рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Сравнение налоговой системы Беларуси и России

В   Республике  Беларусь  это  положение  не  применяется   при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным  ценам  (тарифам), если в эти цены  (тарифы)  уже  включен данный налог.

Также  в  Республике  Беларусь, как и в  Российской  Федерации, сумма налога выделяется отдельной строкой в расчетных документах,  в том  числе  реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных  документах. Но в Российской Федерации  сумма  налога  также выделяется  в специальном документе - счете-фактуре по НДС,  которая служит   основанием  для  принятия  предъявленных  сумм  к   вычету.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы  учета полученных  и  выставленных счетов-фактур,  книги  покупок  и  книги продаж.

В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета- фактуры;

2)    наименование,    адрес    и   идентификационные    номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4)  номер  платежно-расчетного  документа  в  случае  получения авансовых  или  иных  платежей в счет предстоящих  поставок  товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5)  наименование  поставляемых (отгруженных) товаров  (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

6)  количество  (объем)  поставляемых (отгруженных)  по  счету- фактуре  товаров (работ, услуг) исходя из принятых  по  нему  единиц измерения;

7)  цена  (тариф) за единицу измерения по договору  (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8)   стоимость   товаров  (работ,  услуг)  за  все   количество поставляемых  (отгруженных) по счету- фактуре  товаров  (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11)  сумма  налога,  предъявляемая покупателю  товаров  (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12)  стоимость  всего количества поставляемых (отгруженных)  по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с  учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.  

Отнесение суммы НДС на затраты                               

Как  в  Республике Беларусь, так и в Российской Федерации сумма налога,  уплаченная при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), на   затраты   налогоплательщика  не   относится,   за   исключением использования приобретенных товаров (работ, услуг) для  производства и    реализации    товаров   (работ,   услуг),   освобожденных    от налогообложения.  В Российской Федерации сумма налога  относится  на затраты и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом   реализации  которых  не  признается  территория  Российской Федерации.

Отличия между государствами по данному положению проявляются  в том,  что  суммы  НДС, уплаченные при приобретении (ввозе)  основных фондов  и нематериальных активов, в Республике Беларусь не относятся на  затраты, независимо от направления использования этих товаров  - для  производства  и  реализации  освобожденных  от  налога  товаров (работ, услуг) или облагаемых в общеустановленном порядке.

В   Российской  Федерации  в  случае  частичного  использования покупателем  приобретенных  товаров  (выполненных  работ,  оказанных услуг)  в  производстве и (или) реализации товаров  (работ,  услуг), операции   по   реализации  которых  подлежат   налогообложению,   а частично - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога,  предъявленные  продавцом  указанных  приобретенных  товаров (работ,  услуг),  включаются в затраты,  принимаемые  к  вычету  при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц),  или  подлежат  налоговому вычету в той пропорции,  в  которой указанные  приобретенные  товары (работы, услуги)  используются  для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции  по реализации   которых   подлежат  налогообложению   (освобождены   от налогообложения).   Указанная  пропорция  определяется   исходя   из стоимости  товаров  (работ, услуг), операции по  реализации  которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения),  в  общем объеме  выручки  от  реализации товаров (работ, услуг)  за  отчетный налоговый  период. В аналогичном порядке определяется сумма  налога, относимая  на  издержки  производства и обращения,  и  в  Республике Беларусь.

В  Российской  Федерации,  если доля  товаров  (работ,  услуг), используемых  для  производства и (или) реализации  товаров  (работ, услуг),  не подлежащих налогообложению, не превышает 5 процентов  (в

 стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг),  используемых  для производства и (или)  реализации  товаров (работ, услуг), все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, подлежат вычету. В Республике  Беларусь действует обратный порядок: если  удельный  вес выручки  (доходов) от операций, освобождаемых от НДС, в общей  сумме выручки  (доходов) за отчетный период составляет более 95 процентов, то   субъекты  предпринимательской  деятельности  имеют   право   не определять суммы НДС, относящиеся к облагаемым НДС оборотам,  а  все суммы   уплаченного  налога  включать  в  издержки  производства   и обращения.

В  Российской  Федерации  только банки, страховые  организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать  в  затраты, принимаемые  к  вычету при исчислении налога на доходы  организаций, суммы   налога,  уплаченные  поставщикам  по  приобретаемым  товарам (работам, услугам).

 Суммы НДС, включаемые в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг)                        

В   Республике  Беларусь  на  стоимость  приобретаемых  товаров (работ, услуг) относятся суммы налога:

1)  уплаченные при приобретении лекарственных средств, а  также медицинской  техники, приборов и оборудования, изделий  медицинского (ветеринарного)   назначения,  включая   услуги   торгово-закупочных организаций  по  реализации вышеназванных лекарственных  средств,  а также   медицинской   техники,  приборов  и  оборудования,   изделий медицинского  (ветеринарного) назначения,  за  пределами  Республики Беларусь в государствах, с которыми Республикой Беларусь применяется взимание налога по принципу страны происхождения товаров;

2)  уплаченные при приобретении книжной продукции, связанной  с образованием,   наукой  и  культурой,  с  налогом   на   добавленную стоимость,   а  также  сырья,  материалов,  топлива,  комплектующих, полуфабрикатов,  других  товаров  (работ,  услуг),  за   исключением основных фондов и нематериальных активов;

3)   уплаченные  при  поставках  из  Российской   Федерации   в Республику Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, продавцу этих товаров;

4)  предъявленные  налогоплательщикам  Республики  Беларусь   к уплате   нерезидентами  Республики  Беларусь  (кроме   продавцов   - резидентов   Грузии,   Российской  Федерации,   Туркменистана)   при приобретении  у  них ввозимых в Республику Беларусь товаров  (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы;

5)  уплаченные по договорам, заключенным с резидентами  Грузии, Российской   Федерации,  Туркменистана,  по  товарам,  ввозимым   из государств,  в  торговых отношениях с которыми  Республика  Беларусь применяет взимание косвенных налогов по принципу страны назначения;

6)  уплаченные  по товарам (работам, услугам), приобретенным  в государствах,  в  отношениях с которыми взимание  косвенных  налогов осуществляется по принципу страны назначения.

В  Налоговом кодексе Российской Федерации такие ограничения  не оговорены,  за  исключением  того, что суммы  налога,  предъявленные налогоплательщику  при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  либо фактически  уплаченные  при ввозе товаров на  территорию  Российской Федерации,  учитываются в стоимости соответствующих товаров  (работ, услуг) в случае:

1)  приобретения  (ввоза)  товаров (работ,  услуг)  лицами,  не являющимися  налогоплательщиками либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика  (организации  и  индивидуальные  предприниматели, имеющие  выручку за квартал один миллион рублей без НДС и  налога  с продаж);

2)   приобретения   (ввоза)   амортизируемого   имущества   для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции  по реализации  (передаче)  которых  не признаются  реализацией  товаров (работ,  услуг)  (передача  на  безвозмездной  основе  жилых  домов, детских  садов,  клубов,  санаториев и  других  объектов  социально- культурного  и  жилищно-коммунального  назначения,  а  также  дорог, электрических   сетей,  подстанций,  газовых   сетей,   водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и   органам  местного  самоуправления  (или,  по  решению  указанных органов,     специализированным     организациям,     осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

Налоговые вычеты

Вычетам как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации

 подлежат  суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им   при   приобретении  товаров  (работ,  услуг)  либо   уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную  территорию  этих государств:

1)  товаров  (работ,  услуг), приобретаемых  для  осуществления производственной   деятельности  или  иных  операций,   признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные покупателями  - налоговыми агентами при приобретении выполненных строительных  работ незарегистрированными   в  налоговых  органах   резидентами   других государств.

Налоговые  вычеты  производятся на основании первичных  учетных документов   и   расчетных   документов   установленного    образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком  товаров (работ,  услуг), либо на основании оформленных таможенных деклараций и  копий  платежных  документов или иных документов,  подтверждающих факт  уплаты налога по ввозимым на таможенную территорию товарам.  В Российской Федерации для получения права на вычет сумм налога  также необходимо наличие счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость.

В  Республике  Беларусь также необходимо наличие  книги  покупок,  в которой отражаются суммы налога, предназначенные для вычетов.    В     Республике    Беларусь    суммы    налога,     уплаченные налогоплательщиком    подрядчикам   при   проведении    капитального строительства, строительно-монтажных и ремонтных работ, а также  при приобретении   объектов  завершенного  капитального   строительства, подлежат  вычету  только  при  введении в  действие  соответствующих объектов   завершенного  капитального  строительства.  В  Российской Федерации  положение  по  вводу в действие объектов  для  проведения вычетов  распространяется  и  на  суммы  налога,  уплаченные  и  при приобретении   строительных  материалов,  а  не  только   уплаченные подрядчикам.

В  Российской Федерации вычетам подлежат все суммы  налога,  по которым имеется на это право.[32]

В   Республике   Беларусь   вычеты  сумм   налога,   уплаченных налогоплательщиком  при  приобретении  (ввозе)  им  товаров  (работ, услуг)   для  производственных  целей,  производятся  в  фактических размерах,  но  не  более  сумм  НДС,  исчисленных  по  оборотам   по реализации  товаров  (работ,  услуг).  Кроме  того,  при  наличии  в отчетном  налоговом  периоде  реализации  товаров  (работ,   услуг), облагаемых  налогом по нулевой ставке, вычету подлежат суммы  налога (кроме  сумм  налога, уплаченных при приобретении  (ввозе)  основных средств  и  нематериальных  активов),  определенные  пропорционально стоимости  этих  товаров  (работ, услуг) и общей  стоимости  товаров (работ,  услуг),  реализованных  в отчетном  налоговом  периоде,  за исключением  стоимости  товаров  (работ,  услуг),  освобожденных  от налогообложения.

При  этом вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров  (работ, услуг), по которым установлена ставка в  размере  0 процентов,   осуществляются  только  при   наличии   документального подтверждения  факта  вывоза  указанных  товаров  в  государства,  в отношениях с которыми применяется взимание налога по этой ставке.

Таким  образом, в практике исчисления сумм вычетов, на  которые уменьшается   исчисленная  сумма  НДС,  существует  так   называемый «буфер»,  которым  является исчисленная сумма  НДС,  за  исключением случаев  наличия в отчетном налоговом периоде оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке.

В  первую очередь определяются суммы НДС, относимые на  затраты налогоплательщика  по  производству  и  реализации  товаров  (работ, услуг),  освобождаемых от налогообложения. Далее определяются  суммы НДС,  приходящиеся на обороты по реализации товаров (работ,  услуг), облагаемых   по   нулевой  ставке,  и  суммы  НДС,   относящиеся   к налогооблагаемым  операциям. К вычету принимаются в  первую  очередь суммы  НДС,  относящиеся к налогооблагаемым операциям,  и  если  они менее  суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ,  услуг), то  к  вычетам  добавляются суммы НДС, относящиеся  к  приобретенным основным  средствам и нематериальным активам, в пределах суммы  НДС, исчисленной  по реализации товаров (работ, услуг). В случае  наличия сумм  НДС,  относящихся  к  оборотам по реализации  товаров  (работ, услуг),  облагаемых  по  нулевой ставке,  эти  суммы  добавляются  к вычетам  независимо  от того, превосходят ли эти  суммы  сумму  НДС, исчисленную  по  реализации товаров (работ, услуг).  Суммы  НДС,  не включенные   в  вычеты  в  результате  их  превышения   суммы   НДС, исчисленной  по  реализации товаров (работ,  услуг),  переносятся  в расчет вычетов на следующий налоговый период.

Только  в  случае наличия сумм НДС, относящихся к  оборотам  по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке,  не применяется  эффект «буфера» и суммы вычетов могут  превышать  сумму НДС, исчисленную по оборотам по реализации товаров (работ, услуг).

При  этом  в  случае  наличия оборотов  по  реализации  товаров (работ,  услуг), облагаемых по нулевой ставке, суммы НДС, уплаченные при  приобретении  товаров (работ, услуг)  в  Российской  Федерации, подлежат  вычету в фактических размерах, но не более  суммы  налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг).

Для  определения  сумм  НДС, подлежащих  вычету  сверх  налога, исчисленного  по  реализации, необходимо обеспечить  отдельный  учет сумм  НДС,  уплаченного при приобретении товаров  (работ,  услуг)  в Российской  Федерации. При наличии входного налога, уплаченного  при приобретении  товаров  (работ,  услуг)  в  Российской  Федерации,  и оборотов  по  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых  НДС  по нулевой ставке, сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к зачету   сверх  налога,  исчисленного  по  реализации,  определяется умножением  суммы  налога, приходящейся на товары (работы,  услуги), облагаемые по нулевой ставке, на отношение суммы уплаченного  налога (строка  1.2  приложения к налоговой декларации), за вычетом налога, уплаченного  при  приобретении товаров (работ, услуг)  в  Российской Федерации, на общую сумму уплаченного налога, отражаемую  по  строке 1.2  приложения к налоговой декларации.

              Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма  налога,  подлежащая  уплате  в  бюджет,  определяется  в Республике  Беларусь  и  Российской  Федерации  идентичным  образом, поскольку  применяется  одинаковый  метод  исчисления  НДС.   Расчет обязательств  перед  бюджетом по НДС производится  путем  уменьшения суммы  налога, исчисленной от операций по реализации товаров (работ, услуг), на суммы налоговых вычетов.

Если   сумма  налоговых  вычетов  в  соответствующем  налоговом периоде  превышает  общую  сумму налога, налогоплательщик  в  данном налоговом  периоде  налог  не уплачивает,  а  разница  между  суммой налоговых   вычетов  и  общей  суммой  налога  подлежит   вычету   в первоочередном  порядке из общей суммы налога в следующем  налоговом периоде  или  зачету  либо возврату налогоплательщику  в  Республике Беларусь  в  порядке, определяемом Советом Министров, а в Российской Федерации - в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В  Республике  Беларусь возврат (зачет  в  счет  уплаты  других налогов  (платежей) разницы между суммой налоговых вычетов  и  общей суммой налога производится за счет общих платежей налогов налоговыми органами  на  основании  представленных расчетов  и  по  письменному заявлению  налогоплательщика  в  10-дневный  срок  после  проведения проверки  обоснованности  возврата  (зачета)  этой  суммы.  Проверка обоснованности возврата (зачета) производится налоговыми органами  в течение  20 дней с момента получения налоговой декларации  (расчета) по  налогу  на  добавленную стоимость, по которой  сумма  превышения составляет 3000 и более минимальных заработных плат.

В  Российской  Федерации сумма превышения  вычетов  над  суммой налога,   исчисленной   по   реализации  товаров   (работ,   услуг), направляется  в  течение  трех  календарных  месяцев,  следующих  за истекшим    налоговым    периодом,   на   исполнение    обязанностей налогоплательщика  по  уплате налогов или  сборов,  включая  налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской  Федерации,  на  уплату пени,  погашение  недоимки,  сумм налоговых   санкций,   присужденных  налогоплательщику,   подлежащих зачислению  в тот же бюджет. По истечении трех календарных  месяцев, следующих  за  истекшим налоговым периодом, сумма, которая  не  была зачтена,  подлежит  возврату налогоплательщику  по  его  письменному заявлению.  Возмещение сумм налога в результате  применения  нулевой ставки   производится  не  позднее  трех  месяцев,  считая  со   дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и  документов, подтверждающих  обоснованность  применения  этой  ставки  налога.  В течение   указанного  срока  налоговый  орган  производит   проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов  и  налоговых вычетов  и принимает решение о возмещении путем зачета или  возврата соответствующих  сумм  либо  об отказе (полностью  или  частично)  в возмещении.

          Сроки уплаты НДС в бюджет                

В  Республике Беларусь, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам   предыдущего   налогового  периода  (строка   21   налоговой декларации  (расчета),  составила от  3000  до  5000  (включительно) минимальных   заработных   плат,   установленных   законодательством Республики  Беларусь, налог за текущий налоговый период уплачивается путем  внесения авансовых платежей ежедекадно в размере одной  трети суммы налога, уплаченной по итогам предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1)  не  позднее 10-го числа текущего месяца - за первую  декаду месяца;

2)  не  позднее 20-го числа текущего месяца - за вторую  декаду месяца;

3) не позднее последнего дня текущего месяца - за остальные дни текущего месяца.

Если  сумма  налога,  подлежащая уплате по  итогам  предыдущего налогового   периода  (строка  21  налоговой  декларации  (расчета), составила  более 5000 минимальных заработных  плат,  установленных законодательством  Республики Беларусь, налог за  текущий  налоговый период  уплачивается  путем внесения авансовых  платежей  в  размере одной   шестой  суммы  налога,  уплаченной  по  итогам   предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1) не позднее 5-го числа текущего месяца;

2) не позднее 10-го числа текущего месяца;

3) не позднее 15-го числа текущего месяца;

4) не позднее 20-го числа текущего месяца;

5) не позднее 25-го числа текущего месяца;

6) не позднее последнего дня текущего месяца.

Для  определения  суммы  налога для уплаты  авансовых  платежей принимается  сумма  налога, исчисленная  с  применением  вычетов  по итогам предыдущего налогового периода.

Суммы налога, подлежащие доплате по результатам перерасчета,  и суммы  налога,  уплачиваемые один раз за отчетный налоговый  период, вносятся  в  бюджет  не  позднее 22-го числа месяца,  следующего  за истекшим налоговым периодом.

В  Российской  Федерации уплата налога производится  по  итогам каждого   налогового   периода  исходя  из  фактической   реализации (передачи)  товаров (выполнения, в том числе для  собственных  нужд, работ,  оказания,  в  том  числе для  собственных  нужд,  услуг)  за истекший  налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как  в  Республике  Беларусь,  так  и  в  Российской  Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию  в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.  При этом в Российской Федерации представляется  отдельная декларация  по  оборотам  от  реализации  товаров  (работ,   услуг), облагаемых по нулевой ставке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.