рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Бюджетная система Российской Федерации

Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.

2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.

2) Обеспечение среднесрочной и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов - это касается текущих доходов и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

3) Повышение эффективности расходов бюджета

Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

4) Повышение эффективности налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная политика в области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 4.1).

В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 4.2).

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 4.3)

Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

2.4 Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита

В текущем году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда. Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния.

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рис.4.1 и 4.2.

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 - 2012 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В 2010 - 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом.

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году - 487,3 млрд. рублей и в 2012 году - 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.4.3).

Законопроект предлагает установить в Бюджетном кодексе РФ норму зачисления в федеральный бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд руб., в 2011 году - не менее чем на 50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в закон "О Центральном банке РФ", касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50 % до 75 %. Это, по данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд руб. доходов в федеральный бюджет.

Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 77,9 млрд руб. в 2010 году, 86,4 млрд руб. в 2011 году и 25,6 млрд руб. в 2012 году.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.

Данная мера позволит сгладить последствия для бюджета от различных льгот и налоговых каникул по НДПИ на нефть и при этом осуществить "реальную дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки".

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61%.

Принятие мер в области НДПИ на газ приведет к росту доходов бюджета в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году - на 69,1 млрд рублей.

В соответствии с материалами Минфина о дополнительных доходах федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 году увеличится в 1,61 раза, в 2012 году - в 1,06 раза, в 2013 году - в 1,054 раза.

Акцизы на бензин в РФ могут быть увеличены на 1 рубль на 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах.

Увеличение будет идти к тем ставкам, которые установлены сейчас в Налоговом кодексе. Акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4 тыс.302 рублей за тонну до 5 тыс.672 рублей за тонну. Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более 105 млрд рублей.

Дополнительные доходы федерального бюджета РФ от принятия налоговых и неналоговых мер, которые предлагает Минфин, в 2011-2013 годах могут составить более 1 трлн рублей, сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин журналистам в среду.

Акцизы на табачные изделия в 2011-2013 годах будут расти на 30-40% в год.

Как отмечается в материалах Минфина РФ, в 2011 году ставка акциза на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля за 1 тыс. штук, в 2012 году - 360 рублей, в 2013 году - 460 рублей. На сигареты без фильтра ставки акцизов могут быть установлены на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и 460 рублей соответственно.

В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей, в 2013 году - 49,6 млрд рублей.


Заключение

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.


Список литературы

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.

2.  Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.

3.  ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".

4.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.

5.  Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

7.  Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.

8.  Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.

9.  Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.

10.  Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.


Приложение

Рис.1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Таблица 4.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе условно утверждаемые 234,0 483,1
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0

Таблица 4.2 Источники покрытия дефицита федерального бюджета

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.