рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий

Таким образом, для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, с 2011 г. налоговая нагрузка увеличивается на 8% от фонда оплаты труда, а для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, на 20%, что ставит их в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками.

В условиях финансового кризиса малый и средний бизнес волнует еще одна проблема.

Федеральным законом N 224-ФЗ (1, п.п. 6 ст. 1) Налоговый кодекс РФ был дополнен ст. 64.1, согласно которой Министру финансов Российской Федерации дается право принимать решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты федеральных налогов.

При этом условия предоставления отсрочки (рассрочки) определены следующие:

Министр финансов РФ вправе предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (п. 5 ст. 63, абз. 3 п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 НК РФ). Данные обстоятельства компании должны подтвердить документально (п. 2 ст. 64.1 НК РФ) при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Копия такого заявления направляется в налоговый орган по месту учета организации.

Срок для принятия решения (см. приложение А) о предоставлении отсрочки (рассрочки) составляет один месяц со дня получения заявления (п. 4 ст. 64.1 НК РФ).

Следует учесть, что на сумму задолженности, по которой министром финансов РФ принято решение об отсрочке или рассрочке (по аналогии с общим порядком предоставления отсрочки или рассрочки, содержащимся в ст. 64 НК РФ), начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период отсрочки (рассрочки) (п. 5 ст. 64.1 НК РФ). Кроме того, решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов министром финансов РФ могут быть приняты только в течение 2009 г. После 1 января 2010 г. таких полномочий у него нет (п. 14 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).

Так же, организациям, выполняющим государственный оборонный заказ, может предоставляться инвестиционный налоговый кредит на основании соглашения, заключенного с уполномоченным органом (пп. 4 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ).

Интересно, что по информации статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, озвученной им 13 апреля 2009 г. на очередной налоговой конференции РСПП, еще ни одна организация указанным выше правом не воспользовалась.

Вместе с тем серьезные экономические трудности испытывает именно малый и средний бизнес, но высокий "входной" барьер (10 млрд. руб.) налоговой задолженности фактически лишает небольшие, а также эффективные (имеющие нулевую или незначительную задолженность) крупные компании возможности получить указанную отсрочку (рассрочку), которая, по сути, эквивалентна получению кредита по весьма низкой ставке и без какого-либо обеспечения.

Так, закрытие среднего (по объемам) предприятия, являющегося градообразующим, по причине временного снижения внешнего спроса и трудностей с привлечением кредитов по разумным ставкам может также привести к тяжелейшим неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

Исключение малого бизнеса из адресатов государственной поддержки в виде отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, штрафов и пеней также грозит неблагоприятными социально-экономическими последствиями. Ведь именно малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим, в том числе решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения.

В июле 2009 г. приняты три Федеральных закона, вносящих изменения в упрощенную систему налогообложения (УСН). Изменения направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса [30]. Государство предпринимает шаги в области снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Поводом к реформированию налоговой нагрузки, очевидно, стали обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ, а также выступление главы Правительства РФ, в которых было обращено внимание законодателей на то, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством РФ 25.05.2009 (далее - Основные направления налоговой политики), было намечено продолжить совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

Многие из предусмотренных основными направлениями налоговой политики, в этой части предложений уже приняты Федеральным Собранием РФ и подписаны Президентом РФ [35].

Имеются в виду Федеральные законы от 17.07.2009 N 165-ФЗ и от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 204-ФЗ).


ГЛАВА 2. Характеристика УСН в РФ

2.1 Объект налогообложения

Упрощенная система налогообложения уникальна тем, что предлагает право выбора, как самой системы налогообложения, так и ее объекта.

Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения могут быть выбраны:

-  доходы;

-  доходы, уменьшенные на величину расходов.

Соответственно, при разных объектах налогообложения применяются и разные налоговые ставки:

-  доходы – налоговая ставка 6%;

-  доходы, уменьшенные на величину расходов, – налоговая ставка 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).

При этом при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", не вправе уменьшать полученные доходы на какие-либо расходы. Следовательно, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, все расходы должен производить за счет доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты налога в связи с применением упрощенной системы (Письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2008 N 18-12/3/005988).

Ставка налога в данном случае составляет 6%. При этом сумма авансовых платежей по налогу, исчисленная за налоговый период, налогоплательщиком уменьшается на сумму страховых взносов уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в пределах исчисленных сумм за аналогичный период времени, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности выплаченных работникам. Не может быть уменьшена более чем на 50% сумма налога или авансовых платежей по единому налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

В данном случае налогоплательщик в целях реализации ст. 346.24 НК РФ отражает в Книге учета доходов и расходов только суммы полученных доходов, а также соблюдает порядок документального подтверждения доходов. Налоговый учет расходов такие налогоплательщики не ведут (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-04/2/91).

Если у организации или индивидуального предпринимателя объектом налогообложения являются доходы минус расходы, налоговой базой в таком случае является денежное выражение всех полученных доходов, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Перечень доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении, приведен в ст. 346.15 НК РФ, перечень расходов - в ст. 346.16 НК РФ. При этом особенностью УСН является то, что перечень расходов закрытый: учитываются только расходы, прямо поименованные в перечне.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) pасходы на пpиобpетение, техническое пеpевооpужение основных сpедств и модеpнизацию, pеконстpукцию, дообоpудование, достpойку, а также на сооpужение и изготовление основных сpедств;

2) создание нематеpиальных активов, а также pасходы на приобpетение нематериальных активов;

а) расходы на пpограммы для электpонных вычислительных машин, пpомышленные обpазцы, pасходы на пpиобpетение исключительных пpав на изобpетения, полезные модели, топологии интегральных микросхем, пpав на использование указанных pезультатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договоpа, а также базы данных

б) pасходы на оплату пpавовых услуг по получению пpавовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, патентование, включая сpедства индивидуализации;

в) pасходы на опытно-констpуктоpские pазpаботки и научные;

3) все pасходы связанные с ремонтом основных сpедств (в том числе аpендованных);

4) платежи за аpендуемое и лизинговое имущество;

5) все матеpиальные pасходы;

6) pасходы на оплату тpуда, выплату пособий по вpеменной нетpудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное социальное стpахование от несчастных случаев на пpоизводстве и пpофессиональных заболеваний, обязательное медицинское стpахование, обязательное социальное стpахование на случай вpеменной нетpудоспособности и в связи с матеpинством, все виды обязательного стpахования pаботников, ответственности, включая стpаховые взносы на обязательное пенсионное стpахование пpоизводимые в соответствии с законодательством Российской Федеpации;

8) расходы по уплаченным суммам налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам, pаботам, услугам, пpиобpетенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав pасходов;

9) уплачиваемые проценты за пользование денежных сpедств от кpедитов и займов, а также pасходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кpедитными оpганизациями, связанные с пpодажей иностpанной валюты пpи взыскании налога, сбоpа, пеней и штpафа за счет имущества налогоплательщика в поpядке, пpедусмотренном статьей 46 НК РФ;

10) расходы на услуги по охране имущества, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) суммы платежей уплаченные в таможенные органы, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

12) расходы по компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов легковых автомобилей, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, а также расходы на содержание служебного транспорта;

13) расходы связанные с командировками, в частности:

-  проезд работника до места назначения и обратно к месту постоянной работы;

-  наем жилого помещения, также подлежат возмещению расходы на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами, расходов на обслуживание в номере, обслуживание в барах и ресторанах);

-  полевое довольствие или суточные;

-  оформление за выдачу ваучеров, паспортов, приглашений, виз и иных аналогичных документов.

-  сборы за право въезда, транзита автомобильного и иного транспорта, консульские, аэродромные сборы, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

14) плату за нотариальное оформление документов, государственному или частному нотариусу, расходы принимаются в пределах сумм, утвержденных Правительством РФ;

15) расходы на юридические, аудиторские и бухгалтерские услуги;

16) если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность, осуществлять публикацию, бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации;

17) расходы, связанные с приобретением канцелярских товаров;

18) расходы на оплату услуг связи, расходы на телефонные, телеграфные, почтовые и другие подобные услуги;

19) расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем;

20) расходы на рекламу товарного знака и знака обслуживания, производимых и приобретенных или реализуемых товаров, работ, услуг;

21) расходы на освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммы налогов и сборов;

23) расходы по обслуживанию и транспортировке товаров, расходы по хранению, оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров;

24) расходы, связанные с выплатой агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения, а также комиссионных;

25) все расходы, связанные с гарантийным ремонтом и услуг по гарантийному обслуживанию;

26) расходы на эксплуатацию, хранение, перевозки, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, положениям стандартов или условиям договоров;

27) расходы на проведение обязательной аудиторской оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

28) платежи за предоставление данных о зарегистрированных правах;

29) оплата за предоставление услуг по изготовлению правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков, документов кадастрового и технической инвентаризации объектов недвижимости;

30) оплата услуг по проведению обследований, экспертизы, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых является обязательным для получения лицензий и разрешений на осуществление конкретного вида деятельности;

31) арбитражные сборы и иные судебные расходы;

32) периодические и текущие платежи за права, возникающие из патентов на изобретения, результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

33) расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

34) отрицательные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

35) расходы на обслуживание и регистрацию контрольно-кассовой техники;

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Расходы на приобретение основных средств, на их реконструкцию, достройку, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также дооборудование, создание собственных нематериальных активов, принимаются в следующем порядке (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ):

1) расходы на изготовление, сооружение, приобретение основных средств, в период применения упрощенной системы налогообложения, расходы на достройку, модернизацию, реконструкцию, дооборудование, и техническое перевооружение основных средств, произведенных в периоде применения упрощенной системы налогообложения, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) расходы в отношении приобретенных, а также созданных самим налогоплательщиком нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этих нематериальных активов на баланс предприятия;

3) расходы на приобретенные или изготовленные основные средства, а также приобретенные или созданные самим налогоплательщиком, нематериальные активы до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость нематериальных активов и основных включается в расходы в следующем порядке:

-  в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

-  в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

-  в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае если налогоплательщиком применяется упрощенная система налогообложения с момента постановки на учет в налоговом органе, стоимость нематериальных активов и основных средств принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В том случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия, документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года [30].

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 Налогового Кодекса РФ.

В случае реализации или передачи приобретенных, созданных самим налогоплательщиком, изготовленных, сооруженных основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение, модернизацию и техническое перевооружение, реконструкцию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, а также создание самим налогоплательщиком, в составе расходов в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет и с момента их приобретения, изготовления, сооружения, создания самим налогоплательщиком, налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами. С момента их учета в составе расходов на приобретение, модернизацию и техническое перевооружение, реконструкцию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, а также создание самим налогоплательщиком, до даты реализации или передачи другим физическим или юридическим лицам, с учетом положений главы 25 Налогового Кодекса РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Ставка налога при объекте налогообложения «Доходы уменьшенные на величину расходов», составляет 15%. Но, с 2009 г. субъектам РФ дано право устанавливать дифференцированные ставки, снижая ставку налога до 5%. В Новосибирской области дифференцированная ставка не применяется, и ставка налога остается на уровне 15%.

В случае получения убытков за налоговый период или если налоговая база равна нулю [33], будет иметь место сумма налога к уплате по итогам налогового периода. Для этой ситуации п. 6 ст. 346.18 НК РФ предусмотрен минимальный налог. Если за налоговый период сумма исчисленного в обычном порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог. В том же пункте раскрыт механизм исчисления и уплаты данного налога. В размере 1% от налоговой базы, которой являются все доходы организации, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, исчисляется сумма минимального налога за налоговый период.

Налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", ведут налоговый учет и полученных доходов, и произведенных расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. При изменении избранного объекта после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором она впервые применена (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Специальной формы уведомления не предусмотрено, поэтому это можно сделать в произвольной форме, причем обязательно иметь у себя второй экземпляр уведомления (письма) с отметкой налоговиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.