рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Структура инспекции Федеральной налоговой службы

Таким образом, произошло выравнивание нагрузки между налоговыми инспекторами, нарушенное в связи с сокращением числа государственных предприятий и бурным ростом числа плательщиков негосударственных форм собственности. Это стало возможным в связи с унификацией налогообложения предприятий всех форм собственности в 1991 – 1992 годах.

В руках одного инспектора, курировавшего конкретного плательщика стала сосредотачиваться вся его налоговая отчетность, что позволило использовать метод сопоставления показателей разных налоговых деклараций для более эффективной камеральной проверки и выбора объектов для документальных проверок.

В тоже время, территориальная структура инспекции была по-прежнему ориентирована на ручную технологию налоговой работы. Информация из бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций налогоплательщиков не вводилась в базу данных инспекции. Для проводки начисленных к уплате или к уменьшению сумм налогов в карточки лицевых счетов декларации передавались в отдел учета и отчетности. Отсутствовала специализация налоговых инспекторов на проведении камеральных и выездных налоговых проверок, несмотря на то, что работа по ним существенно различается.

В это время в структуре инспекции происходили и другие изменения.

Так, для обеспечения нормальной работы вычисли тельной техники, локальных сетей и баз данных, которые все шире внедрялись в налоговую работу, в инспекциях стали создаваться отделы информатизации. Эти отделы относятся к разряду обеспечивающих, комплектуются специалистами с высшим техническим образованием в области вычислительной техники.

В 1994 году впервые встал вопрос о ведении единого государственного реестра налогоплательщиков. Это потребовало выделения в составе инспекций отдела учета налогоплательщиков. Этот отдел обеспечивает постановку на учет и снятие с учета плательщиков налогов, формирование юридических дел налогоплательщиков, ввод информации о них в базу данных инспекции. Необходимо отметить, что именно это направление работы инспекции стало переходить на информационную технологию одним из первых. Кроме того, его создание позволило разделить единое дело налогоплательщика на юридическое и налоговое дела. Необходимость этого обусловлена тем, что юридические документы предприятия, создаваемые при его государственной регистрации, меняются достаточно редко и должны быть легко доступны в течение всего периода деятельности предприятия. Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации поступают в налоговую инспекцию каждый квартал (или каждый месяц) и утрачивают свою актуальность гораздо быстрее, чем юридические документы. Выделение юридического дела позволило сдавать в архив налоговые дела предприятий за периоды 3-х и более летней давности.

Необходимо отметить также, что в большинстве случаев, отделы учета налогоплательщиков занимались работой только с юридическими лицами. Учет налогоплательщиков – физических лиц вели отделы налогообложения физических лиц.

Принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением» привело к созданию в структуре районной инспекции отдела по контролю за применением ККМ. На отдел была возложена работа по постановке на учет и снятию с учета контрольно–кассовых машин, проверке соблюдения законодательства об из применении в расчетах с населением, подготовке решений о наложении штрафов за несоблюдение законодательства о ККМ. Впоследствии функции отдела ККМ существенно расширились – отделы стали заниматься вопросами контроля за оборотом алкогольных и табачных изделий, полноты учета выручки от розничной торговли и оказания услуг населению, выявлением фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах и т.д.

Одним из направлений совершенствования налогового законодательства являлось повышение правовой защищенности налогоплательщиков. В этом же направлении развивалось вообще все законодательство России. Все большее значение стало приобретать обеспечение доказательной базы актов налоговых проверок, соблюдение процессуальных норм в работе налоговых инспекторов, происходил постоянный рост числа судебных процессов с участием налоговых инспекций. Это потребовало создать в инспекциях юридические отделы для качественного правового обеспечения деятельности инспекции.

С первых дней существования налоговой системы нарастает вал ведомственной отчетности, представляемой налоговыми органами. Наряду с формами, относящимися к группе «налоговой статистики» существует масса форм и информаций, введенных отдельными письмами ФНС России и региональных управлений и представляемых ежемесячно или ежеквартально. Общее количество таких отчетов уже давно превысило сотню и постоянно увеличивается. В этих условиях инспекция обязана обеспечить качественное и своевременное представление таких отчетов, согласованность их показателей, непротиворечивость разных форм. С другой стороны, постоянно увеличивалось значение анализа имеющейся в инспекции информации для повышения эффективности контрольной работы, оценки работы подразделений инспекции и отдельных ее сотрудников. Все большее значение приобретает работа по прогнозированию налоговых поступлений в целом по контролируемой территории и по отдельным, крупнейшим, налогоплательщикам. Для решения этих задач в инспекциях были созданы отделы анализа и прогнозирования.

Штатная численность районных инспекций постепенно увеличивалась. Это вело к необходимости набора новых сотрудников, расстановки и воспитания кадров. С другой стороны, постоянно возрастал документооборот, существенно усложнялись и задачи по хозяйственному обеспечению деятельности инспекций. Для повышения качества работы по всем этим направлениям произошло разделение административно-хозяйственных отделов на отделы кадров и общие отделы.

Отдел кадров инспекции занимался работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров; ведению кадрового делопроизводства и воинского учета. Отдел кадров также обеспечивал своевременность присвоения сотрудникам инспекции классных чинов и размеров доплат за выслугу лет, контроль за трудовой дисциплиной и использованием рабочего времени. В ряде случаев на отдел кадров возлагалась также работа по обеспечению неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну и безопасности инспекции и ее сотрудников.

Общий отдел обеспечивал ведение делопроизводства в инспекции, контроля за сроками исполнения писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков, заданий и поручений вышестоящих организаций и руководства инспекции; прием, регистрацию и отправку корреспонденции. В части хозяйственного обеспечения деятельности инспекции на общий отдел возлагалась работа по эксплуатации здания инспекции и поддержки работоспособности всех его систем; по приобретению, хранению и ремонту мебели, оборудования, инвентаря и расходных материалов. 

Таким образом, к моменту вступления в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 года) в состав территориальной налоговой инспекции, как правило, входили:

1.  Руководство.

2.  Территориальные отделы.

3.  Отдел налогообложения граждан.

4.  Отдел учета и отчетности.

5.  Отдел учета налогоплательщиков.

6.  Отдел по контролю за применением ККМ в денежных расчетах с населением.

7.  Юридический отдел.

8.  Отдел анализа и прогнозирования.

9.  Отдел информатизации.

10.  Бухгалтерия.

11.  Отдел кадров.

12.  Общий отдел.

Однако, эта структура не была типовой. В каждой инспекции формировался свой набор отделов. Достаточно сказать, что только в территориальных налоговых инспекциях г.Москвы насчитывалось около 50 разных типов отделов. В некоторых инспекциях сохранились остатки первой структуры – отделы налогообложения предприятий определенных форм собственности или сфер деятельности (например – совместных предприятий, банков, страховых организаций и т.п.), в других инспекциях произошел переход на более прогрессивную структуру с выделением отделов камеральных и выездных налоговых проверок. В одних инспекциях раздел территории между территориальными отделами производился по улицам, в других – по муниципальным районам. В одних инспекциях сохранился единый отдел налогообложения граждан, в других он был разделен на 2 или 3 отдела по направлениям работы и т.п. Все это делало структуру каждой территориальной инспекции уникальной, осложняло управление, делало невозможным сопоставление результатов работы по конкретным участкам на территории субъекта федерации или по России в целом.

Все это, а также качественное изменение условий работы налоговых органов при вступлении в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации потребовало упорядочить структуру налоговой инспекции. В результате этого, в середине 1999 года была проведена реорганизация налоговых органов и осуществлен переход к типовой структуре.

Переходу к типовой структуре налоговой инспекции предшествовал ряд существенных изменений в законодательстве, уровне информатизации и технологии налоговой работы. Без этих предпосылок внедрение новой структуры было бы невозможным.

В результате внесения изменений в законодательство о налоговой системе в 1997 - 1998 годах, вступления в действие Налогового кодекса у налоговых органов несколько ослабла фискальная функция и существенно усилилась функция разъяснительной работы с налогоплательщиками и налоговыми агентами. Укрепилось понимание того, что основным источником доходов бюджета являются налоги, а не штрафы за нарушение налогового законодательства. Соответственно государству выгоднее обеспечить повышение собираемости налогов путем создания более понятной и дружественной налогоплательщику налоговой системы, чем путем ужесточения ответственности за неуплату налогов.

Новым являлось введения принципа презумпции невиновности налогоплательщика. Он не должен доказывать, что не совершал противоправных действий. Нарушение налогового законодательства должен доказать налоговый орган. До недавнего времени на практике действовала скорее «презумпция виновности».

Развитие правовой системы страны, и, прежде всего - принятие и вступление в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации - привело к тому, что процессуальные вопросы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов приобрели не меньшее значение, чем методические и организационные вопросы. Соответственно, возникла необходимость соблюдения в работе налоговых органов целого ряда новых, процессуальных моментов, связанных, прежде всего, с оформлением значительного количества документов, которые раньше были не нужны, значительным увеличением числа судебных процессов и т.д.

За первые 10 лет существования налоговой службы существенно возрос уровень автоматизации налоговой работы, был накоплен большой опыт построения и отладки технологических процессов налогового администрирования, были реализованы пилотные проекты по его совершенствованию.

С учетом вышеперечисленных факторов в 1999 году была утверждена и внедрена новая типовая структура налоговой инспекции. В ее состав включались следующие отделы:

1.  Руководство (руководитель инспекции, заместители руководителя инспекции).

2.  Отдел выездных проверок юридических лиц.

3.  Отдел камеральных проверок юридических лиц.

4.  Отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами.

5.  Отдел по проверке правильности удержания подоходного налога у источника выплаты.

6.  Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц.

7.  Отдел учета, отчетности и анализа.

8.  Отдел по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.

9.  Юридический отдел.

10.  Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

11.  Отдел оперативного контроля.

12.  Отдел информационного обеспечения и электронного ввода данных.

13.  Отдел по работе с персоналом.

14.  Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.

15.  Общий отдел.

В некоторых случаях допускалось разделение отдела учета, отчетности и анализа на отдел учета и отчетности и отдел анализа.

Отличительными особенностями этой структуры были:

-  Создание отделов камеральных и выездных налоговых проверок вместо территориальных отделов. В результате этого удалось разделить функции по камеральным и выездным проверкам между налоговыми инспекторами.

-  Разделение отдела налогообложения физических лиц на 3 самостоятельных отдела по направлениям работы, различающимся по налогоплательщикам, видам налогов и технологии налогового администрирования.

-  Разделение обеспечивающих отделов по выполняемым функциям.

Новая структура инспекции получила название «функциональной». Она позволила перестроить работу инспекции с учетом требований автоматизации выполнения многих основных операций и оптимизировать, в известной степени, разделение труда между отделами и налоговыми инспекторами.

2.3. Современная структура инспекции ФНС России, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных.

Описанная выше структура районной инспекции была разработана с учетом многолетнего опыта работы налоговых инспекций по пополнению бюджета. Однако при ее создании не удалось решить все организационные задач. К ним можно отнести необходимость дальнейшей автоматизации работы налоговых органов, более четкой организации информационного обслуживания налогоплательщиков, сокращения затрат ресурсов на составления ведомственной отчетности. В рамках существующей структуры не удалось разделить работу налоговых инспекторов и операторов, занимающихся ручным вводом информации в компьютер (эти функции оказались совмещенными в отделах камеральных проверок, декларирования физических лиц, учета и отчетности).

В ходе решения этих задач в 2001 - 2004 годах типовая структура налоговой инспекции неоднократно корректировалась. В настоящее время существуют следующие типовые структуры налоговых инспекций:

-  типовая структура налоговых инспекций ФНС России с предельной численностью свыше 89 единиц (утверждена Приказом МНС России от 27 декабря 2002 г. № БГ-3-25/752 (с изменениями и дополнениями));

-  типовая структура налоговых инспекций ФНС России с предельной численностью от 60 до 89 единиц (утверждена Приказом МНС России от от 24 февраля 2004 г. № БГ-3-25/140@);

-  типовая структура межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (утверждена Приказом ФНС России от 22 октября 2004 г. № САЭ-3-15/8@).

Кроме того, отдельными приказами ФНС России утверждены положения о межрегиональных инспекциях по федеральным округам и по централизованной обработке данных.

Рассмотри подробнее структуру инспекции ФНС России со штатной численностью свыше 89 единиц - это самый распространенный тип налоговых инспекций.

1.  Руководство

2.  Отдел финансового и общего обеспечения

3.  Юридический отдел

4.  Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

5.  Отдел работы с налогоплательщиками

6.  Отдел информационных технологий

7.  Отдел ввода и обработки данных

8.  Отдел учета, отчетности и анализа

9.  Отдел урегулирования задолженности

10.   Отдел камеральных проверок

11.   Отдел выездных проверок

12.   Отдел оперативного контроля

Обязательными для выполнения всеми отделами инспекции являются следующие функции:

-  Участие в подготовке ответов на письменные запросы по предмету деятельности отдела.

-  Формирование установленной ФНС России отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел финансового и общего обеспечения отвечает за:

1.  Общее делопроизводство (прием, отправку и обработку корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи; делопроизводство по документам для служебного пользования и иного ограниченного доступа; формирование и ведение архива документов инспекции; организацию обмена корреспонденцией по электронной почте; планирование, координация и контроль исполнения работ; организацию работы секретариата руководства инспекции; обеспечение представительских мероприятий и организация совещаний руководства инспекции; массовую печать и размножение документов; доставку документов (корреспонденции) до организаций, учреждений в черте города (поселка)).

2.  Кадровую работу (подбор, назначение, перемещение, увольнение персонала; составление штатного расписания, укомплектование инспекции кадрами в соответствии с квалификационными требованиями по замещаемым государственным должностям федеральной государственной службы; организацию и проведение работы с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности; обеспечение прохождения государственной службы работниками (подготовка трудовых договоров, организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестация государственных служащих, оформление материалов к присвоению классных чинов и т.д.); подготовку документов для оформления пенсии за выслугу лет, исчисление периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы государственных служащих, дающий право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет; учет и проверку сведений, содержащихся в справках о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности федеральной государственной службы; оформление наградных материалов на работников, представляемых к награждению государственными наградами, Почетной грамотой ФНС России и ведомственными знаками отличия; учет военнообязанных, бронирование и оформление документов на предоставление отсрочек от военной службы; организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала, взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров; ведение учета использования рабочего времени и оформление листов нетрудоспособности, оформление документов на получение страхового медицинского полиса; ведение и хранение личных дел работников, трудовых книжек и других документов, своевременность и правильность внесения в них изменений; работу с письмами, жалобами, заявлениями граждан по кадровым вопросам в соответствии с установленным порядком).

3.  Организация защиты государственной тайны. Ведение секретного делопроизводства. Обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, ведомственного режима, организация обеспечения охраны. Проведение мероприятий по обеспечению безопасности, анализ их эффективности и выработка предложений по совершенствованию системы безопасности в инспекции. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке. Организация взаимодействия инспекции со сторонними организациями по обмену конфиденциальной информацией. Обеспечение информационной безопасности, в том числе защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи. Организация доступа персонала и посторонних лиц в помещения, где размещены средства информатизации и коммуникации, а также хранятся носители информации. Организация доступа пользователей в базы данных инспекции, регистрация действий пользователей автоматизированной информационной системы. Обеспечение защиты информации от компьютерных вирусов. Участие в следственных мероприятиях (проведение выемок документов из регистрационных, учетных и налоговых дел налогоплательщиков в инспекции).

4.  Выполнение функций получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Осуществление бухгалтерского учета, представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности.

5.  Организация коммунально-эксплутационного, технического, транспортного, социально-бытового и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения согласно утвержденным нормативам. Организация и проведение конкурсов на закупку товаров, работ (услуг).

6.  Обеспечение охраны труда.

На начальника отдела финансового и общего обеспечения возлагаются функции главного бухгалтера, при этом допускается двойное наименование должности: «начальник отдела финансового и общего обеспечения - главный бухгалтер».

В инспекциях с установленной предельной численностью работников свыше 200 единиц, за исключением инспекций в центрах субъектов Российской Федерации, из отдела финансового и общего обеспечения могут быть выделены отдел общего обеспечения и отдел финансово-хозяйственного обеспечения. На начальника отдела финансово-хозяйственного обеспечения возлагаются функции главного бухгалтера, при этом допускается двойное наименование должности: «начальник отдела финансово-хозяйственного обеспечения - главный бухгалтер». Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации осуществляет организацию централизованных закупок товаров, работ и услуг в целях материально-технического обеспечения инспекций ФНС России, расположенных в городах - административных центрах субъектов Российской Федерации. При этом в структуре указанных инспекций не создается отдел финансово-хозяйственного обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.