рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Чрезвычайные ситуации природного, антропогенного и техногенного характера на территории Павловского района Воронежской области

- налог на доходы физических лиц – поступило 86,9 млн. руб., что больше на 11,2 млн. руб. или на 14,8 % к аналогичному периоду прошлого года;

- единый налог на вмененный доход – поступило 22,4 млн. руб., что больше на 3,9 млн. руб. или на 21,3 % к аналогичному периоду прошлого года;

- транспортный налог – поступило 28,5 млн. руб., что больше на 9,1 млн. руб. или на 47,2 % к аналогичному периоду прошлого года (вследствие увеличения ставок);

- государственная пошлина – поступило 13,3 млн. руб., что больше на 9,3 млн. руб. или в 3,3 раза к аналогичному периоду прошлого года (вследствие увеличения размера госпошлины по некоторым ее видам);

- доходы в виде арендной платы за землю – поступило 12,3 млн. руб., что больше на 2,1 млн. руб. или на 21,1 % к аналогичному периоду прошлого года;

- доходы от оказания платных услуг – поступило 15,4 млн. руб., что больше на 6,5 млн. руб. или на 73,8 % к аналогичному периоду прошлого года.

Кроме того, за 9 месяцев 2010 года было реализовано муниципальное имущество на сумму 3,3 млн. руб. и продано земельных участков на сумму 33,4 млн. руб.

Наряду с этим, имеются и доходы, по которым объём поступлений к аналогичному периоду прошлого года снижен. Финансовые трудности в ОАО «Павловскгранит» повлекли снижение поступлений по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых – поступило за отчетный период текущего года 30,7 млн. руб., что на 8,6 млн. руб. меньше; по возмещению потерь сельскохозяйственного производства – поступило 1,0 млн. руб., что ниже на 1,1 млн. руб. По этим двум источникам наблюдается наиболее значимое отклонение к соответствующему периоду прошлого года.

Снижение по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества произошло на 0,4 млн. руб. по причине его реализации; по плате за негативное воздействие на окружающую среду – на 0,3 млн. руб. вследствие сокращения числа работающих предприятий; по штрафным санкциям – на 0,6 млн. руб. Кроме того, в отчетном периоде 2010 года было возвращено из бюджета муниципального района остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на 4,7 млн. руб. больше, чем в этом же периоде прошлого года.

Безвозмездные поступления от других бюджетов поступили на 26,6 млн. руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года в связи с сокращением финансирования из областного бюджета.

Доходы консолидированного бюджета муниципального района на душу населения за отчетный период 2010 года составили 8484 рублей, что на 666 рублей, или на 8,5 %, больше, чем за этот же период 2009 года.

Расходная часть консолидированного бюджета за 9 месяцев 2010 года выполнена на 68 % к годовым назначениям на 2010 г. и составила 448,9 млн. руб.

По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. расходная часть увеличилась на 8,1 % (на 12,7 млн. руб.).

Удельный вес расходов, направленных на оплату труда, составляет 54,3 %. За 9 месяцев 2010 г. на выплату заработной платы и начислений на фонд оплаты труда направлено 243,6 млн. рублей, что на 10 % больше, чем за 9 месяцев 2009 г. На оплату расходов по предоставлению коммунальных услуг бюджетным учреждениям – 34,3 млн. рублей, что на 15,1 % больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.

По состоянию на 01.10.2010 г. расходы консолидированного бюджета на душу населения составляют 7875 руб., что на 195 руб. (2,4%) меньшее, чем на 01.10.2009г.

Исполнение приоритетных национальных проектов за 9 месяцев 2010 года.

«Образование»

1) По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»

- для поддержки талантливой молодежи на проведение внешкольных и спортивных мероприятий из местного бюджета профинансировано 202,6 тыс. рублей, в том числе на стипендии 58,1 тыс. рублей.

2) По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» профинансирована выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям из федерального бюджета в сумме 2386,6 тыс. рублей. 314 учителей - классных руководителей ежемесячно получают денежное вознаграждение.

«Здоровье»

1) По направлению «Развитие первичной медицинской помощи и совершенствование профилактики заболеваний»:

- за счет средств федерального бюджета профинансированы денежные выплаты участковым врачам терапевтам и врачам общей практики в сумме 4105,8 тыс. рублей; медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи в сумме 2765,5 тыс. рублей;

- на переподготовку врача общей практики из муниципального бюджета затрачено 24 тыс. рублей;  

- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан профинансированы расходы на сумму 1646,0 тыс. рублей из федерального бюджета и 173,8 тыс. рублей из фонда ОМС; диспансеризацию прошли 1405 человек;

- на проведение иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок направлено за счет средств федерального бюджета 1572,3 тыс. рублей, за счет средств ТОМС – 48,8 тыс. рублей. Проведена иммунизация 33216 человек;

- на обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатитов В и С, расходы составили 158,6 тыс. рублей из федерального бюджета и 3,8 тыс. рублей из муниципального бюджета. Обследовано 34909 человек.

2) По направлению «Совершенствование медицинской помощи матерям и детям» из федерального бюджета затрачено средств:

а) на развитие программы «Родовой сертификат» в размере 4517,0 тыс. рублей, в том числе:

- оплата медицинской помощи женщинам в период беременности в размере 1230,0 тыс. рублей (410 чел);

- оплата медицинской помощи женщинам в период родов в размере 2340,0 тыс. рублей (390 чел);

- оплата медицинской помощи детям первого года жизни в размере 947,0 тыс. рублей.

б) на проведение аудиологического скрининга детей первого года жизни (386 детей) из муниципального бюджета выделены средства в размере 2,3 тыс. рублей;

в) на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации (160 детей) из федерального бюджета на сумму 376,4 тыс. рублей, из муниципального бюджета на 80,6 тыс. рублей.

«Развитие АПК»

1) По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» выдано 32 субсидируемых кредита на сумму 9050,0 тыс. рублей, в том числе ЛПХ – 30 кредитов на сумму 4950,0 тыс. рублей, КФХ – 2 кредита на сумму 4100,0 тыс. рублей.

2) По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»:

- молодым семьям и молодым специалистам на строительство (1 семья) и приобретение (14 семей) жилья, поступили средства в сумме 6726,9 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 3868,2 тыс. рублей, из областного бюджета – 2736,1 тыс. рублей, из муниципального бюджета выделено 122,7 тыс. рублей;

- гражданам, проживающим в сельской местности на строительство (2 семьи) и приобретение (8 семей) жилья поступили средства в сумме 5168,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 2937,4 тыс. рублей, из областного бюджета – 2111,3 тыс. рублей, из местного бюджета выделено 119,3 тыс. рублей.

По состоянию на 01.10.2010 г. произведены выплаты 8 семьям.

«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

По направлению «Повышение доступности жилья» департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области включены в списки на получение социальных выплат для приобретения жилья 12 молодых семей.


 

5 Чрезвычайные ситуации на территории Павловского района

 

5.1 Проявление чрезвычайных ситуаций

В характеризуемом регионе отмечаются чрезвычайные ситуации разного уровня: локального - в переделах производственного предприятия или объекта социального назначения; муниципального - на площади населенного пункта; межмуниципального - на территории двух населенных пунктов в одно субъекте; регионального - в пределах субъекта Российской Федерации, административной области; межрегионального - на территории двух федеральных субъектов; федерального - в пределах более двух федеральных субъектов; трансграничного - за счет процессов происходящих за пределами РФ.

1)  Чрезвычайные ситуации, возникающие под воздействием экзогенных процессов.

Основными экзогенными процессами, вызывающими чрезвычайные ситуации в Центрально-Черноземном регионе, являются: плоскостной смыв и овражная эрозия, образование оползней, карст, просадка лессовых грунтов, переработка берегов, русловые процессы, наводнения и паводки.

Факторы, определяющие развитие овражной эрозии и влияющие на процессы оврагообразования, подразделяются на природные и антропогенные. Первые из них создают условия для проявления нормальной, естественной эрозии. Хозяйственная деятельность человека вызывает ускоренную эрозии земель, которая наиболее интенсивно развивается в районах, где для этого существуют естественные предпосылки.

Природные условия Центрально-Черноземного региона, то есть, прежде всего, климатические особенности, рельеф свойства рельефообразующих пород и почвенно-растительного покрова на речных водосборах, могут создавать условия для образования оврагов. Зависимость овражности территории от климата хорошо заметна в наиболее крупных регионах, где степень овражности часто возрастает с увеличением годовой суммы осадков. Однако в условиях характеризуемого региона непосредственно такой зависимости не наблюдается в связи с относительно небольшими различиями в распределении осадков по территории: 550мм. Большую роль, однако, здесь играют климатические условия формирования весеннего стока: короткий период снеготаяния, когда до 70% этого стока скатывается с поверхности речных водосборов, вызывая эрозионные процессы. При этом значительное влияние на оврагообразование оказывает рельеф, то есть горизонтальное расчленение рельефа и крутизна склонов. Цитологические особенности рельефообразующих пород определяют форму балок и оврагов, густоту расчленения, форму склонов, размеры водосборов.

Оценка оврагоопасности в районе производится по двум показателям: густоте (км/км2) и плотности (шт./км) оврагов, так как только на основании информации о густоте оврагов нельзя судить об оврагоопасности территории. При этом следует учитывать количество действующих вершин оврагов, приходящихся на 1 км" территории, что позволяет выявить фронт агрессии, так как в весеннее время вершина каждого оврага становится точкой его роста. Установлено, что наибольшая плотность и густота оврагов отмечаются около населенных пунктов - в зоне до пяти километров.

При большей облесенности речных водосборов снижается оврагоопасность земель. Усиление эрозионных процессов в характеризуемом регионе произошло в последние два столетия после уничтожения лесов и повсеместной распашки земель.

В Павловском районе наибольшая оврагоопасностъ при густоте оврагов более 0,8 км/км и их плотности более 0,5 шт./км. Овраги создают значительную расчлененность сельскохозяйственных угодий, что мешает работе сельскохозяйственных машин и выпасу скота, разрушают коммуникации и гидротехнические сооружения; вызывают заиление прудов и речных русел; разрушение промышленных, жилых и строительных объектов.

Павловский район характеризуется умеренной степенью опасности пораженности оползнями, которая в среднем составляет менее 10%. Максимальный объем оползней достигает 100 тыс. м, глубина захвата пород составляет  от 3 до 15 м, преимущественная скорость смещения находится в пер делах от 4 до 200 м/с, и лишь в отдельных случаях - до 1 м/с. Оползни в характеризуемом регионе обычно вызывают незначительные повреждения сооружений и редкие разрушения сетей.

В связи с тем, что рельефообразующими породами являются карбонатные породы, то на этой территории хорошо развиты карстовые процессы. При этом здесь обычно наблюдается так называемый прикрытый карст, образование которого связано с верхнедевонскими известняками, а также мелом и мергелями верхнемелового возраста, которые прикрыты песками и глинами четвертичного возраста и почвенно-растительным покровом.

В этом районе отмечается разрушение промышленных и гражданских сооружений, повреждение коммуникаций, имеются единичные человеческие жертвы.

Среди них наиболее распространены карстовые воронки, которые часто покрыты лесом и кустарником, а также заросли разнотравно-злаковой растительности.

Реже здесь встречаются карстовые котлованы, западины, провалы, колодцеобразные формы, пещеры, и так называемые «слепые балки».

На Русской платформе лессовые просадочные грунты распространены к югу от 56 ° с.ш., поэтому Павловский район входит в зону их распространения с опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Здесь отмечаются две степени опасности просадок лессовых грунтов.

Механическое изменение русла реки Дон наблюдается на 25-50 % длины реки, скорость размыва берегов составляет около двух метров в год.

Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями. Площадь затопления поймы реки составляет здесь 40-75 %, а многолетние амплитуды колебания уровня воды в реках достигают 10 м. Многие населенные пункты Павловского район во время паводков здесь подвергаются частичному затоплению.

В характеризуемом регионе в настоящее время местами
отмечается снижение уровней грунтовых вод в результате истощения ресурсов основных водоносных горизонтов и образование крупных воронок депрессии подземных вод.

2)  Чрезвычайные ситуации, связанные с атмосферными процессами.

Многие чрезвычайные ситуации связаны с процессами, происходящими в атмосфере. К ним относятся экстремумы температуры воздуха, атмосферных осадков, снегопадов, сильных ветров, туманов, а также возникновение метелей.

Существует опасность возникновения экстремально высоких температур воздуха. Так, здесь ежегодно бывает не менее одного дня в году с температурой на 20 °С выше средней июльской. Абсолютная максимальная температура воздуха составляет + 41 °С, а максимальная непрерывная продолжительность периода высоких температур воздуха +30 °С и выше.

Возникновение экстремально низких температур существует, где в году не менее чем один день имеет температуру воздуха на 20°С ниже средней январской. Абсолютный среднемесячный минимум температур воздуха составляет -37°С. В характеризуемом регионе в результате экстремально низких температур существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Существует высокая степень риска выпадения интенсивных атмосферных осадков (более 20 мм/сут.) - более одного раза в год. Бывают ливневые осадки, возможность выпадения которых составляет 0,1-1,0 раза в год.

В целом для района степень опасности сильных дождей характеризуется возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом часто отмечаются риск гроз и градобития, с опасностью выпадения града диаметром более 20 мм, что может происходить один-два раза в год. На остальной территории Российской Федерации повторяемость выпадения такого града составляет лишь один раз в 5-15 лет.

В Павловском районе наблюдаются частые и сильные снегопады, характеризующиеся выпадением в течение года более одного снегопада интенсивностью свыше 20 мм/сут. Максимальное увеличение мощности снежного прироста в регионе за сутки в отдельных случаях может достигать 32 см. Опасность сильных снегопадов характеризуется возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций.

Существует также значительная опасность возникновения гололедноизморозных явлений с опасностью межмуниципального и риском муниципального уровня.

Павловский район, в основном, находится в районе опасности возможного возникновения сильных ветров. Степень риска сильных ветров составляет здесь более одного дня в году, со скоростью ветра свыше 23 м/с. В весеннее и летнее время при засушливой погоде возникает опасность пыльных бурь.

Большой материальный ущерб нанесли ураганные ветры, наблюдавшиеся в 1996 и 1997 гг.

3)  Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

Для Павловского района повторяемость риска техногенных чрезвычайных ситуаций распределяется следующим образом: от 1 до 5 раза в год. Наибольшее их количество (до 80 %) носит локальный уровень. В структуре источников чрезвычайных ситуаций преобладают пожары в жилом секторе и на промышленных объектах, а также аварии на автомобильном транспорте.

В структуре источников техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня преобладают пожары в жилом секторе, на объектах промышленности, аварии в системах жизнеобеспечения. Повторяемость таких ситуаций муниципального уровня составляет 1 -2 раза в год.

Опасность чрезвычайных ситуаций в характеризуемом регионе связана также с автомобильным транспортом.

Вероятность опасных природных явлений, способных вызвать чрезвычайные ситуации на дорогах региона, - метелей, шквала, смерча, ливня, наводнения, гололеда - составляет 4-8 раз/год.

Существует также подверженность трубопроводного транспорта воздействию смерча, снежных заносов и наводнений. В Центрально-Черноземном регионе магистральные трубопроводы имеют 6-7 ниток. Риск природных явлений, способных вызвать чрезвычайные ситуации на трубопроводах составляет 0,1-0,25 раз/год.

 

5.2 Вероятность возникновения ЧС

- Природные и природно-техногенные источники ЧС.

Возникновение природных ЧС на территории района маловероятно - Р = 0,1.

На территории района повышается вероятность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач в населенных пунктах, нарушениями в системе ЖКХ, работе дорожно-коммунальных служб, работе транспорта, нарушениями функционирования объектов жизнеобеспечения, падением слабо укрепленных конструкций, деревьев, раскрытием ветхих кровель в частных домовладениях, увеличением количества ДТП на трассах муниципального и федерального значения, случаев травматизма среди населения (Источник ЧС – сильный дождь, гроза, порывы ветра до 17-22 м/с). Вероятность возникновения ЧС, связанных с неблагоприятными погодными явлениями, - Р=0,7. Повышенный риск возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций в Павловском районе.

 - Техногенные источники ЧС.

Проводимые ремонтные работы на автодорогах, неблагоприятные погодные условия, низкая дисциплинированность водителей будут повышать вероятность возникновения ДТП на трассах местного и федерального значения. Участки дорог с высоким риском возникновения ДТП: магистраль «Дон». Вероятность возникновения ЧС, связанных с ДТП, - Р=0,1.

Повышаются риски возникновения техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-культурного, бытового и производственного назначения (Источник - низкая температура воздуха, отмечающиеся сбои в работе отопительных разводящих сетей, что приводит к увеличению потребления электроэнергии бытовыми отопительными устройствами, неосторожное обращение с огнем, курение в нетрезвом виде, нарушение правил эксплуатации электробытовых приборов, нарушение правил противопожарной безопасности). Вероятность возникновения крупных техногенных пожаров - Р=0,1. Из-за нарушения правил безопасности газового оборудования существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах. В период дачного сезона возрастает риск возникновения взрывов газа в результате эксплуатации неисправных газовых баллонов. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных взрывами бытового газа, - Р=0,05.

- Биолого-социальные источники ЧС.

Сохраняется вероятность заболеваемости острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом «А» (Источник – изношенность канализационных и водопроводных сетей, нарушение санитарно-эпидемиологического режима на пищевых предприятиях и продуктовых рынках). Вероятность возникновения заболеваний - Р=0,05.

Сохраняется угроза возникновения новых случаев заболевания бешенством среди диких и домашних животных. Повышенный риск возникновения заболевания бешенством среди животных. Вероятность заболевания - Р=0,05.

Сохраняется вероятность заноса вируса африканской чумы свиней на территорию области в связи с возникновением эпизоотического очага в Ростовской области.

На территории области количество людей, обратившихся в лечебные учреждения по поводу укусов клещами, уменьшается.

5.3 Рекомендованные превентивные мероприятия

1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.

2. Совместно с территориальными органами исполнительной власти и подразделениями ГИБДД реализовать меры по предупреждению возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных трассах.

3. Силами ГПН, с участием сотрудников УВД продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения. Продолжать осуществление контроля за выполнением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

4. Проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.

5. Проводить работу по выявлению нарушений в санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии пищевых объектов и продуктовых рынках, водопроводных, канализационных сооружений и сетей. Особое внимание уделить пищеблокам детских дошкольных учреждений и учебных заведений.

6. Проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости бешенством среди животных.

7. Усилить контроль на въезде в район со стороны Ростовской области с целью недопущения заноса африканской чумы свиней. Перевести свиноводческие хозяйства на режим работы предприятий «закрытого типа».

8. Отделу водных ресурсов, управлению автомобильных дорог и дорожной деятельности, использовать данную информацию для организации безаварийного судоходства по р. Дон и безопасной работы понтонных переходов.

9. В связи с комплексом неблагоприятных гидрометеорологических явлений:

- организовать комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизацию их последствий. Обратить особое внимание на устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения населения;

- проинформировать и при необходимости усилить дежурные службы объектов электроснабжения, потенциально опасных объектов экономики, объектов с массовым пребыванием людей, в том числе лечебных учреждений;

- особое внимание обратить на слабо закреплённые конструкции, крановое оборудование, на устойчивость рекламных щитов, вести опиловку раскидистых деревьев, располагающихся вблизи строений и объектов инфраструктуры;

- усилить контроль за состоянием окружающей среды;

- привести в готовность аварийно-спасательные формирования.

10. В целях предотвращения возникновения лесных пожаров:

- органам местного самоуправления выполнить мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Воронежской области от 22.05.2009 № 435 «Об утверждении Положения о порядке установления особого противопожарного режима на территории Воронежской области» и распоряжением от 27 июля 2010г № 461-р «Об установлении особого противопожарного режима на территории Воронежской области».

Управление лесного хозяйства:

- осуществлять наземное патрулирование в течение всего светлого времени суток;

- пожарным командам находиться в назначенных местах круглосуточно в состоянии полной готовности;

- резервные команды лесничеств и ДПД, закрепленный за ними инвентарь и средства транспорта привести в полную готовность;

- ежедневно, через каждые 2-3 часа, по местным ретрансляционным сетям передавать напоминания об осторожном обращении с огнем в лесу;

- в пригородных поездах, автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах систематически передавать напоминания об осторожном обращении с огнем в лесу;

- ограничить въезд в лес средств транспорта и посещение леса населением;

- закрыть имеющиеся шлагбаумы, установить щиты-сигналы, выставить контрольные посты на дорогах в лес;

- произвести опашку лесных массивов, прилегающих к полосе отчуждения железных и автомобильных дорог, шириной не менее 6 метров.

11. В целях недопущения гибели людей на водных объектах области:

- усилить профилактическую, агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу;

- увеличить количество совместных рейдов и патрулирований госинспекторами по маломерным судам, водным отрядом милиции и спасателями, особенно в выходные дни.

12. Вести с населением области разъяснительную работу через СМИ и систему «ОКСИОН»:

- о соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах области;

- о правилах эксплуатации электробытовых и газовых устройств;

- о наличии угрозы возникновения очагов АЧС, их ликвидации, мерах профилактики этой болезни;

- о правилах поведения на воде;

- о необходимости соблюдения мер предосторожности во время грозы;

- о профилактике природно-очаговых инфекций.

13. Поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.


 

Заключение

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. В настоящее время стало очевидным, что устойчивое экономическое развитие возможно не только в результате решения многочисленных проблем социально-экономического характера, но и после создания эффектной системы противодействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вызвано это, прежде всего, тем, что в последнее десятилетие в большинстве регионов отмечается тенденция увеличения интенсивности негативных природных процессов; одновременно в стане произошло значительное сокращение объема природоохранных мероприятий даже по утвержденным государственным программам.

Создание механизмов развития отечественной экономики во многом зависит от способности регионов противостоять негативным природным и техногенным процессам в результате снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, на основе реализации научно-хозяйственных систем, которые находятся на водосборах малых и средних рек. Хозяйственная деятельность человека здесь оказывает на природную среду прямое и косвенное воздействие, поэтому на речных водосборах наиболее удобно осуществлять мониторинг техногенной нагрузки, определять территориальные экологические риски и степень негативных последствий, вызывающих чрезвычайные ситуации.

Обоснование мероприятий, способных предотвратить или смягчить негативные последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в регионе, следует проводить после изучения и анализа природных условий их возникновение и характера хозяйственной деятельности человека, а также оценки последствий проявления негативных процессов на водосборах малых и средних рек. При этом выявляются основные факторы развития этих процессов, определяется территориальный риск чрезвычайных ситуаций, проводится типизация речных водосборов по условиям их возникновения, величине антропогенной нагрузки и интегральному показателю состояния природной среды.

Для оценки эффективности проведенных природоохранных и технических мероприятий в регионе необходима система мониторинга, которая может обеспечить снижение риска и смягчения негативных последствий чрезвычайных ситуаций для населения, природной среды и хозяйственных объектов.

На ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций различного рода в Российской Федерации в настоящее время используют 7 % ВВП. В ближайшее время, по прогнозам специалистов, эти расходы могут значительно вырасти, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды, вместе взятые. Поэтому, видимо, целесообразно направить государственную политику на предупреждение чрезвычайных ситуаций, то есть на максимально возможное уменьшение риска их возникновения и сохранения здоровья населения, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Не вызывает сомнения, что предотвращение чрезвычайных ситуаций и сохранение здоровья населения нашей страны являются задачами государства. Поэтому необходимо государственное управление проведением работ по прогнозированию таких ситуаций, а также их предупреждению в регионах. Все это требует значительных затрат, которые возможно сделать при определенных экономических возможностях общества, и сейчас, по-видимому, трудно провести необходимые мероприятия повсеместно и в нужном объеме. Однако это временное положение, и важнейшим вопросам сохранения здоровья населения и охраны природы вскоре будет уделено должное внимание.


 

Список литературы

1 Куприенко В.Ю. Интегральная оценка и картографирование геоэкологической ситуации региона интенсивного индустриально-аграрного освоения (на примере Воронежской области): дис. канд. геогр. наук / В.Ю. Куприенко. Воронеж: ВГУ, 2006 -179 с.

2 Куприенко В.Ю. Интегральная оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения Воронежской области / В.Ю. Куприенко, С.А. Куролап // Вестник ВГУ. Сер. География, геоэкология. 2005. № 2. С. 114 - 120.

3 Мамчик Н.П. Эколого-гигиенические основы мониторинга и охраны городской среды / Н.П. Мамчик, С.А. Куролап, О.В. Федотов и др. Воронеж: ВГУ, 2002. 330 с.

4 Мозговой С. Павловск и его окрестности. - Воронеж, 2003.

5 Овчинникова Т.В. Природопользование и чрезвычайные ситуации природного характера. – Воронеж, 2008.

6 Заводченков А.Ф., Федотов В.И. Воронежская область: природа и природные чрезвычайные ситуации. – Воронеж, 2009.

7 Экологическая ситуация по районам Воронежской области в 2009 году. Воронеж, 2010.

8 Официальный сайт администрации Павловского муниципального района Воронежской области

http: // www.pavlovsk-region.ru / index.php


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.