рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ "Республика"

До 1 января 2009 года на сайте АФН можно было почерпнуть только общую информацию о структуре инвестиционных портфелей различных НПФ. Но с начала 2009 года вступила в силу поправка в типовой пенсионный договор. Она дает вкладчику возможность получать от фонда детальную информацию о том, в какие конкретно инструменты и в каком объеме он вкладывает. Это предоставит вкладчикам еще больше возможностей измерять свой пенсионный капитал и продумывать инвестиционную стратегию. По мнению специалистов, если средний коэффициент риска по инвестиционному портфелю фонда превышает 50-60%, это свидетельствует о том, что данный НПФ ведет рискованную игру.


3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Проблема №1 (текущая): Мировой финансовый кризис и его влияние на пенсионный рынок Казахстана

Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились и на состоянии отечественного пенсионного сектора. Вторая «волна» мирового финансового кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых финансовых институтов и спровоцировавшая усиление волатильности на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние в той или иной степени на состоянии практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние годы, а в некоторых случаях даже снижение.

Портфели казахстанских НПФ, равно как и зарубежных, проявили высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках.

Так, впервые с начала функционирования накопительной пенсионной системы Казахстана в сентябре 2008 года было зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется сокращением инвестиционного дохода в связи с волатильностью на финансовых рынках и связанным с этим отрицательным трендом рыночных котировок на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ. Так, котировки на ценные бумаги казахстанских эмитентов, в том числе БВУ, на фоне нарастания негативных ожиданий в отношении стабильности финансового сектора и усиления волатильности фондовых, товарных рынков упали практически до своих минимальных исторических значений.

По отношению к пенсионному фонду «Республика» можно сказать, что на работу фонда финансовый кризис не оказал значительного влияния, так как в сравнении с остальными фондами данный фонд, единственный, постоянно находился на передней планке в рейтинге по коэффициенту номинального дохода и даже более того умудрялся практически постоянно поддерживать свой высокий уровень К2 на отметке, превышающей также и уровень накопленной инфляции за 12 месяцев. Динамика коэффициента номинального дохода по фондам и накопленного уровня инфляции представлена в Приложении №1.

3.2 Проблема №2 (постоянная): Повальная необразованность людей, фактических и потенциальных вкладчиков пенсионных фондов

С момента реформирования пенсионной системы Казахстана и по настоящее время самая большая проблема, которая присутствовала всегда и, возможно, в будущем изживет себя, это проблема необразованности людей в понятии организации пенсионной системы и ее предназначении. Большинство работающего населения не имеет даже понятия о необходимости пенсионных накоплений, так как вследствие некоторых негативных моментов, таких как создание и последствия окончания деятельности всем печально известной корпорации АО «МММ», а также сомнительной деятельности АО « Валют – Транзит Банка» сказалось практически на всеобщем мнении, что любая организация, принимающая вклады населения, не гарантирует в свою очередь, сохранность данных вкладов. Поэтому, только при условии всеобщего обхвата территории Казахстана пенсионными фондами на предмет обучения пенсионной грамотности населения, может происходить дальнейшее совершенствование пенсионной системы в целом. На практическом примере данной дипломной работы видно, что пенсионный фонд «Республика» с этой проблемой столкнулся лицом к лицу, так как многие менеджеры пенсионных фондов, в попытке продвинуть свой фонд, даже не задумываются о грамотности человека в области пенсионного законодательства. В большинстве случаев оказывалось, что только с приходом на пенсионный рынок НПФ «Республики» люди начали вникать и осознанно выбирать действительно тот фонд, который им импонирует.

3.3 Перспективы развития пенсионной системы Республики Казахстан

Социальное развитие государства независимо от реализуемой модели экономического развития оценивается по уровню жизни пенсионеров. В различных странах проблема социального обеспечения решается на уровне государства, которое несет непосредственную и прямую обязанность перед пенсионерами. Последовательно осуществляемые в Казахстане социально-экономические реформы на протяжении ряда лет обусловили ряд позитивных сдвигов. Сегодня в республике создана эффективно действующая пенсионная система, позволившая поднять уровень жизни пенсионеров.

Развитие экономики любой страны неразрывно связано с эффективностью реализации мер по пенсионной защите населения, поскольку социальная стабильность здесь играет ключевую роль. Необходимость поддержки категорий населения, находящихся в пенсионном возрасте, обусловливается прежде всего обеспечением социальных гарантий в рамках открытого общества. Пенсионная система Казахстана одновременно выполняет две функции. Во-первых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Во-вторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики.

В целом за истекшее время пенсионное обеспечение в республике претерпело существенные изменения. В Казахстане разработано национальное пенсионное законодательство, осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. По существу, в республике создана новая пенсионная система, опирающаяся на собственную финансовую основу – внебюджетные пенсионные (социальные) фонды.

Накопительная пенсионная система обладает рядом преимуществ, среди которых можно выделить заметную роль пенсионных фондов в развитии фондового рынка, поскольку фонды вкладывают свои финансовые средства на долгосрочную перспективу, с учетом обеспечения интересов вкладчиков.

В соответствии с высокой ролью пенсионной системы в части обеспечения социальных гарантий, роста экономики, Казахстан одним из первых из стран СНГ и Балтии еще в январе 1998 года приступил к реализации пенсионной реформы, в результате которой появилась пенсионная система, основанная на трех составляющих – солидарной, накопительной и добровольной.

Президент Республики Казахстан в своих программных документах постоянно отмечает важность проводимых преобразований в социальной сфере, акцентируя внимание на ее пенсионной составляющей. Н. А. Назарбаев не раз подчеркивал, что опыт республики в развитии пенсионной реформы вызывает большой интерес мирового сообщества. По оценкам международных экспертов, пенсионная система нашей страны отличается своей уникальностью не только среди стран СНГ, но и на международном уровне.

Действующая в настоящее время система социальной защиты в Республике Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия. Пенсионная система Республики Казахстан призвана обеспечивать государством материальную поддержку каждого гражданина, достигшего законно установленного возраста или состояния, препятствующего трудовой деятельности.

В Казахстане реформы в пенсионной системе осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. В июне 1997 года был принят закон «О пенсионном обеспечении в РК», в соответствии с которым были заложены основы функционирования новой системы пенсионного обеспечения. Как было отмечено выше, наряду с накопительной пенсионной системой была сохранена и действовавшая ранее солидарная пенсионная система со всеми обязательствами государства перед пенсионерами.

Одним из преимуществ проводимой пенсионной реформы в республике явилось внедрение и развитие накопительной пенсионной системы, направленной на создание рыночной инфраструктуры и коренного улучшения модели социального обеспечения. В накопительной системе пенсия граждан формируется за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков. При выходе на пенсию накопленные сбережения выплачиваются вкладчикам с индивидуальных пенсионных счетов.

В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» была введена система добровольных взносов, за счет которых формируется дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей. Таким образом, каждый гражданин в Казахстане имеет дополнительную возможность увеличить свои пенсионные накопления.

Сегодня все фонды в Казахстане имеют добровольные пенсионные счета, количество которых уже превышает 40 тысяч. Это свидетельствует о доверии населения к накопительной пенсионной системе.

Пенсионная система Казахстана развивается очень динамично. Сегодня пенсионные фонды обладают мощным капиталом, который используется в экономике республики.

Так, по состоянию на 1 июня 2007 года активы в накопительной пенсионной системе Казахстана превысили 1 триллион тенге и достигли 10% от произведенного внутреннего валового продукта страны.

При этом благоприятной предпосылкой можно считать неуклонную динамику роста пенсионных накоплений. Если в 2006 году суммарный прирост пенсионных накоплений по республике составлял 10-13 миллиардов тенге в месяц, то уже за 2007 год – 13-15 миллиардов тенге. Зарегистрированное в республике среднемесячное увеличение пенсионных активов указывает, что пенсионные фонды являются одним из основных инвесторов на фондовом рынке, а на рынке корпоративных ценных бумаг занимают большую долю.

В республике также произошло увеличение чистого инвестиционного дохода до 270 миллиардов тенге. Увеличение данного показателя является одним из факторов успешного развития пенсионной системы в стране.

Пенсионные взносы инвестируются в финансовые инструменты в целях обеспечения роста пенсионных накоплений и, что очень важно, их защиты от инфляции. В настоящее время преодолена тенденция, когда инфляция поглощала пенсионные накопления. Так, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период апрель 2006 – апрель 2007 года составил 9,14% при уровне инфляции за этот период 7,7%. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день решена одна из важных задач по защите накоплений вкладчиков.

Приведенные статистические данные позволяют утверждать, что реформа накопительной пенсионной системы успешно проведена. Уже тот факт, что объем произведенного ВВП в 2006 году составил 10,1 триллиона тенге, и 10% из них – это объем суммарных пенсионных активов, свидетельствует о состоятельности пенсионной системы и стабильном росте пенсионных активов. Постоянный рост пенсионных активов также указывает на рост заработной платы и благосостояния казахстанцев.

Развитие накопительной системы напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация НПФ. Сегодня развитие пенсионного сектора зависит от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих уровень инфляции.

Поэтому финансовая политика государства строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в стране. Пенсионные резервы позволяют обеспечить прирост производства товаров и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров.

Ведется разработка новых подходов в управлении пенсионными активами. Уделяется большое внимание обеспечению достаточным количеством доходных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ассортимент которых сможет удовлетворить спрос.

В перспективе развитие национального фондового рынка будет связано с дальнейшим формированием инфраструктуры регионального финансового центра Алматы, а через него и роли Казахстана в финансовой жизни Центральноазиатского региона. При этом фонды получат возможность работать на торговой площадке этого регионального финансового центра.

В конце 2006 года Агентством по финансовому надзору был представлен новый подход регулирования пенсионных фондов. Наиболее актуальным вопросом для пенсионных фондов как институциональных инвесторов стали новые правила инвестирования пенсионных активов. С 1 января 2007 года инвестиционный портфель пенсионных фондов должен содержать 70% ценных бумаг наиболее успешных и стабильных казахстанских компаний, котирующихся на международном рынке.

Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в первую очередь о деньгах вкладчиков.

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая отдаленные регионы, на основе электронной карточки. В качестве одного из ее базовых приложений планируется предусмотреть электронные услуги по пенсионному обеспечению граждан. Внедрение электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам с вкладчиками, так и упрощения процедуры перевода накоплений между фондами.

Подводя итоги прошедшего периода реформирования пенсионной системы, можно утверждать, что пенсионная система оказывает все большее позитивное влияние на социальную сферу, а также играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее время казахстанская модель пенсионного обеспечения является лучшей на постсоветском пространстве. Важным аспектом новой пенсионной системы можно также отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная в республике, явилась важным шагом на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения благосостояния казахстанцев в соответствии с социально ориентированной политикой государства.

3.4 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию, с чем встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет надобности, так как их пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время пребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых компаний: как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды; как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта их устойчивости, безусловно, важна и необходима.

Задача любой страховой организации, независимо от её формы является предоставление страховой защиты своей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему.

Пока человек молод и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести в любую выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора будут: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов со значительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться. На его будущее благополучие начинает работать теория больших чисел, то есть инвестирование внесенных им средств под сложные проценты по формуле:

А = В(1+n)\.

За 10-15 лет уплаченная сумма превращается в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностей инфляции.

Страхование пенсионных активов – это прерогатива страховых компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования жизни. Альтернативным методом, благодаря которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка пенсионной ренты (аннуитета) у страховой компании. Под аннуитетом подразумевается соглашение между страховой компанией и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают два типа аннуитета: фиксированный и переменный.

По фиксированному аннуитету гражданин уплачивает страховой компании определенную сумму денег единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качестве инвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенного времени, указанного в договоре.

По переменному аннуитету страховая компания выплачивает сумму средств, которая может колебаться в зависимости от эффективности инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в долгосрочном периоде, поэтому они чаще используются в пенсионном планировании.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного обеспечения существует уже много лет, компании по страхованию жизни покупают все накопления физического лица в пенсионном фонде в обмен на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты или выплаты непосредственно из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.

Что касается условий выплаты дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: и страхование по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность досрочной выплаты пенсии в связи с наступившей инвалидностью или потерей работы за несколько лет до наступления пенсионного возраста, и сочетания страхования дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования рентабельным для страховой компании.

В данном случае мы рассмотрели вариант самостоятельного обеспечения страхователем своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования дополнительной пенсии своих сотрудников может и предприятие. Если предприятие не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия – это хороший экономический рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть договор досрочно.

Итак, при создании системы пенсионного страхования принято руководствоваться определенными принципами, которые гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:

1)свободного волеизъявления, что предполагает право свободного выбора предприятиями и физическими лицами заключать договор пенсионного страхования со страховыми компаниями;

2)полноценного финансового контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний;

3)создание равных экономических и правовых условий для всех участников этого рынка.

Создание же таких условий предполагает:

1)введение в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, включив в него платежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.

2)в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, включить сумму платежей работодателей по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.