рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Приоритеты эффективной налоговой политики в сфере контрольных проверок

Курсовая работа: Приоритеты эффективной налоговой политики в сфере контрольных проверок

Содержание

Введение

1 Цели и методы выездных проверок

1.1 Выездная проверка

2 Приоритеты эффективной налоговой политики в сфере контрольных проверок

2.1 Налог на добавленную стоимость

3 Этапы проведения налоговых проверок

3.1 Тематика проведения выездных налоговых проверок по НДС и пути их решения

3.1.1 Основные признаки «проблемного» контрагента пути решения

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Хорошо известно, что структура любой организации или учреждения, и в первую очередь – государственной или федеральной, должна соответствовать уровню задач, которые она призвана решать. В период перемен по Указу Президента Российской Федерации от 21.11.1991 N 229 на базе только что организованной ГНС, была создана самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации, а 23 декабря 1998 г. Указом Президента Российской Федерации N 1635 Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Действующая ныне налоговая система России основывается на законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения она в основном отражает опыт общераспространенных в мировой практике налоговых систем. Перечень применяемых налогов и методы налогового администрирования, соответствуют принятым стандартам в современной рыночной экономике. Осуществление государственного контроля за соблюдением налогового законодательства - это очень сложная и многогранная работа, она требует солидного базового образования, практического опыта и трудолюбия. Инспектору приходится общаться с хорошо подготовленными налогоплательщиками, сведущими в учете и отчетности, оперативно распознавать ошибки и нарушения, ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве.

Современному специалисту важно не только владеть знаниями налогового законодательства, знать состав, принципы построения, правовой статус, задачи и функции налоговых органов Российской Федерации, разбираться в правах, обязанностях и ответственности налоговых органов, но и понимать сущностные характеристики таких дефиниций, как «налоговая политика», «налоговые отношения», «налоговый механизм», «налоговый потенциал, функции налогов» и др. Подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению на нынешнем, достаточно сложном, этапе развития отечественной экономики не просто. Изменяющиеся условия исчисления налогов и сборов, воздействие различных факторов, в том числе наличие много численных нормативных документов, издаваемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях органами исполнительной власти, безусловно, осложняют процесс обучения. Кроме того, сложная, иерархически выстроенная система управления налоговыми отношениями в целом и налоговыми органами в частности заставляет по-новому рассматривать «налогообложение», определять его целевые стратегические функции и текущие задачи развития: Важно, чтобы подготовленный специалист по налогообложению не только владел теорией и методическими навыками, но и умел реализовать их на практике.

Налогообложение основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке. Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы, В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

Более широкое определение налогообложения — это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Налогообложение — это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны.

По мнению заместителя министра финансов РФ С. Шаталова, «современная система налогообложения» должна одновременно обеспечить выполнение нескольких задач: во-первых, это повышение уровня собираемости налогов, во-вторых, создание справедливой прозрачной системы налогового администрирования, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований законодательства и создания для него максимально удобных условий по уплате налогов. При этом государство тоже должно снижать свои затраты на осуществление налогового контроля. И, наконец, необходимо обеспечить справедливые и равные условия налогообложения для юридических лиц, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности».


1.Цели и методы выездных проверок

1.1 Выездная проверка

Налоговая проверка является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщиков. Основную нормативную предпосылку проведения налоговых проверок составляет ст. 31 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговые органы имеют право:

-  затребовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

-  произвести выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, со крыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

-  осмотреть (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; потребовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Согласно п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований по осуществлению производства по делу о налоговом право нарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом может являться основанием для отмены вынесенного по результатам налоговой проверки решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. При этом в соответствии с п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 г. № 5 «0 некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации».

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются в первую очередь предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства. Программа проведения документальной проверки предусматривает перечень вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который она должна быть проведена. Программа проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах осуществляется сплошным или выборочным способом. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, при выборочном — часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если при выборочной проверке было установлено нарушение налогового законодательства или злоупотребления, то проверка деятельности предприятия проводится сплошным способом со снятием копий или изъятием необходимых документов, налогообложения.

Достоверность отражения в финансовых документах хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля.

При проведении формальной проверки устанавливается правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц.

При арифметической проверке определяется правильность расчетов в бухгалтерских документах, например правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.

Согласно ст. 87 Налогового кодекса РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связан ной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого предприятия сравниваются с соответствующими документами и данными предприятий, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности. Данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно заверены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, на котором производится встречная проверка.

Для выездных налоговых проверок в процессе сбора ин формации устанавливается предельный срок их про ведения, продлевают его только в особо оговоренных в Налоговом кодексе РФ случаях. Кроме того, в налоговых органах создаются специальные подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, своего рода внутренний аудит. Предполагается также установить, что в случае значительных доначислений решение о направлении акта налоговой проверки налогоплательщику должно быть согласовано с вышестоящим налоговым органом.

30 мая 2007 года ФНС РФ разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а 27 июня на сайте ФНС были обнародованы Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Концепция предполагает точечный отбор и «калибровку» кандидатов для выездной про верки на основе тщательного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с обязательной оценкой информации из т.н. внешних и оперативных источников (регистрационные, правоохранительные органы, банки, контрагенты и сотрудники налогоплательщика, интернет, СМИ и т.д.). Концепция содержит 12 индикативных показателей, совокупность и критичность которых будет являться основанием для выездной проверки, в частности: убыток в течение 2-х и более лет, налоговая нагрузка, рентабельность, зарплата сотрудников ниже среднеотраслевых показателей, доля вычетов по НДС за год превышает 89 %, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), не однократная «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами.

Количество выездных проверок в 2008 году кардинально уменьшилось, а их результативность повысилась, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок. Кроме того, ФНС переходит на перспективное (на год вперед) планирование проверок, о чем говорится в Письме ФНС от 22.10.07 г. № ШТ-14-06/396дсп.

Надо также отметить весьма существенный рост профессионализма сотрудников налоговых органов, которые в настоящее время вооружены секретными методичками и инструкциями по выявлению налоговых схем, в первую очередь НДС, ЕСН.

Разработаны специальные инструкции и под конкретных налогоплательщиков, например, методические рекомендации по выявлению схем уклонения от налогообложения, используемых строительными организациями, утв. Приказом ФНС РФ от 21.04.04 г. № 06-3-06/425дсп.

В законопроекте прописаны специальные нормы по представлению документов, согласно которым налоговые органы не мо гут потребовать их нотариального заверения — вполне достаточно, чтобы они были заверены в самой проверяемой организации, так же теперь никакие документы не могут быть затребованы повторно. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в форс-мажорных ситуациях. Проект на много тщательнее и подробнее регламентирует камеральные, выездные и повторные налоговые проверки.


2. Приоритеты эффективной налоговой политики в сфере контрольных проверок

2.1 Налог на добавленную стоимость

Главной проблемой в налогообложении в сфере бюджетно-налоговой системы остается ее излишняя централизация (при формальной децентрализации) и фискальная направленность. Формирование эффективной налоговой политики предполагает повышение результативности ее контрольно-регулятивной составляющей.

В этом направлении предлагается осуществить ряд соответствующих мер, в частности;

-  разработать подходы и пути повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных технологий, в том числе создание более эффективной системы предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Подобная система может быть основана на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных мате риалов и экономико-математической модели определения потенциальной суммы налоговых обязательств каждого налогоплательщика;

-  разработать автоматизированную систему подготовки регистрации решений, выносимых по результатам проверок;

-  внедрить меры по усилению контрольной работы с «фирмами-однодневками» и «анонимными» структурами, организациями, представляющими «нулевые балансы»

-  увеличить размер контролируемых службами финансового мониторинга сделок с 20 до 40 тыс., долл.

НДС в мировой практике стал применяться в 60-е годы 20-го века. Он был разработан во Франции в 1954 году, в 1960году его стали применять страны ЕС, в настоящее время его используют 44страны и Россия в том числе. В России впервые его применили 1992 году в самом начале на логовой реформы.

Это косвенный налог и в России он заменил налог с оборота. Налог с оборота устанавливался на предметы роскоши как надбавка к розничной цене. На этом этапе ставку устанавливали на уровне 28% от цены товара. Эта ставка спровоцировала рост инфляции.

НДС в отличие от налога с оборота, многоступенчатый налог, так как сопровождает все продажи на территории страны.

Несколько преимуществ НДС;

-  он имеет очень широкую налоговую базу, так как облагаются любые обороты платежа

-  данный налог не осознается конечным потребителем, хотя производитель увеличивает цену за счёт налога

-  налог легко проверяем, так как все плательщики используют одинаковую налоговую базу

-  имеется возможность встречных налоговых проверок с помощью счетов фактур.

Недостатки НДС;

-  искажается рыночная цена

-  налог перелагается в основном на бедное население

-  для плательщика: отвлекаются денежные средства из оборота

НДС-это федеральный налог и с 2005 года он поступает только в федеральный бюджет, а это, как правило, приводит к бюджетному дефициту средств в регионах. Имеет НДС территориальную привязку, то есть он может действовать по тем операциям, которые осуществляются на территории страны. Например: если товар произведен в России и отгружается с ее территории, то Россия признается местом его реализации, а значит, платит НДС владелец товара, который его произвел.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: (ст.143 НК РФ).

-  организации;

-  индивидуальные предприниматели;

-  лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

При экспорте местом реализации является иностранное государство, поэтому в России действует 0% ставка, механизм освобождения от НДС.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.


3 Этапы проведения налоговых проверок

3.1 Тематика проведения выездных налоговых проверок по НДС и пути их решения

3.1.1 Основные признаки «проблемного» контрагента пути решения

Основные этапы при проведении налогового контроля.

Подготовительный или предпроверочный этап в ходе, которого определяются цели и сроки проведения налогового контроля, осуществляется подбор специалистов, предварительное ознакомление с объектом налогового контроля, проводиться изучение «дела» налогоплательщика, наличие сведений в налоговом органе о деятельности налогоплательщика, своевременность предоставления отчётности и уплаты налогов или сборов, предоставление отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов.

Основная задача подготовительного этапа – рациональный отбор налогоплательщиков, имеющих показатели, вызывающие сомнения, а также предприятия заявившие льготы, являющихся субъектами малого предпринимательства или имеющих существенный показатель выручки от реализации, плательщиков ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Подготовительный этап проводиться с целью повышения результативности проверок

-  Технологический этап, основной этап при проведении налогового контроля, в ходе которого осуществляется проведение проверок, то есть, проведение выездного налогового контроля

-  Окончательный этап, в ходе которого проводиться оформление результатов налогового контроля, составление справки и актов налоговых проверок, вынесение решений по результатам проверки, передача информации уполномоченным органам о необходимости принятия дополнительных мер (возбуждение уголовного дела), передача материалов в судебные органы, для принудительного взыскания налоговых платежей

-  Основная задача подготовительного этапа:

Для сбора информации устанавливается предельный срок проведения налоговых проверок, продлевают его только в особо оговоренных в Налоговом кодексе РФ случаях и ограничиваются основания для повторных проверок. Количество выездных проверок кардинально уменьшается, а их результативность повышается, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок.

Кроме того, ФНС перешла на перспективное планирование проверок. Концепция предполагает точечный отбор и «калибровку» кандидатов для выездной проверки на основе тщательного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с обязательной оценкой информации из внешних и оперативных источников (регистрационные, надзорные, правоохранительные органы, банки, контрагенты и сотрудники налогоплательщика, интернет, СМИ и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.