиться еще на нескольких важных моментах, касаемых бюджетного регулирования российской экономики это - необходимость завершения, соблюдая установленные принципы, разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями.

При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий в сфере регулирования экономического и социального развития Правительство Российской Федерации должно исходить из необходимости оптимизации структуры и численности территориальных органов федеральных служб и агентств, сохраняя за федеральным уровнем в основном контрольные и надзорные функции.

Следует продолжить передачу реализации инвестиционных проектов по строительству объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, на финансирование из региональных и местных бюджетов. При этом по уже строящимся объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, включавшимся в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, в федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства софинансирования расходов субъектов Российской Федерации в размере, соответствующем федеральной доле в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.

Органам публичной власти всех уровней необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой.

Следует продолжить оправдавшую себя практику поддержки бюджетных реформ, оказываемую через Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. При этом необходимо расширить использование механизмов поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных реформ и программ развития в целом.

Вновь созданным муниципальным образованиям должна быть оказана действенная поддержка в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.[9]


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М: Агентство (ЗАО) «Библиотечка Российской газеты», 2005. – 420 с.

2.  Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах. - Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/appears/2007/03/09/1351_type63373_119318.shtml].

Специальная литература

3.  Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. ¾ М.: ЮНИТИ, 2007. ¾ 687 с.

4.  Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. – М.: Наука, 2007. – 420 с.

5.  Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Федорова А.В. - М., Юрайт: 2005. - гл. 26.-490 с.

6.  Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 406 с.

7.  Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Бышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2006. – 340 с.

8.  Государственные и территориальные финансы. Учебник. / Под ред. Л.И. Сергеева. – Калининград, 2007. – 372с.

9.  Иванова, Н.Г., Маковник, Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник. - СПб: Питер, 2005.- 380 с.

10.  Казначейская система исполнения бюджета / Учеб. пособие под общ. ред. О.В. Врублевской и Н.Г. Ивановой. – СПб.: Питер, 2007.- 590 с.

11.  Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов. Под общей ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 269 с.


[1] Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. ¾ М.: ЮНИТИ, 2007. ¾С.7.

[2] Казначейская система исполнения бюджета / Учеб. пособие под общ. ред. О.В. Врублевской и Н.Г. Ивановой. - СПб, 2007.- С. 33.

[3] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов. Под общей ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007.- С. 46.

[4] Иванова, Н.Г., Маковник, Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник. - СПб: Питер, 2005.- С. 55.

[5] Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В.. - М., Юрайт: 2005. - гл. 26.- С. 88.

[6] Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. ¾ М.: ЮНИТИ, 2007. ¾ с. 72.

[7] Государственные и территориальные финансы. Учебник. / Под ред. Л.И. Сергеева. – Калининград, 2007. – С. 44.

[8] Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Бышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2006. – С. 82.

[9] Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах. - Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/appears/2007/03/09/1351_type63373_119318.shtml].


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.