рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование управления муниципальной собственностью

Создание и эксплуатация информационной вычислительной сети

В Комитете функционирует локальная вычислительная сеть, которая является частью корпоративной вычислительной сети администрации г. Иркутска.

Вся техника расставлена на рабочие места специалистов КУМИ, произведена установка и настройка необходимого программного обеспечения.

На новую технику установлено необходимое программное обеспечение (DELPHI 7.0, MS SQL2000-клиент, настроено BDE, при необходимости ODBC). Новая техника включена в локальную и корпоративную вычислительную сеть администрации г.Иркутска (настроены сетевые параметры, подключены сетевые ресурсы корпоративной сети, проведен инструктаж пользователей).

Создание и развитие информационных систем Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска.

В 2009году закончили работы по объединению различных информационных систем КУМИ г.Иркутска в единую информационную систему АИС «Имущество и Земля».

В 2009 году в рамках создания и развития информационных систем КУМИ г.Иркутска проводились работы:

-по развитию и совершенствованию автоматизированной информационной системы «Управление муниципальным имуществом и землей» (АИС «Имущество и земля»);

-по созданию развитию автоматизированной информационной системы «Архив Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска по личному составу муниципальных предприятий» (АИС «Архив КУМИ»).

Развитие АИС «Имущество и земля» осуществлялась по следующим направлениям:

-Перевод подсистемы «Приватизация и организация продаж» из автоматизированной информационной системы «Комитет по управлению муниципальным имуществом» в АИС «Имущество и земля»;

-Модернизация функции по расчету платы за размещение рекламных конструкций с возможностью адаптации к различным методикам;

-Автоматизация функции расчета штрафа за использование земельного участка с возможностью реализации данной функции в других подсистемах;

-Автоматизация функции расчета суммы возмещения убытков, возникающих при самовольном занятии земельных участков, самовольном строительстве объектов недвижимости;

-Автоматизация функции процесса организации и проведения торгов по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

-Автоматизация функции учета бесхозяйного имущества;

-Автоматизация функции учета обращений граждан по вопросам изменения статуса объектов недвижимости;

В подсистеме "Приватизация и организация продаж" автоматизированы функции в соответствии с требованиями Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Иркутской области № 111-оз от 17.12.2008 «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области»;

С 2009 года на базе АИС «Имущество и земля» ведется опытная эксплуатация автоматизированной информационной системы «Одно окно» при оформлении прав на земельные участки.

Внедрение электронного обмена информацией между структурными подразделениями администрации г. Иркутска, в компетенцию которых входит согласование и оформление соответствующих документов на земельные участки (комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, аппарат администрации г. Иркутска) позволяет оперативно решать вопросы связанные с оформлением прав граждан и юридических лиц на земельные участки, необходимые для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов и отдельно стоящих капитальных гаражей, а также осуществлять контроль за сроками прохождения документов в структурных подразделениях администрации г.Иркутска, установленными действующим законодательством РФ.

Развитие автоматизированной информационной системы «Архив Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска по личному составу муниципальных предприятий» (АИС «Архив КУМИ»), а именно:

-доработка функции информационного обмена между Реестром муниципальных предприятий АИС «Имущество и земля» в части ведения реестра ликвидированных муниципальных предприятий;

-функция учета архивных дел ликвидированных муниципальных предприятий, переданных на хранение в архив Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска по фондам;

-функция учета заявлений граждан и организаций на выдачу архивных справок.

В соответствии с планом работы отдела специалисты отдела осуществляли бухгалтерский учет хозяйственной деятельности КУМИ по распоряжению имуществом и земельными ресурсами , находящимися в муниципальной собственности города, а также выполняли функции администратора доходов бюджета.


2.2 Выявление проблем в управлении муниципальной собственностью г.Иркутска

Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность.

В данной работе возьмем данные об исполнении бюджета города, в котором отражен такой показатель, как неналоговые поступления в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью.

В 2008 году от использования и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет поступило 705 млн.руб., что составило 41,86% от общей массы собственных доходов бюджета;

В 2009 году планировалось поступлений в доходную часть бюджета в размере 660 млн.руб., фактически поступило 612 млн.руб., что составило 39% от общей массы собственных доходов бюджета.

Таким образом, если сравнить два последних года, то в процентном отношении, прослеживается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет.

Формирование доходной части бюджета от использования муниципального имущества в 2009 году происходило по следующим основным направлениям: земельный налог 900 млн.руб.; доход от сдачи в аренду земельных участков 660 млн.руб.; доход от продажи имущества 160 млн.руб.

То есть 39% процентов доходов в бюджет по статье "Неналоговые доходы" поступает от сдачи в аренду земельных участков и 61% процентов - от земельного налога и продажи имущества[13]. Если обратится, к таблице прогнозного плана использования муниципальной собственности то можно сделать вывод, что доход от сдачи в аренду земельных участков получен только на 92,7%, а остальная сумма осталась не взысканной, в связи с неуплатой арендной платы недобросовестными арендаторами. За прошедший год осуществлялась деятельность по упорядочению договорных отношений с арендаторами земельных участков, но в то же время, не удалось существенно снизить величину недоимки по арендной плате, возможно, это связано с несовершенством Российского законодательства, которое не предоставляет достаточных рычагов воздействия на должников. Проведено 554 проверки земельных участков, выявлено 285 нарушений земельного законодательства.[14].

Всё это вполне можно оценить как не эффективное направление использования объектов муниципальной собственности района, поскольку, с одной стороны объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а с другой муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений, при этом, как правило, ежегодных.

Обеспечение обозначенных поступлений - задача Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации КУМИ. Далее рассмотрим проблемы, которые препятствую эффективному управлению, и предложим некоторые пути решения этих проблем.

Сумма неналоговых поступлений от арендной платы на земельные участки, и действия Управления имущественных отношений по устранению задолженности по арендным платежам, свидетельствует о неэффективности использования земельных участков.

Другая проблема, которая существует в КУМИ г.Иркутска - это низкий уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда, это связано с тем что, его количество не велико, и те объекты, которые можно предложить в аренду требуют капитального ремонта.

Теперь несколько слов в пользу применения механизма аренды и в отношении движимого имущества. Большую часть своего движимого имущества передают в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям. Последние за его использование уплачивают налог на имущество, который распределяется поровну между местным бюджетом и бюджетом субъекта федерации. Если то же имущество, тем же предприятиям, по цене, равной налогу на имущество, передать в аренду, вся арендная плата станет достоянием местного бюджета.

Наряду с увеличением доходов, такой способ отношений с муниципальными предприятиями отводит от муниципального имущества угрозу ареста и распродажи за долги.

Кроме аренды, Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставляет собственникам (в том числе и муниципалитетам) еще немало способов управления имуществом без его отчуждения. Очень интересные результаты дает передача имущества в доверительное управление коммерческим организациям.

Серьезные перспективы может открыть совсем не освоенный механизм коммерческой концессии. Но в связи с тем, что в КУМИ г.Иркутска отсутствует такой вид имущественного комплекса, который можно было бы предать в доверительное управление или по договору концессии, данные способы управления пока не применяются.

Конечно, кроме проблемы поступления арендной платы, есть еще немало проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые стоят перед органами местного самоуправления в КУМИ г.Иркутска.

Поскольку в данный момент в реестр муниципальной собственности в КУМИ данные вносятся не с электронных носителей, а вручную, и этот процесс занимает большое количество времени и приводит к наличию ошибок, то можно сказать, что реестр муниципальной собственности не эффективен.

Такой реестр будет эффективен, только если будет создана специальная компьютерная база, которая будет унифицирована с программой учета основных фондов в муниципальных учреждениях и предприятиях с тем, чтобы данные учета могли заноситься в базу данных муниципалитета непосредственно с электронных носителей (что упрощает процедуру и уменьшает число ошибок). Желательно подключение систем учета всех муниципальных учреждений и предприятий к единой муниципальной информационной сети.

С помощью такой системы учета легко просчитываются объемы имущества (в стоимостном выражении) закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, доля муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении, доля муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т.д.

Все перечисленные возможности могут стать действительностью, после приобретения данного программного продукта, по предварительным расчетам она будет стоить не менее 400 000 рублей, конечно после приобретения проблема с электронным учетом не решится в один момент, но постепенное освоение новых технологий, приведет к положительным результатам.

Следующая проблема в Иркутске - это наличие бесхозяйных объектов, которая возникла следующим образом:

При составлении перечня объектов подлежащих разграничению и передаче в муниципальную собственность не были учтены некоторые объекты, в результате эти объекты не вошли в состав имущества поселений и муниципального района, и как следствие этого не были прописаны в Законе.

Но решение этой проблемы накладывается на следующую не решенную проблему, это отсутствие правоустанавливающих документов, как на бесхозяйные объекты, так и на объекты муниципальной собственности,

Из этой проблемы вытекает следующая задача - это проведение технической инвентаризации объектов недвижимости.

Выполняя государственные функции государственные и муниципальные организации, фактически монополизировали процесс оформления сделок с землей и недвижимостью.

Кроме этого, осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, данные структуры не заинтересованы в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, они не несут ответственности за решение вопросов местного значения.

Результатом этого является ситуация, когда по своей сути рыночные процессы полностью монополизированы государственными структурами, что не позволяет органам местного самоуправления развивать муниципальные геоинформационные системы, а, следовательно, эффективно управлять муниципальной собственностью.

Вследствие отсутствия нормативной базы, определяющей механизм взаимодействия, государственных и муниципальных органов управления из местного бюджета тратятся немалые денежные средства, "уводимые" с территории государственными структурами.

Таким образом, у населения и органов местного самоуправления возникают проблемы с оформлением сделок с недвижимостью, а иные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в монополизированный государственными структурами сектор экономики.

Так, на сегодняшний день в г.Иркутске процессы технической инвентаризации объектов недвижимости монополизированы, результатом чего является неконтролируемый рост цен, снижение качества подготовки технической документации и низкая производительность.

Отсутствие конкурента в этой сфере услуг, не способствует повышению объемов производства технической инвентаризации, вследствие чего сроки выполнения заявок муниципального образования значительно увеличиваются, что, в конечном счете, затягивает процесс государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Следующей не маловажной проблемой, препятствующей на современном этапе результативному использованию муниципальной собственности, является также ветхость жилищного фонда и водопроводно - канализационной сети, которые "отвлекают" на ремонт значительные денежные средства.

Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли бы быть частично решены: ликвидировать все существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.


Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г.Иркутска

3.1 Перспективы решения проблем в управлении муниципальной собственностью г.Иркутска

Суть проекта

Для частичного решения проблемы с неэффективным использованием земельных участков можно предложить следующее:

- провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды;

- создание районной комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю и составлению исков в суд.

Для увеличения использования объектов недвижимости нежилого фонда с целью увеличения неналоговых поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов, предложив им следующую систему стимулов:

- освобождение от арендной платы в объеме 10 - 30% от сметной стоимости произведенных работ;

- увеличение срока действия договора аренды в зависимости от объема произведенных работ;

- возможность возмещения произведенных затрат при расторжении договора аренды.

Освобождение от арендной платы на весь период ремонта (или весь объем сметной стоимости капитальных затрат) нецелесообразно: существенны потери бюджета, арендатор теряет стимул к сокращению затрат и сроков ремонта, сметная стоимость ремонта чаще всего не соответствует его рыночной стоимости.

Проблему бесхозяйных объектов недвижимости могла бы решить полная инвентаризация объектов, которая подразумевает следующие действия:

1. установление собственника объекта недвижимости;

2. определение функционального разрешение использования объекта недвижимости;

3. независимая оценка объекта недвижимости;

4. установление технического состояния и его статуса, если это объект недвижимости жилого или нежилого фонда.

Для решения проблемы по инвентаризации объектов недвижимости можно предложить создать муниципальное унитарное предприятие для проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории г.Иркутска - это позволит регулировать рост цен на услуги и контролировать их качество.

Наряду с этим важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов, при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

Для полного решения этой проблемы необходим нормативно - правовой акт, разработанный местными органами власти, прописывающий действия необходимые для выявления бесхозяйных объектов, и проведения мероприятий связанных с регистрацией права собственности. Но кроме этого в данном документе должны быть указанны сроки выполнения задач и имена и фамилии должностных лиц, которые будут нести ответственность за выполнение поставленных задач.

При таком подходе к решению данной проблемы и при достаточном финансировании можно будет создать полноценный рынок недвижимости, который позволит улучшить инвестиционную привлекательность района для создания новых производств, а также улучшить общий предпринимательский климат, что улучшит структуру бюджета за счет налоговых поступлений, и повысить процент неналоговых поступлений.

Что же касается ветхого и аварийного жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети, то здесь возможно только два пути:

- повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого увеличения доходной части бюджета, и с годами эта потребность будет только увеличиваться;

- активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт или полную реконструкцию. То есть снос ветхого аварийного имущества и строительство нового высокорентабельного объекта. Данная проблема будет рассмотрена в дипломном проекте.

В качестве совершенствования управления муниципальной собственностью можно предложить создания межмуниципальных хозяйственных обществ.

Однако в настоящее время существует проблема правового регулирования создания межмуниципальных хозяйственных обществ. В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Концепция Федерального закона №131-ФЗ предполагает, что создание межмуниципальных хозяйственных обществ является одной из форм межмуниципального сотрудничества, поэтому оно не основано на применении процедур приватизации муниципального имущества, так как не предполагает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" - далее Федеральный закон №178-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №178-ФЗ все способы приватизации касаются открытых акционерных обществ, в том числе одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Следовательно, в целях учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ, требуется внесение изменений в гражданское законодательство и законодательство о местном самоуправлении.

В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.

Муниципальная собственность и управление ею являлось одним из основных средств реализации социально-экономической политики муниципального образования, а также одним из предметов ведения органов местного самоуправления. Для эффективного управления собственностью были объединены единой политикой комплексы административных, экономических и законотворческих действий и нацелены на сбалансированное развитие городского хозяйства. В конечном счете, целью управления муниципальной собственностью являлось обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем города и выполнение возложенных законом функций на муниципалитет. За последнее время происходил значительный рост доходов в бюджеты муниципальных образований от аренды объектов муниципальной собственности. На примере города Иркутска также отмечается значительное увеличение поступлений денежных средств в бюджет муниципалитета от аренды объектов муниципальной собственности. Основным уполномоченным органом на территории г. Иркутска в сфере управления объектами муниципальной собственности является Комитет по управлению муниципальным имуществом, который в процессе эффективного управления объектами муниципальной собственности города за последние годы обеспечил значительное повышение доходов в бюджет в результате целенаправленной работы по совершенствованию методики расчета арендной платы за объекты муниципального нежилого фонда, сдаче объектов муниципального нежилого фонда в арендное пользование на конкурсной основе, заключению договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств; выявлению и сдаче в аренду неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений; передаче в аренду ранее неиспользуемых подвалов, лестничных клеток и колясочных в жилых домах, которые за счет средств арендаторов превратились в полноценные объекты аренды; по проведению капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда, что позволило уменьшить износ зданий, повысить степень благоустройства, в отдельных случаях увеличить площадь и в конечном итоге повысить стоимость аренды таких объектов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, как уполномоченным арендодателем объектов муниципальной собственности города была введена повременная арендная плата, рассчитываемая пропорционально доле времени использования помещений, так называемая почасовая аренда. Помимо этого осуществлялась передача объектов в аренду на конкурсной основе. При наличии нескольких заявок на объект заключение договоров аренды осуществлялось на конкурсной основе (т.е. по конкурсной цене), в т.ч. отдельные договоры аренды предусматривали договорную цену выше расчетной. Комитетом активно велась работа по взиманию долгов по арендной плате как в судебном порядке, так и в порядке досудебного урегулирования споров. Специалистами Комитета постоянно отслеживалась задолженность арендаторов: в случае наличия долга направлялись предупреждения, ежемесячно проводились совещания с должниками. При задолженности более чем за 2-3 месяца дела передавались в юридический отдел для взыскания в судебном порядке имеющейся задолженности, расторжения договоров аренды, изъятия помещений, взыскания пени за просрочку платежей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, в рамках действующего законодательства о местном самоуправлении органы местного самоуправления на территории Российской Федерации достаточно самостоятельно и эффективно имели и реализовывали возможность управления муниципальной собственностью, пополняли доходные части бюджетов муниципальных образований, в связи с чем могли самостоятельно решать вопросы местного значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.