| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Бухгалтерский учет операций по ипотеке (залогу недвижимости)В октябре бухгалтер сделал такие проводки: Дебет 01 субсчет "Основные средства, переданные в залог" Кредит 01 субсчет "Основные средства в эксплуатации" - 450 000 руб. - отражена передача основного средства в залог; Дебет 009 - 78 000 руб. - отражена залоговая стоимость автомобиля; Дебет 76 субсчет "Расчеты по имущественному страхованию" Кредит 51 - 53 000 руб. - выплачена сумма страховой премии; Дебет 97 Кредит 76 субсчет "Расчеты по имущественному страхованию" - 53 000 руб. - отражены затраты на страхование в составе расходов будущих периодов. Ежемесячно с октября 2007 г. по март 2008 г. бухгалтер спишет сумму страховых расходов: Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 97 - 8833,33 руб. (53 000 руб. : 6 мес.) - списана часть страховой премии. Расходы на добровольное страхование основных средств производственного назначения, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 Налогового кодекса РФ). Пункт 6 ст. 272 Налогового кодекса РФ предписывает уменьшать налогооблагаемый доход на расходы по добровольному страхованию в том отчетном периоде, в котором были перечислены деньги на оплату страховых взносов. Плата за то, что заложенное имущество не застраховано При заключении договора залога стороны могут прописать, что залогодатель не будет страховать имущество, а перечислит банку дополнительную сумму в обеспечение кредита. В бухгалтерском учете сумму, перечисленную банку, нужно отнести в состав прочих расходов. Либо в полном размере в том периоде, к которому она относится, либо постепенно в течение срока действия договора займа. Помимо страхования имущества у залогодателя нередко бывают и другие расходы. В частности, затраты на оплату оценки имущества или услуг нотариуса за удостоверение договора залога. Расходы на оценку имущества и затраты по оплате услуг нотариуса связаны с получением кредитов или займов. И по правилам п. 20 ПБУ 15/01 их также можно учесть двумя способами. Единовременно в момент осуществления или равномерно в течение действия договора кредита или займа. Выбранный способ надо закрепить в учетной политике. Чтобы избежать расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом, затраты лучше списывать единовременно, в том периоде, когда вам окажут услуги. Пример 2. [11, c. 25]. Организация А 01.03.2007г. получила от организации Б денежный заем в сумме 2000 тыс. руб. сроком на 30 дней под 1,2% (24 тыс. руб.) с целью приобретения материальных ресурсов. Обеспечением займа выступило здание материального склада, принадлежащее организации А, в связи с чем был заключен договор об ипотеке и выписана закладная. Рыночная стоимость здания (без НДС) - 2024 тыс. руб. Общая сумма обязательства, указанная в закладной, составляет 2024 тыс. руб. (2000 тыс. руб. + 24 тыс. руб.). Заемные средства использованы для осуществления расчетов с поставщиком в порядке последующей оплаты и возвращены кредитору в установленный срок. Порядок учета операций, обусловленных настоящей сделкой, у залогодателя и залогодержателя приведен в таблице 1. Таблица 1 Методика учета операций по получению и возврату ипотечного займа ┌────────────────────────────────────────┬─────────┬─────────────┐ │ Содержание операции │ Сумма, │Корреспонди │ │ │тыс. руб.│рующие счета │ │ │ ├──────┬──────┤ │ │ │ Д-т │ К-т │ ├────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┤ │ Залогодатель (организация А) │ ├────────────────────────────────────────┬─────────┬──────┬──────┤ │Передано в залог здание материального │ 2024 │ 009 │ │ │склада │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Выдана кредитору (залогодержателю) │ 2000 │ 51 │ 66 │ │закладная в связи с зачислением на │ │ │ │ │расчетный счет краткосрочного займа, │ │ │ │ │обеспеченного ипотекой │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Начислена задолженность по процентам за │ 24 │ 91-2 │ 66 │ │пользование займом │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ ┌────────────────────────────────────────┬─────────┬─────────────┐ │ Содержание операции │ Сумма, │Корреспонди │ │ │тыс. руб.│рующие счета │ │ │ ├──────┬──────┤ │ │ │ Д-т │ К-т │ ├────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┤ │С расчетного счета возвращены │ 2024 │ 66 │ 51 │ │залогодержателю заем и проценты в связи │ │ │ │ │с предъявлением закладной к оплате │ │ │ │ │(2000 тыс. руб. + 24 тыс. руб.) │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Получен залог, возвращенный │ 2024 │ │ 009 │ │залогодержателем │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┤ │ Залогодержатель (организация Б) │ ├────────────────────────────────────────┬─────────┬──────┬──────┤ │Получено в залог здание материального │ 2024 │ 008 │ │ │склада │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │От должника (залогодателя) получена │ 2000 │ 58-3 │ 51 │ │закладная в связи с предоставлением │ │ │ │ │краткосрочного займа, обеспеченного │ │ │ │ │ипотекой │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Начислены проценты по закладной │ 24 │ 76-3 │ 91-1 │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Начислена задолженность бюджету по НДС с│ 4 │ 91-2 │ 68 │ │суммы причитающихся процентов (16,67% х │ │ │ │ │24 тыс. руб. : 100%) │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Отражен финансовый результат │ 20 │ 91-9 │ 99 │ │(операционная прибыль) от предоставления│ │ │ │ │займа │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │На расчетный счет зачислены денежные │ │ │ │ │средства в связи с погашением закладной:│ │ │ │ │заем │ 2000 │ 51 │ 58-3 │ │проценты │ 24 │ 51 │ 76-3 │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │Возвращен залогодателю залог │ 2024 │ │ 008 │ ├────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤ │ С расчетного счета уплачен в бюджет НДС│ 4 │ 68 │ 51 │ └────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┘ Учет обращения закладных. Согласно ст.47 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" залогодержатель вправе передать свои права по договору об ипотеке другому лицу, что обуславливает возможность обращения закладных и тем самым является предпосылкой для возникновения их вторичного рынка. Передача прав по закладной осуществляется путем совершения на ней (или на добавочном листе - аллонже) передаточной надписи (индоссамента) в пользу третьего лица и влечет последствия уступки требования. При этом залогодержатель становится индоссантом, а новый владелец ценной бумаги - индоссатом. Ограничений при индоссировании закладных нет. В индоссаменте должно быть точно и полно указано наименование лица, которому передаются права по закладной. В противном случае передаточная надпись считается ничтожной. Первый индоссамент подписывается залогодателем, а все последующие - владельцем закладной, названным в предыдущей надписи. Возможность индоссирования закладной превращает ее из средства обеспечения обязательства в средство платежа. С помощью закладной индоссант погашает свои обязательства перед различными кредиторами: поставщиками, банками и др. Индоссат, приобретая закладную, получает право требовать от залогодателя исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, а также уплаты причитающихся ему в возмещение сумм: - убытков или неустойки (штрафа, пени) вследствие неисполнения или просрочки исполнения обязательства; - судебных издержек, вызванных обращением взыскания на заложенное имущество; - расходов по его продаже. У индоссанта операции по индоссированию закладных (списание закладной с баланса и обеспечения с забалансового счета) сопровождаются записями по дебету счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др. и кредиту счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Закладные полученные" и др., а также по кредиту счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". В случае несоответствия сумм индоссируемой закладной и погашаемого обязательства возникшая разница принимается к учету как операционный доход (расход). Индоссирование закладной, удостоверяющей право на получение обязательства по кредитному договору или договору займа, рассматривается как отчуждение финансового актива, что предполагает использование счета 91 "Прочие доходы и расходы". При этом каждый индоссат имеет право принимать участие в распределении процентов. Если закладная не будет оплачена залогодателем в установленный срок, то, в отличие от векселя, ее индоссанты не несут солидарной ответственности вместе с плательщиком. Следовательно, ведения каждым индоссантом забалансового учета индоссированных закладных в данном случае не требуется. Для индоссата получение от своего контрагента закладной третьего лица приравнивается к прекращению обязательств отступным, обуславливая тем самым погашение дебиторской задолженности в согласованном размере. В соответствии с Приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" (с изменениями от 01.12.1998) такая закладная должна приниматься к учету как ценная бумага и отражаться в составе финансовых вложений: Д-т сч. 58 "Финансовые вложения", субсч. 2 "Долговые ценные бумаги", К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др. Пример 3. [21, c. 33]. Организация Б 16.03.2002 приобрела у организации В материалы стоимостью 2160 тыс. руб. (в том числе НДС 360 тыс. руб.) и фактической себестоимостью 1200 тыс. руб. Расчеты между ними произведены с помощью закладной организации А (см. пример 1). По условиям сделки оставшаяся часть долга погашена денежными средствами. 31.03.2002 закладная погашена организацией А. Порядок учета операций, обусловленных настоящей сделкой, у индоссанта и индоссата см. в табл. 2. Таблица 2 Методика учета операций по индоссированию закладной ┌────────────────────────────────────────┬─────────┬─────────────┐ │ Содержание операции │ Сумма, │Корреспонди │ │ │тыс. руб.│рующие счета │ │ │ ├──────┬──────┤ │ │ │ Д-т │ К-т │ ├────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┤ |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|