рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Налоговое правоотношение

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

с ликвидацией организации-налогоплательщика — после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок данная обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании налога, сбора, пени принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает в себя права и обязанности иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений или территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков и иных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков. Основные обязанности следующие:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

На должностных лиц налоговых органов возлагаются обязанности:

действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Поскольку налоговым законодательством предусмотрено, что в ряде случаев таможенные органы выполняют функции налоговых органов, необходимо охарактеризовать их полномочия.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предоставленные НК РФ должностным лицам налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Как и должностные лица налоговых органов, должностные лица таможенных органов обязаны:

действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности таможенных органов в налоговых правоотношениях;

корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений.

Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

 Налоговые, таможенные и финансовые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники названных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы внутренних дел не являются налоговыми органами, на них возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законодательством. Названные органы вправе:

производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению:

проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;

по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

осуществлять иные полномочия.

Органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Так же как и налоговые органы, и их должностные лица, органы внутренних дел и их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих неправомерных действий (решений) или бездействия.


Задача

Руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю 20 ноября 2008 года вынес решение о взыскании с ОАО «Восточное» недоимки по налогу на добавленную стоимость за 2007 год и пени. На расчетный счет ОАО «Восточное» в Далькомбанке было выставлено инкассовое поручение о списании со счета в без акцептном порядке данных сумм. ОАО «Восточное» с указанным решение не согласилось и обжаловало решение в Арбитражный суд Хабаровского края и одновременно подало заявление о принятии обеспечительных мер о приостановлении исполнения инкассового поручения по данному решению.

Рассчитайте сумму государственной пошлины, которую необходимо заплатить ОАО «Восточное» при обращении в Арбитражный суд. Имеет ли право руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю бесспорного взыскания недоимок, штрафов, пени? Должны ли предшествовать такому решению проверка и оформление соответствующего акта? Какое решение вынесет Арбитражный суд?

Ответ:

Согласно пп. 3 ст. 333.21 НК РФ в случае обжалования ненормативного правового акта, которым и является решение налогового органа о взыскании недоимки и пени, размер государственной пошлины составит 2000 рублей. В соответствии с пп. 9 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина 1 000 рублей. Таким образом, всего ОАО «Восточное» должно будет уплатить 3000 рублей государственной пошлины.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ), значит, руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю имеет право бесспорного взыскания недоимок, штрафов, пени в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится руководителем соответствующего налогового органа по результатам рассмотрения акта налоговой проверки (ст. 101 НК РФ).

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Исходя из изложенного, учитывая, что налоговым органом нарушена процедура налогового контроля в части порядка принятия решения о взыскании недоимки по налогу и пени, а также тот факт, что бесспорное взыскание денежных средств причинит вред имущественным интересам налогоплательщика, арбитражный суд должен удовлетворить жалобу ОАО «Восточное».


Использованная литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. -

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. - Москва.: Омега - Л, 2008.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (по состоянию на 26.04.2007) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Российская газета. - 2002. - 13 июля; 2007. - 28 апр.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// Консультант плюс.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. №506 (по состоянию на 22.02.2008 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»// Российская газета. - 2004. - 6 окт.

6. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 10 ноября 2002 г. №БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - №4.

7. Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 ноября 2003 г. №289/БГ-3-29/619 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации»// Официальные документы (приложение к газете «Учет. Налоги. Право») - 2003. - № 48.

8. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» (с изм. от 20 февраля 2004 г., 11 октября 2005 г.)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004.-

9. Приказ Министерства финансов РФ от 09.08.2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - №38.

10. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 15.02.2007 г. №САЭ - 3 - 18/62 «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 22.

11. Приказ ФНС России от 06.03.2007 г. №ММ – 3 – 06/106 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, регулируемых законодательством о налогах и сборах»// Налоги. - 2007. - № 3. - С. 36 - 41.

12.Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 17.09.2007 г. № ММ - 3 – 09/536 «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 НК РФ»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 48.

13. Верстова М.Е. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей// Адвокат. - 2008. - № 3.

14. Гордеева О.В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализ// Налоги. - 2008. - № 1.

15. Грушко Д.Е. Налоговые органы как основной субъект административно-процессуальной деятельности по регулированию налога на добавленную стоимость в Российской Федерации//

16. Грушко Д.Е. О структуре, признаках и специфике административно-процессуальной деятельности в сфере налоговых отношений// Налоги. - 2008. - №2.

17. Дементьев И.В. Сроки принятия индивидуальных налогово-правовых актов: значение и последствия несоблюдения// Налоги. - 2006. - № 2.

18. Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотношений// Налоги. - 2007. - № 4.

19. Киреева А.В., Саакян Р.А. Правовые аспекты и возможные проблемы налогового администрирования// Налоговый вестник. - 2007. - № 4.

20. Слесарев С.А. Совершенствование процедур налогового администрирования и его влияние на презумпцию невиновности в налоговом праве// Налоги. -2007. - № 2.

21. Смирнова Е.Е. О налоговой тайне//Налоговый вестник. - 2008. - № 1.

22. Сурков К., Кваша Ю. Налоговое администрирование в России// Налоги. - 2005 - № 1.

23. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М, 2003. С. 332; Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.,

24. Финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М. 1967.

25. Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе»

26. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г.,

27. Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», с последующими изменениями и дополнениями, а также иных законодательных актов.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.