рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование

Функционирование бюджетной системы, начиная от разработки бюджета и заканчивая его исполнением, подчиняется требований необходимости достижения определенных действенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, с использованием оптимального объема бюджетных ресурсов. Это соответствует содержанию принципа эффективности, который требует обеспечение наилучших результатов в использовании утвержденного объема бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса обязан неукоснительно выполнять все требования бюджетного законодательства. Поэтому в бюджетной системе действует принцип ответственности, означающий привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, государственными учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного устройства государства.

Бюджетное устройство - это организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Понятие бюджетного устройства включает в себя структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов. Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны и основывается на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, распределению доходов и расходов - все это составляет звенья бюджетной системы. Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.

Федеративному устройству государства присуща трехзвенная бюджетная система. Под такой системой понимается наличие центрального бюджета (союзного, федерального), бюджетов членов федерации (республик, штатов, земель) и местных бюджетов. В унитарных государствах применяется двухзвенная бюджетная система: центральный (республиканский) бюджет и местные бюджеты. При этом в федеративных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты членов федерации, в свою очередь, бюджеты членов федерации своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Аналогично, местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в республиканский бюджет, т.е. являются самостоятельными.

В бюджетных системах как унитарного, так и федеративного государства возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам "в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами. В Республике Казахстан, поскольку она является унитарным государством, применяется двухзвенная бюджетная система - республиканский бюджет и местные бюджеты.

В государствах с федеративным устройством бюджетное устройство основывается на принципах бюджетного федерализма. Федерализм как способ управления органично сочетает интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. Отсюда бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральной властью и властями национально - государственных и административно-территориальных субъектов по поводу оптимального, научно обоснованного распределения доходов бюджета каждого уровня и финансирования их затрат. Бюджетный федерализм базируется:

-на сочетании интересов, обеспечивающих высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета;

-на наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов каждого звена;

-на применении единых для всех субъектов государства критериев расчета объемов средств, выделяемых из федерального бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.

Централизация доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, обеспечения устойчивости государственных финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами. Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть, как правило, максимально приближены к той административно-территориальной единице, в интересах которой они осуществляются.

Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует унитарной форме государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы страны не имеют ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются действующим, единым законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению политическими, экономическими и. социальными процессами. Бюджетное устройство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах.

Отношения, складывающиеся в бюджетном процессе между вышестоящими и нижестоящими бюджетами, принято называть межбюджетными отношениями. Система межбюджетных отношений включает в себя отношения не только между республиканским бюджетом и бюджетами регионов Республики Казахстан, но и внутри регионов - между областными (городскими) и районными бюджетами. Основой межбюджетных отношений является четкое разграничение функций и полномочий уровней государственного управления, единство и прозрачность методов распределения поступлений и расходов между уровнями бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В Бюджетном кодексе РК изложены следующие принципы межбюджетных отношений:

- равенство во взаимоотношениях нижестоящих бюджетов с вышестоящими бюджетами;

- эффективное распределение поступлений с учетом соблюдения следующих критериев их разграничения:

а)за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не за висящие от воздействия внешних факторов;

б)налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в)налоги, имеющие перераспределительный характер и не равномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

г)при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д)налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

- выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

- обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

- максимальные эффективность и результативность предоставления государственных услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективные и результативные производство и предоставление государственных услуг;

- максимальное приближение уровня предоставления, государственной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг;

- ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

В практике существуют различные формы регулирования межбюджетных отношений, которые определяются с учетом налогового потенциала каждого из уровней бюджетов, результатов оценки объективных потребностей регионов, утвержденных натуральных норм. Согласно Бюджетному кодексу РК, формы регулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.

Формами регулирования межбюджетных отношений между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, бюджетом столицы являются официальные трансферты и бюджетные кредиты. Межбюджетные отношения между областным бюджетом и районными бюджетами, бюджетами городов областного значения регулируются официальными трансфертами, бюджетными кредитами и нормативами распределения доходов.

Механизм трансфертов применяется для обеспечения единой методологии бюджетного регулирования и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:

1. Доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов.

2.Затраты.

3.Операционное сальдо.

4.Чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных кредитов.

5. Сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства.

6.Дефицит (профицит) бюджета.

7.Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств.

По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

Под затратами бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспечения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК.

Разницу между доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.

В настоящее время вместе с безвозмездным бюджетным финансированием используется бюджетное кредитование посредством выдачи бюджетных кредитов. В отличие от бюджетного финансирования такие кредиты выдаются на условиях возвратности и возмездности, но проценты по ним или не взимаются, или они значительно ниже, чем по кредитам банков, Поэтому бюджетные кредиты занимают как бы промежуточное место между кредитами банков и бюджетными ассигнованиями. В связи с этим в структуре бюджета выделяется понятие чистого бюджетного кредитования как разница между бюджетными кредитами и их погашением.

Сальдо по операциям с финансовыми активами представляет собой разницу между затратами на приобретение финансовых активов и поступлениями от реализации финансовых активов государства. Под приобретением финансовых активов понимаются расходы бюджетных средств на покупку в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации. Поступления от продажи финансовых активов представляют собой доходы бюджета от продажи долей участия и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации, находящиеся в государственной собственности, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных предприятий.

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов бюджета над его доходами, а если доходы бюджета превышают его расходы, то тогда имеет место понятие бюджетного профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна операционному сальдо за минусом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми активами. Бюджетный дефицит как финансовое явление не обязательно относить к событиям чрезвычайного или исключительного характера, поскольку практически в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой преодоления этого явления.

Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств.

Под бюджетным процессом понимается деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны. В Республике Казахстан бюджетный процесс представляет собой последовательное и регламентированное осуществление органами центральной и местной государственной власти, участниками бюджетного процесса деятельности по разработке и рассмотрению проектов бюджетов, Национального фонда, утверждению и исполнению бюджетов и фонда, а также по контролю их исполнения.

Организация бюджетного процесса суверенного государства строится в соответствии с действующим бюджетным законодательством. В нашей стране он регулируется Бюджетным кодексом и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими бюджетный процесс, а также Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, разрабатываемыми уполномоченным органом по бюджетному планированию. Организация бюджетного процесса в республике строится на следующих принципах:

- единства, выражающегося в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, в единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации, в единстве денежной системы;

- самостоятельности, когда каждый участник бюджетного процесса самостоятельно организует свою деятельность, которая обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

- сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов;

Соблюдение требований вышеназванных принципов должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств, как между сферами деятельности, так и между регионами. Важное условие при этом - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов, что служит главной основой всей финансовой политики государства.

Согласно Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом, также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию бюджетного процесса. Эти функции проявляются:

-во взаимодействии экономических и финансовых целей государства;

-во взаимодействии бюджетов разных уровней и взаимодействии бюджетов с различными секторами экономики;

-в совершенствовании налогово-фискальных инструментов;

-в определении источников и размеров отчислений во внебюджетные специальные фонды;

-в установлении структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;

-в определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;

-в сбалансированности местных бюджетов;

-в оценке состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства.

На протяжении всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются следующие основные задачи:

-определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

-установление расходов бюджета по целевому и адресному назначению;

-согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

-сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

-осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами деятельности и регионами;

-повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования) для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных крупномасштабных социально-экономических программ;

-контроль финансовой деятельности юридических лиц и доходов физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.

Организация бюджетного процесса начинается с подготовки на предстоящий финансовый год уполномоченным органом по бюджетному планированию, каковым в нашей республике является Министерство экономики и бюджетного планирования, основных направлений бюджетной политики, а также проекта консолидированного финансового плана государства. Последний разрабатывается на основе ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана, среднесрочного плана социально-экономического развития республики, программ развития территорий, оценки текущего исполнения бюджета, динамики макроэкономических показателей, основных направлений денежно-кредитной и фискальной политики.

В случае одобрения представленных документов Правительство республики принимает постановление, которым устанавливается порядок, сроки формирования проекта бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за счет бюджетных средств, и представления его в уполномоченный орган. Все участники бюджетного процесса руководствуются Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденными Правительством РК.

Содержанием бюджетного процесса, который основывается на бюджетном устройстве страны и бюджетных правах, определяются его этапы (стадии) деятельности. В целом осуществление бюджетного процесса включает в себя следующие этапы бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

На первом этапе формирования бюджета в целях определения объемов денежных - средств, необходимых для выполнения органами центральной и местной государственной власти своих функций, составляются проекты бюджетов разных уровней. Этому процессу предшествует определение основных направлений бюджетной политики страны, разработка прогнозных параметров развития экономики в целом и его отраслей и регионов, подготовка финансовых балансов. Для разработки бюджета в качестве исходных используются макроэкономические показатели, характеризующие объем валового внутреннего продукта на предстоящий год и темп его роста, инфляционные процессы и среднегодовой курс национальной валюты (тенге) по отношению к доллару США.

Работа по составлению проекта бюджета - одного из важных этапов бюджетного процесса - начинается задолго до начала предстоящего бюджетного года. В Республике Казахстан непосредственная работа по составлению бюджета начинается с ежегодного обращения Президента страны с Посланием к народу Казахстана, в котором определяются общие направления социально-экономического развития страны и формируются задачи финансово-денежной политики государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.