рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Недостатки франчайзинговых сетей.

Однако, при всех преимуществах франчайзинга, следует правильно оценивать и его недостатки. К ним можно отнести следующие.

Несмотря на явные преимущества франчайзинга для всех сторон, известно, что во всяком деловом предприятии, особенно сопряженном с риском, шансы на выигрыш неотделимы от опасности потерь. Не составляет исключения и франчайзинг.

Потенциальный франчайзер может столкнуться с серьезными проблемами, которые, если их вовремя не решить, могут привести к серьезным убыткам и даже банкротству. Вот основные из грозяших них:

·  потенциальные выгоды франчайзинга могут показаться инвестору столь заманчивыми, что он бросится в дело и не позаботится изучить предложения франчайзеров со всей необходимой тщательностью. Вполне может оказаться, что франчайзер обещает больше, чем способен выполнить, и реальные возможности бизнеса не столь радужны, как явствует из его описания. Держателя могут поджидать несколько неприятных неожиданностей;

·  для малого российского предпринимательства характерна больше диверсификация деятельности. Типичный, случай, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так, путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Договор франчайзинга обычно заключается на определенный срок, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить бизнес без существенных материальных потерь.

Указанные недостатки являются естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.

Обобщим эти положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзера и франчайзи в виде таблицы – таблицы 2 и 3.

Таблица 2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзера

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1. Экономия своего капитала и: своих кадровых ресурсов. 1 .Он получает только определенный % от прибыли франчайзи.
2. Уменьшение риска, так как его капитал участвует в расширении дела в минимальной степени. 2. Нет уверенности в том, что франчайзи предоставляет франчайзеру действительные отчеты.
3. Повышение рыночной степени стоимости акций франчайзера, так как франчайзи работает под его товарным знаком. 3.Снижение качества продукции сразу отразится на всей франчайзинговой системе.
4. Использование франчайзинга дает возможность ему освоить раздробленные рынки в регионах. 4. Франчайзи может не прислушаться к рекомендациям франчайзера по ведению бизнеса.
5. Нет проблем с приспосабливаемостью к местным условиям. 5. Затраты на начальном этапе подготовки франчайзи могут значительно превысить возможные доходы.
6. При расширении бизнеса франчайзера на территорию другой страны предприятие лучше адаптируется на местности, так как франчайзи лучше знает местные обычаи. 6. Вероятность ошибок франчайзи при выборе точек размещения франчайзных предприятий
7. Он может больше внимания уделять совершенствованию характеристик товара, разработке новых продуктов, стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей деятельности. 7. Бизнес бывает нелегко приспособить к особенностям некоторых районов, если же речь идет о новых странах с иной культурой и с не вполне понятной плановой системой, - трудности много-кратно возрастают.
8.Франчайзеру требуется меньше уровней управления. 8. Поступлений от франчайзи может оказаться недостаточно для того, чтобы обеспечивать им необходимую помощь и достаточно тщательно контролировать их работу.
9. Расширяет свой бизнес через торговые предприятия франчайзи, не расходуя при этом значительного собственного или заемного капитала 9.Франчайзер может столкнуться с трудностью взыскания с держателей обусловленной договором суммы: держатель может занижать цифры своего оборота, а то и вообще отказаться от выплат, ссылаясь на то, что не получил от франчайзера никакой помощи.

10. Быстрее завоевывает рынки и

реагирует на изменение спроса, чем сеть локальных филиалов.

10.Франчайзер вынужден делиться прибылью с каждым участником системы, что может снизить ее уровень по сравнению с компаниями, полностью владеющими своими предприятиями.

11. Получает регулярный доход из широкого круга возможных источников поступлений:

от франчайзи, которые платят им определенный, процент своего валового дохода и помогают оплачи-вать расходы по стимулированию сбыта и рекламе;

плата за аренду имущества, оборудования, их продажа, а также продажа расходных материалов и др.

11. Затраты на контроль по мере расширения операций растут, а его эффективность остается довольно низкой.
12. Владелец- управляющий гарантирует более высокое качество обслуживания и более высокий оборот, чем наемный управляющий

Таблица 3 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзи

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1. Возможность использовать накопленный опыт, знания франчайзера 1. Нет полной самостоятельности и меньше возможностей для самовыражения в своем бизнесе
2. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке 2.3акрепление деятельности на определенной территории
3. Стабильность на рынке 3. Контракт ограничивает франчайзи, затрудняет гибкость (например, диверсификация и др.)
4. Возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли 4. Реальные объемы продаж могут оказаться значительно ниже прогнозируемых первоначально.
5. Всесторонняя поддержка франчайзером. 5.Помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть недостаточной для франчайзи.
6. Возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья у франчайзера. 6. Франчайзи ограничен в воздействии на политику франчайзера и ему трудно влиять на изменение политики.
7. Франчайзи является владельцем собственного бизнеса 7. Франчайзи может столкнуться с неожиданными ограничениями развития своего бизнеса, поскольку требуется получить одобрение франчайзера для многих видов сделок.
8. Получает возможность начать свой бизнес, приобрести социальный статус собственника, т.е. стать самостоятельным предпринимателей. 8. Определенная зависимость от действий других членов франчайзинговой сети. Прибыльность может неожиданно упасть по независящим, от держателя причинам: для этого достаточно серьезной неудачи франчайзера или других держателей, подрывающей репутацию системы в целом.
9. Возможность владеть и управлять собственным предприятием при небольшом предварительном опыте, учась ведению дела по схеме, которая доказала свою эффективность.
10. Минимизирует риск своих вложений, поскольку приобретает жизнеспособное дело (бизнес) с использованием уже испытанных на практике форм предпринимательства.
11. Получает право вести свой бизнес под признанным товарным знаком и тем самым мгновенно получает массовую рекламу, поскольку торговая марка известна.
12. Экономит на маркетинговых, исследовательских, консультационных и других услугах.

Существует еще и третий участник франчайзинговой системы - это потребитель.

К преимуществам для потребителя можно отнести: продленные часы работы и высокая степень личного участия франчайзи, в обслуживании; рассмотрение независимых франчайзинговых торговых точек под одной торговой как единого предприятия и распространение своего опыта и знаний о качестве товара одного предприятия на все другие. Это относится как к положительным, так и к: отрицательным сторонам. В период растущей концентрации бизнеса франчайзинг поддерживает разнообразие выбора для потребителя.

Что же касается недостатков, то, ограничивая конкуренцию независимого бизнеса, франчайзинг может ограничить и выбор для потребителя. Кроме того, франчайзи может оказаться недостаточно обученным, что приведет к административной неэффективности, которая скажется на качестве товара и уровне обслуживания потребителей. А это может разрушить потребительские ожидания, которые распространяются на все другие точки, работающие по договору с тем же франчайзером. Это можно представить в виде таблицы 4.

Таблица 4 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для потребителя.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1 .Потребитель знает преимущества: стандарты к качеству товара (услуги), распорядок дня предприятия, сложившийся имидж торговой марки и др. 1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого сужается выбор потребителя
2. Постоянство цен, уровень сервисного обслуживания. 2. Если франчайзи окажется недостаточно обученным или плохо обученным, то это может сказаться на качестве товара, и уровне обслуживания
3. Повышенная вероятность покупки качественного товара

С точки зрения эффекта масштаба у франчайзинга хорошая перспектива. Эта форма межфирменного сотрудничества, ориентированная в основном на удовлетворение потребностей конечного потребителя, будет развиваться в тех отраслях бизнеса, где требуется достичь максимального охвата существующих рынков или стоит задача освоения новых.

Если рассматривать успешные франчайзинговые проекты, то можно увидеть, что существуют четыре способа их создания и развития.[16]

1. Непосредственно создание – разработка некоторого нового товара или услуги и решение использовать франчайзинг как метод его производства и распределения. Этот вариант крайне редко реализуется на практике. Отечественные примеры таких систем: проекты «ДОКА», «1С», «Эконика», «Путевочка».

2. Адаптация – модификация уже существующего на других рынках товара или услуги для создания франчайзинговой сети на новом рынке. Например, «Магазин готового бизнеса».

3. Преобразование – изменение уже существующего бизнеса, своего рода децентрализация с передачей локальных подразделений компании франчайзи.

4. Импорт – ввоз из-за рубежа новой для данного рынка франчайзинговой системы.

2.2 Развитие франчайзинговой деятельности в российской экономике

При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 15 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.

Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.

На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг", что, как будет видно из текста данной главы, создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.

Одной из первых на франчайзинговом рынке в России была фирма «Baskin-Robbins», которая открыла первое кафе в Москве в 1992 году, а в 1996 году была построена фабрика мороженного «Баскин Роббинс», что дало возможность развития франчайзинговой сети в России. На сегодняшний день успешно функционируют 107 кафе в России, странах бывшего СНГ и Балтии.[17]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.