рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование бюджетной политики в период финансово-экономического кризиса

На следующем этапе бюджетная политика была направлена на создание благоприятных условий для развития экономики, решение важнейших социальных задач, повышение эффективности государственного сектора. В ходе налоговой реформы была снижена налоговая нагрузка на несырьевые отрасли, с одновременным увеличением изъятия в бюджет природной ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. Для сглаживания зависимости доходов бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры был создан Стабилизационный фонд. Была проведена всесторонняя реформа межбюджетных отношений, включающая четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки регионов, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетной обеспеченности.

Одной из решающих предпосылок повышения эффективности бюджетной политики стала концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях государственной политики и структурных реформ. В последние годы значительно активизировалось государственная политика поддержки экономического роста. Создан Инвестиционный фонд, Российский банк развития, опережающими темпами росли расходы на национальную экономику. Началось использование принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочия и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу. В 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года.

25 августа 2008 года был разработан проект бюджетной стратегии до 2023 года, где были определены главные направления нового этапа бюджетной политики, включающие:

·  приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;

·  повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

·  повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,

·  снижение бедности, повышение результативности социальной политики,

·  конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;

·  открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы. [21]

В своем докладе к данной стратегии министр финансов А. Кудрин отметил, что «весь период с 2009 по 2023 год цена на нефть будет оказывать все менее значимое влияние на доходы бюджета. Она уже не имеет решающего значения. Из этого, увы, следует, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов. Это совершенно новый тренд». Однако ситуация финансово-экономического кризиса, последовавшая незадолго после, показала, что снижение конъюнктурных доходов государственного бюджета оказало очень серьезное влияние на систему государственных финансов, что привело к возникновению дефицита бюджета и усилению долговой зависимости. А выход из кризисного положения многие эксперты связывают напрямую с повышением цен на нефть.

Выводы

Бюджетная политика занимает важное место в системе государственного управления, являясь ядром общей экономической политики, так и центральным звеном финансовой политики.

Роль и значение бюджетной политики определяется тем, что она воздействует на все процессы, связанные с формированием бюджета и использованием бюджетных средств, тем самым затрагивая интересы государства, бизнеса и общества в целом. От того насколько объемна бюджетная ресурсная база и велик бюджетный потенциал – зависит сама возможность устойчивого развития государства и модернизация его национального хозяйства.

Эффективная система государственных расходов может существовать только при наличии эффективной бюджетной политики, согласующейся с общей идеологией государственных властей, прогнозами социально-экономического развития страны и имеющимися финансовыми ресурсами. Широкий набор участников, имеющих полномочия в области формирования и реализации бюджетной политики делает необходимым создание четких законодательно закрепленных правил взаимодействия между ними. Принятие бюджетного кодекса в 1998 году послужило большим толчком в этом

направлении в частности и развитии бюджетного законодательства в целом.

Выбирая ту или иную форму государственного регулирования бюджетных отношений, уполномоченные органы власти, тем самым, проявляют себя, как приверженцы определенного экономического и политического мышления.

Бюджетная политика в России формируется и реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, который охватывает все этапы, связанные с составлением, рассмотрением, принятием и исполнением бюджета страны.

Закон о бюджете является главным финансовым законом, выражающим экономическую и социальную политику государства. В нем закрепляются все основные финансовые параметры предстоящих доходов и расходов государства.

Основными сферами реализации бюджетной политики выступают: политика доходов, политика расходов, политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политика в области регулирования межбюджетных отношений.

 


2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

2.1 Анализ управления доходами и расходами государственного бюджета

Анализ бюджетных доходов.

Государственная политика в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является национальный доход.

Если рассматривать бюджетную систему в целом, то можно отметить, что доходы расширенного бюджета в период с 2000 по 2008 год увеличились в номинальном выражении в 5,9 раза и лежали в пределах от 36,4 до 40,2% ВВП. Причем с 2003 до 2007 года они постепенно росли, но с началом кризиса начали снижаться и по прогнозу МЭРТ к 2012 году составят 31% ВВП.

Рис. 1. Динамика доли доходов расширенного бюджета в % от ВВП[22]

*Рассчитано по данным Росстата и Федерального казначейства

Значение этого показателя близко к среднему уровню по странам ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним показателям по ЕС, составляющим 47% ВВП.

Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики является фискальный. С помощью налогов формируется основная часть бюджета.

Доходы федерального бюджета в период с 1998 по 2009 год в основном формировались за счет НДС, таможенных пошлин и ресурсных налогов, которые в среднем за период составляли 69% от всех доходов. Следует отметить, что в бюджетной классификации доходов, существовавшей до 2005 года доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи за пользование природными ресурсами, относились к неналоговым доходам. В целях сопоставимости данных в таблице 2 данные виды поступлений включены, поскольку они действительно имеют фискальный характер.

По данной таблице видно, что за последние годы доля налоговых доходов в федеральном бюджете значительно выросла. В большинстве стран мира такая ситуация является весьма распространенной.

Таблица 2

Доля и структура налоговых доходов в Федеральном бюджете РФ[23]

1998 2000 2002 2004 2006 2008 2009
Доля налоговых доходов 83,5 84,6 94,4 93,2 96,3 93,9 89,7
Структура налоговых доходов
НДС 38,4 22 38,5 33,5 33,6 24,4 31,2
Акцизы 21,4 15 11 3,8 1,8 1,8 1,5
Таможенные пошлины и сборы 7,4 21,6 16,1 27,6 34,2 40,2 38,4
Налог на прибыль 13,1 7,6 10,3 6,1 7,1 8,7 3,0
Платежи за пользование природными ресурсами 2,3 1,4 9,1 13,7 15,4 18,7 15,3
ЕСН 14 14,4 6,2 5,8 7,8
Прочие налоги и сборы 17,4 32,4 1 0,9 1,7 0,4 2,8

Однако, если там этот процесс связан с сокращением государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности ее управления и, одновременно, результатом сырьевой направленности экономики в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.