рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Камеральная налоговая проверка

Теперь одним из основных нововведений в процедуре камеральной проверки явилось установление требования к должностным лицам налогового органа составить акт камеральной проверки[9].

Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Необходимо отметить, что ранее НК РФ не предъявлял требований к структуре акта налоговой проверки.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 года, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 к Приказу N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу N САЭ-3-06/892@).

В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

В п. 6 ст. 100 НК РФ закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

 

2.3 Принятие решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки

Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.

Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если нужно получить дополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотрения материалов проверки может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срок проведения этих мероприятий - один месяц. В решении об их проведении налоговый орган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которыми проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок и форму их проведения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов[10]. Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица:

участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остальные нарушения в процедуре рассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в том случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.

После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:

запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к такой ответственности;

о принятии обеспечительных мер;

об отмене обеспечительных мер.

Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате по лучения документа.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции[11]. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.

 

2.4 Правовые и организационные проблемы проведения камеральных проверок

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций[12].

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год. В связи с тем что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, многие аспекты осуществления камеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями Федеральной налоговой службы, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями[13].

До внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс судебные органы, разрешая подобные проблемы на практике, оставляют за налоговым органом право проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика с учетом вновь открывшихся обстоятельств[14]. Данное положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в котором говорится, что налоговые органы могут "провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога (НДС. - Прим. автора) по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатам такой проверки".

Также при решении данной проблемы, на наш взгляд, государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностранными государствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением[15]. В свою очередь, Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).

Таким образом, для выполнения требований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.


Заключение

Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Предметом камеральной проверки является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций).

Правильность проведения и достоверность сведений при проведении камеральной налоговой проверки позволяет предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Кроме того для более эффективного проведения камеральной налоговой проверки необходимо: активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных.


Список использованной литературы

Законодательно – нормативные акты:

1.   Конституция Российской Федерации, Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 46с.

2.   Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 ноября 2008 года). – Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 645с.

3.   Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Специальная литература:

4.   Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая. Разделы I-VII. Главы 1-20. - М.: Экзамен, 2005. 485 с.

5.   Зрелов А.П. Комментарий последних изменений к НК РФ. - М.: Юрайт-Издат, 2007. 295 с.

6.   Комментарий к части первой Налогового Кодекса // – М.: издательство НОРМА, 2007. – 800 с.

7.   Постатейный комментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова, Г.М. Бойцова) // Гроссмедиа, 2008. 347 с.

Учебники, учебные пособия и материалы:

8.    "Камеральные и выездные налоговые проверки" – А.П. Терехина // "Вестник Арбитражного суда города Москвы", 2007, N 1.

9.    Афанасьева Л.В. Камеральные проверки как элемент текущего налогового контроля // Арбитражная налоговая практика. 2004. N 8.

10.  Камеральная налоговая проверка (С.И. Титова, 'Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 9, май 2008 г.

11.  Камеральные налоговые проверки" – В. Холодный // "Бизнес-адвокат", N 14, 2001.

12.  Персикова И.С. Камеральная проверка: порядок проведения и последствия // Российский налоговый курьер. 2003. N 8.

13.  Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2006.

14.  Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов – практическое пособие. - М.: Экзамен, 2008.

15.  Шевцова Т.В. "Камеральная проверка деклараций по НДС остается действенной формой налогового контроля". Интервью // Российский налоговый курьер. 2007. N 1-2.

16.  Камеральные налоговые проверки. – И. Огудин, // 'Практический бухгалтерский учет", N 4, 5, апрель, май 2008 г.

17.  Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок". – А.М. Полтева // "Налоги" (газета), 2008, N 17.

18.  Ю.М. Лермонтов. // "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.

19.  Камеральные налоговые проверки. – И. Шиндер. // "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.

20.  О новом Регламенте камеральных налоговых проверок. – А.В. Зубарев. // "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 21, ноябрь 2008 г.


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 200 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824 и от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.

[2] Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки - проблемы, анализ, решение. С. 11.

2 Камеральные налоговые проверки. – И. Шиндер. // "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.

[4] Афанасьева Л.В. Камеральные проверки как элемент текущего налогового контроля // Арбитражная налоговая практика. 2004. N 8. С. 4.

[5] О новом Регламенте камеральных налоговых проверок. – А.В. Зубарев. // "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 21, ноябрь 2008 г.

[6] Постатейный комментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова, Г.М. Бойцова) // Гроссмедиа, 2008. С. 253.

[7] О новом Регламенте камеральных налоговых проверок. – А.В. Зубарев. // "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 21, ноябрь 2008 г. С. 5.

[8] Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов – практическое пособие. - М.: Экзамен, 2008. С. 62.

[9] Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов – практическое пособие. - М.: Экзамен, 2008. С. 48.

[10] Постатейный комментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова, Г.М. Бойцова) // Гроссмедиа, 2008. С. 173.

[11] Камеральная налоговая проверка (С.И. Титова, 'Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 9, май 2008 г. С. 13.

[12] Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок". – А.М. Полтева // "Налоги" (газета), 2008, N 17. С. 1.

[13] Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок". – А.М. Полтева // "Налоги" (газета), 2008, N 17. С. 2.

[14] См., например: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 2785/07; Определение ВАС РФ от 1 октября 2007 г. N 12148/07 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 10678/07 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".

[15] Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок". – А.М. Полтева // "Налоги" (газета), 2008, N 17. С. 3.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.