рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Государственные внебюджетные фонды по законодательству Российской Федерации (функции, правовой статус)

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования, и обеспечивает компенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временной нетрудоспособности работников. Государственное социальное страхование является обязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда и членов их семей. Выплаты из средств Фонда социального страхования производятся только в том случае, если право на их получение наступило в период работы застрахованного лица. Исключения составляют лишь частные случаи.

В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484).

Задачей Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение работающих граждан гарантированными пособиями по государственному социальному страхованию и оплата за счет средств Фонда путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, в том числе:

пособия по временной нетрудоспособности;

по беременности и родам;

пособия, связанные с усыновлением ребенка;

единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

пособия на погребение умерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работавших граждан;

оплата четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

оздоровление детей работников.

Бюджет Фонда на соответствующий год может предусматривать и другие направления расходования. Порядок расходования таких средств должен быть установлен нормативными документами.

К задачам Фонда социального страхования также относится:

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

разработка мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования.

В структуру Фонда социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения всех субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, а также филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда.

Средства Фонда социального страхования не входят в состав бюджетов различных уровней. Денежные средства и находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования имущество, в том числе имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Средства Фонда социального страхования используются только на целевое финансирование уставной деятельности фонда. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

На осуществление государственного социального страхования Фонд социального страхования получает средства от страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. На страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний - в виде отдельных страховых взносов, непосредственно уплачиваемых в фонд работодателями. В 1998 г. № 125-ФЗ от 24.07.1998 был принят Федеральный закон, устанавливающий правовые основы организации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон вступил в силу только с 1 января 2000 г. Россия - одна из последних среди развитых стран мира, ввела этот наиважнейший и самый традиционный вид социального страхования. В соответствии с этим Законом проведение обязательного социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний было возложено на Фонд социального страхования.

Также к источникам формирования средств Фонда социального страхования, в соответствии с Положением о Фонде относятся:

•доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период.

добровольные взносы граждан и юридических лиц;

ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций.

средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям;

иные финансовые поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на всех уровнях Фондом социального страхования создается резерв. Порядок формирования и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования.

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

разъяснительная работа среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда - в отдельных отраслях хозяйства в порядке, установленном Положением о Фонде социального страхования. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда социального страхования осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за свою работу.

Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами управления, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию. Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета.

Контроль финансово - хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно - ревизионной службой Фонда. Проверка финансово - хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда социального страхования осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

В советский период единственным источником финансирования здравоохранения в СССР был государственный бюджет.

Считалось, что одним из основных достижений социализма в Советском Союзе являлось бесплатное здравоохранение. Финансовые средства на здравоохранение аккумулировались в федеральном бюджете и централизованно распределялись между лечебными учреждениями страны.

Необходимость в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государство признает, что защита здоровья граждан является существенным фактором развития общества, однако не имеет в своем бюджете необходимых средств для полноценного обеспечения такой защиты.

Обязательное медицинское страхование призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет взимания страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 и других платежей в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования.

В настоящее время вопросы медицинского страхования регулируются нормами Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, а также более 20 специализированных законов в сфере страховой деятельности и охраны здоровья.

Непосредственное законодательное регулирование обязательного медицинского страхования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был разработан Комитетом по охране здоровья Верховного Совета Российской Федерации и принят 1991 г.

Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 24.02.93 № 4543 - 1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993г.», в соответствии с которым был создан Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, а также утвержден ряд положений: о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, территориальном фонде обязательного медицинского страхования, порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС и ТФОМС) осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ.

ФФОМС и ТФОМС созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов или других фондов.

Правовые основы формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов, в том числе обязательного медицинского страхования, заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Непосредственной нормативной базой формирования и расходования средств ФФОМС являются федеральные законы о бюджете и об исполнении бюджета ФФОМС, принимаемые ежегодно.

Главным элементом системы обязательного медицинского страхования являются фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС), которые фактически стали органами государственного управления финансовыми средствами обязательного медицинского страхования.

ФФОМС создан распоряжением Совета Министров - Правительства РФ (от 27.05.93 № 927-р) и в настоящее время свою деятельность осуществляет в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.98 № 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

ФФОМС является, как отмечалось выше, самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и действует как самостоятельное юридическое лицо, которое имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы бланки установленного образца.

Управление финансовыми средствами в системе обязательного медицинского страхования отличается от аналогичной деятельности других внебюджетных фондов (Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования) и носит децентрализованный характер.

Финансовые средства ФФОМС, аналогично другим государственным внебюджетным фондам социального назначения, являются государственной собственностью Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Для выполнения поставленных перед ним задач ФФОМС наделен определенными функциями, и наиболее значимые из них это:

аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;

выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования;

разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» и др.

Таким образом, ФФОМС осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой обязательного медицинского страхования. ФФОМС сам не осуществляет страховые операции и в целом не финансирует систему обязательного медицинского страхования граждан. Основной его финансовой функцией является предоставление субвенций ТФОМС для выравнивания условий обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов.

Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление ФФОМС по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство Российской Федерации.

Деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования регламентирована Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.».

Согласно указанному положению задачи ТФОМС сходны с задачами ФФОМС и включают.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы.

ТФОМС как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения подотчетны органам представительной и исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, их финансовые средства являются государственной собственностью РФ и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» фонды обязательного медицинского страхования по своему статусу являются публично-правовыми учреждениями и наделены двойственной природой: с одной стороны, административной компетенцией, как и органы государственного управления, с другой - гражданской правоспособностью как юридические, хозяйствующие субъекты.

Функционирование всех участников и субъектов системы обязательного медицинского страхования невозможно без обеспечения его финансовой устойчивости. Поэтому одной из основных функций фондов обязательного медицинского страхования является аккумулирование финансовых средств. Финансовые средства системы обязательного медицинского страхования образуются путем отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование, и формируется за счет:

страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

 единого сельскохозяйственного налога в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с налоговым законодательством;

страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, страхователями которого являются органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления. Эти средства поступают только в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:

доходов от использования временно свободных финансовых средств;

финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, юридических и физических лиц по предъявленным регрессным искам (штрафы, пени);

добровольных взносов юридических и физических лиц;

ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

нормированного страхового запаса;

из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение обязательного медицинского страхования, используют поступившие от ТФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным ТФОМС.

Средства, поступившие от ТФОМС на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.

Расходы на финансирование иных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию предусматриваются в бюджете ТФОМС и расходуются при условии обеспеченности финансовыми средствами территориальной программы. Они включают в себя, как правило, расходы на финансирование целевых мероприятий по обязательному медицинскому страхованию в рамках региональных программ по здравоохранению.


Заключение

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. Фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды позволяют.

влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.


Список используемой литературы

1.      Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации / Московская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300.

2.      Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

3.      Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.

4.      Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5.      Гражданский кодекс Российской Федерации. / части 1 и 2. М. Инфра-М - Норма. 1996.

6.      Бюджетный кодекс Российской Федерации.

7.      Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru

8.      Официальный сервер ФОМС http://www.rosmedstrah.ru

9.      Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.