рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

1. Для улучшения качества и обеспечения своевременности подготовки отчетности, а также повышения эффективности мониторинга исполнения бюджета необходимо дальнейшее совершенствование интегрированной информационной системы «Мониторинг бюджетного процесса», расширение ее функциональности и использование бюджетами всех уровней.

2. Для обеспечения достоверности ведения бухгалтерского учета, своевременности отражения совершенных операций, правильности оформления первичных документов, правильности составления отчетов требуется автоматизировать ведение бухгалтерского учета и составления отчетности во всех государственных учреждениях. В связи с чем, требуется создание и установка во всех государственных учреждениях единого программного продукта по управлению финансами и активами государственных учреждений, соответствующего требованиям информационной безопасности.

3. Для эффективного контроля за финансовыми ресурсами страны, перехода на электронный документооборот финансовых документов, сокращения количества бумажных отчетов, сокращения времени обслуживания государственных учреждений, сокращение времени обработки финансовых документов в ИИСК необходима интеграция единого программного продукта по управлению финансами и активами государственных учреждений с ИИСК. Это позволит иметь достоверную и сопоставимую информацию по активам, требованиям, обязательствам в целом по всем учреждениям, содержащимся за счет бюджета, в связи с наличием всей информации по каждому государственному учреждению в интегрированной системе.

4. Для достижения новых стандартов эффективности требуется разработка и внедрение долгосрочной программы управления модернизацией и непрерывного совершенствования. Такая программа позволит сосредоточить управление и лидерство, синхронизировать и взаимно контролировать выполнение запланированных мер и коммуникационных программ для того, чтобы достичь современного уровня качества и эффективности работы. Таможенные органы должны постоянно осуществлять программы непрерывного совершенствования, поскольку международные таможенные методы и потребности участников ВЭД быстро реагируют на тенденции экономической глобализации.

5. Для улучшения и совершенствования деятельности Министерства финансов Республики Казахстан будет продолжена рейтинговая оценка эффективности и качества деятельности территориальных подразделений ведомств Министерства, основанная на ряде показателей деятельности территориальных подразделений и проводимая соответствующими комитетами. Проведение оценки позволит определить имеющиеся недостатки в детальности Министерства финансов Республики Казахстан, выявить слабые места, повысить качество обслуживания государственных учреждений.

6. Для обеспечения системы Министерства финансов Республики Казахстан кадрами, сокращения текучести кадров необходимо постоянное повышение кадрового потенциала, привлечение квалифицированных специалистов, в том числе выпускников высших учебных заведений, повышение уровня квалификации, а также стимулирование работников.

7. Для повышения качества и мониторинга исполнительской дисциплины расширить функциональное применение информационных программ на всех этапах прохождения документации.

Важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

Изложенные в рамках данной Концепции приоритеты государственной политики сформированы в соответствии со стратегической целью по вхождению Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».

В этом направлении важным аспектом является необходимость повышения конкурентоспособности финансовых организаций и финансового сектора Казахстана посредством формирования условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.

Вместе с тем, в Концепции учтен принцип последовательности и преемственности государственной политики в сфере развития и регулирования финансового сектора и продолжение ранее намеченных Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций инициатив Республики Казахстан.

Основной целью Концепции развития финансового сектора было формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции. В этой связи были осуществлены следующие основные мероприятия, исходя из целей и задач Концепции.

Важной составляющей процесса дальнейшего повышения конкурентоспособности финансового сектора республики, обеспечения его высокой роли в модернизации и повышении конкурентоспособности реального сектора экономики является создание эффективного механизма обмена информацией между государственными органами и институтами финансового сектора.

Важной данная задача представляется и в контексте повышения прозрачности принимаемых государственными органами решений, обеспечения высокого профессионализма государственного аппарата и более полного понимания институтами финансового сектора новых целей и задач государственной политики в финансовом секторе и отдельных его сегментах.

В этой связи, в предстоящий период с 2007–2011 годы, будут выработаны формализованные механизмы обеспечения постоянного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и финансовым сектором, посредством привлечения к данной работе официальных бизнес объединений и ассоциаций, представляющих интересы широкого круга финансовых институтов.

В рамках такого механизма будет обеспечено проведение работы по следующим основным направлениям:

-  обмен мнениями по принимаемым государственными органами решений в отношении развития финансового сектора и экономической политики государства;

-  проведение совместных инициатив по более широкому продвижению и внедрению стандартови услуг финансового сектора в экономику;

-  повышение доступности финансовых услуг населению и повышение их качества;

-  повышение уровня финансовой образованности населения;

-  становления Казахстана как финансового центра региона;

-  продвижения казахстанских финансовых институтов на региональные рынки;

-  обеспечение устойчивости и стабильности финансового сектора.

Планируемая работа будет реализовываться путем проведения регулярных форумов, круглых столов, а также возможно формирование постоянно действующей рабочей группы по вопросам финансового сектора, с участием представителей государственных органов, бизнес – объединений финансового сектора и представителей финансовых институтов. Также в соответствии с Законом от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» будет продолжена работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов с аккредитованными объединениями предпринимателей, проводимой экспертными советами по вопросам предпринимательства при государственных органах.

В части совершенствования взаимодействия институтов развития и финансовых организаций будет активизирована работа по информационному обмену между ними. В частности, будет налажена система обмена информацией между институтами развития и банками второго уровня, лизинговыми и страховыми компаниями, венчурными и инвестиционными фондами, входящими в Ассоциацию финансистов Казахстана, о прейскуранте услуг финансовых организаций, о возможностях для совместной реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, и так и иностранных инвестиций.

Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может служить вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета и т.д. путем проведения соответствующей государственной политики.

Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов.

Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.

Тем не менее, координация денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

Концепция развития финансового сектора предусматривает упрощение регулирования и надзора за кредитными товариществами в силу ограниченного круга осуществляемых ими финансовых операций. Необходима корректировка пруденциального регулирования, в частности норматива риска на одного участника, который не может превышать показателя, равного 0,5. Ввиду особенностей образования и деятельности кредитных товариществ, в частности узкого круга операций, ограниченного числа участников, данный коэффициент не оказывает влияния на системные риски. Решение о кредитовании того или иного участника принимается участниками или кредитным комитетом товарищества коллегиально, на основе тщательной оценки заявок и рентабельности проекта, что снижает риск нецелевого использования кредитных ресурсов.

Подводя итоги развития финансовой системы Казахстана, необходимо отметить, что банковский сектор работает в условиях глобализации. При этом глобализация финансовых потоков и рынков имеет наиболее значительные масштабы. Скорость, интенсивность и глубина проникновения финансовых потоков возрастает до степени, когда национальные экономики становятся взаимозависимыми.


Заключение

Проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.

Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака – денежный характер финансовых отношений и распределительный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Рассматривая функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Более того, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях – налогах, государственном бюджете, государственном кредите – характер функционирования неодинаков. Это позволяет сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей степени к одной из концепций – распределительной или воспроизводственной.

Во второй главе работы был проведён анализ организации финансовой системы Казахстана. Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.

Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, обеспечивая основной оборот средств и являясь основными поставщиками финансовых инструментов.

По состоянию на 1 февраля 2008 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 35 банками второго уровня. По состоянию на 01.12.2007 года на долю кредитов экономике в совокупном ссудном портфеле приходится 72,5%, что составляет 6 388,3 млрд. тенге. Анализ объемов кредитования экономики в разрезе отраслей показал, что более двух третей всех кредитов БВУ сконцентрированы в 3-х отраслях: торговля (27,6%), строительство (26,6%) и непроизводственная сфера (23,5%).

По состоянию на 01.12.2007 года потребительские кредиты населению составили 1 049,2 млрд. тенге или 11,9% совокупного ссудного портфеля БВУ. Потребительские кредиты со сроком погашения до 1 года в общем объеме потребительских кредитов составляют 10,4%, от 1 до 5 лет – 56,5%, свыше 5 лет – 33,1%.

На 1 января 2008 года на финансовом рынке республики, в соответствии с выданными Агентством лицензиями действует 41 страховая (перестраховочная) организация, при этом лицензии на осуществление деятельности по страхованию жизни имеют 7 организации, по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств – 29 организаций. Также на рынке страховых услуг осуществляют деятельность 13 страховых брокеров и 44 актуария.

За 2007 год совокупные активы страховых организаций увеличились на 65,0%, составив на 1 января 2008 года 223,6 млрд. тенге. Совокупный собственный капитал увеличился на 57,5% и составил 126,3 млрд. тенге. Сумма страховых резервов составила 86,4 млрд. тенге.

По состоянию на 1 февраля 2008 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 75 филиалов и 46 представительств.

Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам по состоянию на 1 января 2008 года составило 9 223 712. За 2007 год количество счетов вкладчиков (получателей) увеличилось на 687 610 (7,96%).

На рынке корпоративных ценных бумаг количество акционерных обществ с действующими выпусками на 1 января 2008 года составило 2 200 обществ.

Таким образом, в течение последних лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.

В третьей главе работы мы рассмотрели пути совершенствования финансовой системы Республики Казахстан, в которой были отмечены проблемы, имеющиеся в финансовой системе РК на современном этапе и было отмечено, что важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение благоприятных условий для производственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, от которых ожидается активность как в сфере потребления, так и сбережения доходов. Эффективность реализации мероприятий государства в данной области находится под влиянием ряда факторов и причин, среди которых выделяется действенность проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского сектора.

Важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

Основной целью Концепции развития финансового сектора было формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции. В этой связи были осуществлены следующие основные мероприятия, исходя из целей и задач Концепции.


Список использованных источников

1.  Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» февраль 2008 г.

2.  Искакова З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине «Финансы». Караганды, 2008

3.  Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

4.  Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5.  Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – Алматы, 2002 г.

6.  Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 2006

7.  Обзор. Банковская система Казахстана Декабрь 2007 «Рейтинговое агентство «KZ-rating»»

8.  ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

9.  Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

10.  Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред. – Алматы: Бiлiм, 1995 – 240 с.

11.  Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007

12.  Материалы с официального сайта Национального банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz

13.  Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы

14.  Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007–2009 годы

15.  Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz

16.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004

17.  Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz

18.  Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan)

19.  Дробозина Л.Т., Деньги, Кредит, Банки. – М., Инфра-М., 1997 г.

20.  Жукова Е.Ф., Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 1997 г.

21.  Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал «Вестник КазНУ». Серия экономическая. №4 (26). 2006 г.

22.  Колесников В.И., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

23.  Крымова В., «Экономическая теория». Алматы 2002 г.

24.  Лаврушин О.Н., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

25.  Лаврушина О.И., «Деньги, кредит, банки». Издание второе, Москва 2000 г.

26.  Маркова О.М., Сахаров В.И., Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи – Юнити, 1995 г.

27.  Миркин Я.М., Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996 г.

28.  Поляков В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М, 1995 г.

29.  Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. – Алматы: Экономика, 2006

30.  Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004 г.

31.  Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007

32.  Мадиарова Д.М. Основы современного банковского дела – Алматы, 1997

33.  Масленченков С.Д. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Кн. 1, 2, 3. – М., 1996.

34.  Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 1996.

35.  Пресс-релиз №3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года // Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

36.  Пресс – релиз №132 по состоянию на 1 марта 2009 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

37.  Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. – Алматы, 2007

38.  Бондарь Т. «Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)» // ежемесячный деловой журнал «Финансист», №10 (2006)

39.  ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.